План-конспект урока русского языка
Учитель: Долженкова Фарида Николаевна
Тема: Обстоятельство
Цели: Формировать умение находить главные и второстепенные члены предложения, характеризовать их, определять виды. Развивать умение анализировать, классифицировать, умение аргументировать свой ответ, работать в группах, оценивать свои ответы и работу товарищей.
1. Орг.момент «Комплимент» - «Вращающийся круг» По кругу сказать комплимент товарищу. Деление на тройки, по заготовленным номерам.
2. Графическая минутка. Актуализация знаний. Работа индивидуальная
Шш, шляпа, шуршит, шустрый, шумно. – определить части речи, с каждым словом составить предложение и объяснить какую роль выполняет слово в предложении. Работа в парах Оценивание «Похвала учителя»
Какая тема сегодняшнего урока? Какие цели мы себе сегодня поставим? (Повторение членов предложения, умение формулировать вопрос к обстоятельствам )
3. . Вызов, стратегия «Лови ошибку».
Выполняя задание, ученик 3 класса допустил ряд ошибок, выполняя синтаксический разбор предложений. Найдите и исправьте ошибки. Обсуждение в группах. Задание – сравнить полученные результаты, выстроить систему доказательств, участвует каждый член группы.
Утром Алёша отправился в школу. Садовник дал мальчику спелые яблоки. Алёша принёс их в школу. Ребята попробовали яблоки. Они поблагодарили садовника.
Самооценка – «Светофор».
3.
Заполнение таблицы
Подлежащее | Сказуемое | Определение | Дополнение | Обстоятельство |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Запись в тетради: (Когда?) Утром, (куда?) в школу, (кто?) садовник, (кому?) мальчику, (что?) яблоки, (куда?) в школу, (кого?) садовника.
Самооценка «Светофор»
Стратегия «Интервью в тройках» - группа распределяет роли:
Секретарь
Корреспондент
Прохожий
Перечень вопросов:
1. Назовите главные члены предложения. Приведите пример.
2. Какие второстепенные члены предложения вы знаете? Как они выделяются?
3. Что вы знаете об обстоятельстве? Приведите пример.
Критерии оценки:
1. Называет главные члены предложения, вопросы, какой часть речи чаще выражается, приводит примеры | |
2. Называет виды второстепенных членов предложения, кратко характеризует каждый, знает о графическом изображении. | |
3. Знает вопросы, роль обстоятельств, какими частями речи выражается, приводит примеры. | |
4. Закрепление
Стратегия «Верю – не верю»
подлежащее – это второстепенный член предложения
обстоятельство – это второстепенный член предложения
сказуемое главный член предложения
обстоятельства подчёркиваем волнистой линией
определение выражается прилагательными
дополнение отвечает на вопрос что делает? что сделает?
обстоятельства отвечают только на падежные вопросы
обстоятельства отвечают на вопросы как? куда? откуда? где?
Самооценка «Светофор»
Тест по вариантам.
Вариант 1.
1. Найди все обстоятельства в предложении: «Я часто купался на песчаной отмели».
1. купался
2. часто
3. на отмели
4. на песчаной
2. Найди дополнение в предложение: «Ребята интересно рассказывали о птицах».
1. интересно
2. ребята
3. о птицах
4. рассказывали
3. Найди предложение, которое соответствует схеме: - - - - ____ ~ ~~~~~ _____.
1. В широких лугах зацвели одуванчики.
2. У дороги растут душистые ромашки.
4. Разбери предложение по членам предложения.
1. Ночью одуванчики крепко спят.
2. Душистые ягоды облепили тонкие ветки.
Вариант 2.
1. Найди все обстоятельства в предложении: «Вечером мы весело играли с ребятами».
1. играли
2. вечером
3. с ребятами
4. весело
2. Найди дополнение в предложении: «Дети рисовали лесных зверей».
1. рисовали
2. дети
3. зверей
4.лесных
3. Найди предложение, которое соответствует схеме:_____ ____ ~ ~~~~~ - - - - .
1. На лесных лужайках цветут ромашки.
2. Мы вышли на большую поляну.
4. Разбери предложение по членам предложения.
1. На лугу пышно цветёт клевер.
2. У лесных птиц появились птенцы.
Вариант 1. | Вариант 2. | Критерий оценки |
1. 2-часто, 3-на отмели | 1. 2-вечером, 4-весело | 1 балл |
2. 3-о птицах | 2. 3-зверей | 1 балл |
3. 2-У дороги растут душистые ромашки. | 3. 2-Мы вышли на большую поляну. | 1 балл |
4. 1.Ночью одуванчики крепко спят. 2.Душистые ягоды облепили тонкие ветви. | 4. 1.На лугу пышно цветёт клевер. 2.У лесных птиц появились птенцы. | 2 балла |
5. Рефлексия
Вспомни, какое настроение ты испытывал на уроке, оцени свою работу:
1.На уроке я работал | активно / пассивно |
2.Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3.Урок для меня показался | коротким / длинным |
4.За урок я | не устал / устал |
5.Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
6.Материал урока мне был | понятен / не понятен, полезен / бесполезен интересен / скучен |
7.Домашнее задание мне кажется | легким / трудным, интересно / не интересно |