СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока на тему: «Размножение и развитие насекомых»с использованием системно-деятельностного подхода в обучении

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок «открытия» нового знания.Цель урока : сформировать представление об особенностях размножения и типах развития насекомых; продолжить формирование умений узнавать изученных животных на таблицах, сравнивать их между собой; закрепить понятие «размножение».

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему: «Размножение и развитие насекомых»с использованием системно-деятельностного подхода в обучении»





Разработка урока по биологии на тему:

«Размножение и развитие насекомых»

с использованием системно-деятельностного подхода в обучении



Выполнила:

Учитель биологии

МАОУ СОШ №1

ст.Новопокровской

Кондратова И.С.




ст.Новопокровская

2012г


.




Тема урока: «Размножение и развитие насекомых».


Тип урока: урок «открытия» нового знания.


Цель урока ( для учителя): сформировать представление об особенностях размножения и типах развития насекомых; продолжить формирование умений узнавать изученных животных на таблицах, сравнивать их между собой; закрепить понятие «размножение».


Планируемый результат (для учащихся): познакомиться с особенностями размножения насекомых, типами развития; выявить различия между двумя типами развития; сформировать представление о стадиях развития насекомых, научиться различать их.


Задачи урока:

воспитывающая: воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, ответственного и бережного отношения к окружающей среде.

обучающая: овладение учебно-познавательными, информационными компетентностями.

развивающая: развитие познавательных интересов, развитие познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, формировании интеллектуальных умений.


Оборудование: мультимедийное устройство, таблица «Типы развития насекомых», коллекция насекомых.








Технологические этапы урока, их содержание

Этап урока, его содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

1 Мотивирование к учебной деятельности:

Организационный момент, учащиеся рассаживаются по кругу в две команды. Учитель: «Здравствуйте ребята, мы продолжаем изучение какого класса?» Ответ: «Класс насекомые».

Учитель: Вам, любители кроссвордов,

Приготовлен мой сюрприз:

Кто отлично отвечает,

Получает этот приз!»

(показать жетоны, выбрать помощника для раздачи жетонов)


Настраивает учащихся на активную учебную деятельность, создает рабочую атмосферу на уроке.

Работа в группах

Формирование умения работать в группе, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

2 Актуализация знаний:

Учитель: «Давайте разгадаем кроссворд по пройденной теме «Строение насекомых», а так же из него вы узнаете новую тему нашего урока» (см. приложение 1). За правильный ответ ученик получает жетон. Кроссворд появляется на экране.

Вопросы к кроссворду: 1.Сколько пар конечностей у насекомых? 2. Как называются отверстия на брюшке, через которые проникает воздух в тело насекомых? 3. Насекомое, похожее на самолет, активный хищник и хороший летун? 4.Насекомое кровосос? 5. Какое насекомое стрекочет? 6.Последний отдел тела насекомых? 7.Звук, который издает муха? 8. Как называется видоизмененной переднее крыло у жуков, которое почти не участвует в полете и защищает спинную сторону тела? 9.Сколько пар усиков у насекомых? 10. Какой покров тела у насекомых? 11. Органы дыхания насекомых?

Итак, какое получилось слово? (ответ: размножение)


Проводит актуализацию знаний, нацеливает учащихся на самостоятельную формулировку темы и целей урока. Работа с компьютером

Разгадывая кроссворд по пройденной теме, приходят к теме урока

Работать в группе, устанавливать рабочие отношения, осуществлять контроль действий партнера, уметь убеждать, давать определения понятиям

3 Построение проекта выхода из затруднения:

Учитель: «Какая же тема сегодняшнего урока?» Ответ учащихся: «Размножение насекомых». Учитель: «Я дополню, размножение и развитие насекомых. Какая же цель урока?» Представители от команд формулируют цели урока с помощью учителя и все учащиеся записывают в тетрадь тему и цель.

Нацеливает учащихся на самостоятельную формулировку темы и целей урока.

Формулируют тему урока и основные цели

Формирование умения самостоятельно ставить учебные цели и пути их достижения

4 Реализация построения проекта:

Учитель: «Найдите из параграфа 27 определения: 1 группа - что такое размножение? Половой диморфизм? 2 группа - что такое метаморфоз, постэмбриональное развитие? Каждая группа выпишите в виде схемы два типа развития насекомых, их стадии, отличия?»

Учитель: «Посмотрите на экран, перед вами проблемный вопрос: развитие с каким превращением дает возможность лучше сохраняться в природе?» Прослушав сообщение ученицы об образе жизни и питании майского жука и его личинки, а другого ученика о питании и жизни саранчи, учащиеся возвращаются к проблемному вопросу, обсуждают его и представители от каждой группы пытаются ответить на него. За правильный ответ получают жетон.

Организует самостоятельную работу учащихся с учебником в группах. Создает проблемную ситуацию. Обеспечивает обсуждение изученного материала. Работа с компьютером

Работа по группам, с учебником, запись в тетрадь определений и схем, обсуждения в группах проблемного вопроса

Уметь давать определения основным понятиям, выделять главное и второстепенное в тексте. Умение ставить проблему, установление причинно-следственных связей, планировать пути достижения целей, уметь самостоятельно контролировать свое время ,

5 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Выступление по группам: представители от каждой группы дают ответ на определения заданные им раннее и отвечают по типам развития насекомых (1 группа-с неполным превращением, 2 группа с полным). При этом на экране отображаются стадии каждого типа развития и наглядно просматриваются различия

Проводит закрепление изученного материала. Работа с компьютером

Выступление представителей от групп

работать в сотрудничестве, вступать в диалог, работать в группе, устанавливать рабочие отношения, осуществлять контроль действий партнера, уметь убеждать

6 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учитель: «Посмотрите на экран, где изображена таблица и заполните ее у себя в тетради».

Тип развития

Стадии развития

Отряды насекомых


Затем через несколько минут учащиеся проверяют правильность заполнения таблицы по эталону - уже заполненной таблице, которая высвечивается на экране. Учащиеся просматривают коллекцию с насекомыми.

Контролирует выполнение заданий. С помощью учащихся проверяет правильность заполнения таблицы. Проводит закрепление изученного материала. Работа с компьютером

Заполняют таблицу с использованием учебника с проверкой по эталону и рассматривают коллекцию насекомых

Умение выделять главное и второстепенное в тексте

7 Включение в систему заданий повторения

Учитель: «Ребята, у вас есть ко мне вопросы по новому материалу? Если нет, то давайте немножко поиграем в игру «Бабочки и цветы». Учащиеся каждой команды получают карточки с изображением бабочек, где написаны вопросы и карточки с изображением цветов с ответами на эти вопросы. (см. Приложение 2). Найдите свою пару и получите жетон!


1Воспроизведение себе подобных-это…(размножение)

2 Взросло насекомое –это…(имаго)

3 Синонимом слова метаморфоз является…(превращение)

4 Внешенее отличие самцов от самок…(половой диморфизм)

5 Какая стадия отсутствует при неполном превращении? (куколка)

6 Сколько стадий развития при развитии с полным превращением (4)

7 Сколько стадий развития при развитии с неполным превращением (3)

8 Какой тип развития у бабочек? (с полным превращением)

9 К насекомым с неполным превращением относятся - …(саранча,таракан,клоп)

10 К насекомым с полным превращением относятся-…(бабочки,жуки,пчелы).

11 Где обитают личинки майского жука? (в почве)

12 Чем питается майский жук? (листвой)

Проводит закрепление изученного материала, используя игровые моменты

Работа по группам: игра- «бабочки» читают вопрос, «цветы» подбирают правильный ответ

давать определения понятиям, строить логическое рассуждение, делать выводы , формулирование собственного мнения и позиции, задавать вопросы, вступать в диалог, работать в сотрудничестве

8 Рефлексия учебной деятельности на уроке

Учитель: «Вам понравился урок? Если да – поднимите зеленую карточку, если нет-желтую.

Все на свете нужны.

И мошки на свете

Не меньше нужны ,чем слоны.

Нужны все на свете,

Нужны все подряд

Кто делает мед

И кто делает яд!

На следующем уроке вы узнаете о многообразие насекомых и их роли в природе, и жизни человека.

Оценки сегодня получили: у кого 2 жетона-«4», 3 жетона и более-«5», у кого 1жетон-на следующем уроке дополнительный вопрос.

Домашнее задание: для всех параграф 27 (min), для желающих -приготовить доклады или презентации по различным насекомым.


Спасибо за работу. До свидания.

Осуществляет обратную связь, подводит к следующей теме, оценивает работу учащихся, задаёт д/з по принципу min-max

Оценивают качество урока, сами получают оценки записывают д/з

адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности, установление причинно-следственных связей















Пояснительная записка


Урок естественно-научного направления на тему: «Размножение и развитие насекомых» разработан с применением системно- деятельностного подхода в обучении.

Урок разработан по планированию, составленного на основе рабочей программы по биологии для 7 класса, автор Кондратова И.С. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов, 2 часа в неделю.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. «Биология. Животные». Москва, «Вентана-Граф», 2010 год.

Урок проводился в 7 «Б» классе, количество учащихся – 28 человек. В данном классе высокие показатели по качеству бережливости, дисциплинированность. Выше среднего балла ответственность, ответственное отношение к учебе, отношение к общественному труду, коллективизм, доброта и отзывчивость, честность и справедливость. Высокий уровень по отношению к учебе, к труду, к природе. Высокий уровень навыков здорового образа жизни (отрицательное отношение к вредным привычкам сверстников, занятие спортом). Высокий уровень по отношению к другим (вежливость в отношении старших, младших, сверстников; толерантность, дружелюбие, отзывчивость, милосердие, самоконтроль в поведении). В данном классе выявлена устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.

Урок включает в себя следующие этапы: мотивирование, актуализация знаний, построение проектов из затруднения, реализация построения проектов, первичное закрепление с проговариванием во внешней речи, самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, включение в систему заданий повторения, рефлексия учебной деятельности на уроке.

Применялись методики: системно - деятельностная, информационно-коммуникативная, проблемно-поисковая, коллективная, рефлексивная, игровая.

На уроке использовалось мультимедийное оборудование: проектор, ноутбук, диски с информацией по уроку. Применялись наглядные пособия: коллекции с различными насекомыми, таблицы.

Учащиеся в течении всего урока находились в активной работе: разгадывали кроссворд, искали ответ на поставленный проблемный вопрос, сравнивали типы развития насекомых, вели работу с учебником и делали записи в тетрадь, заполняли таблицу самостоятельно с проверкой по эталону, работали в группах.

Деятельность учителя на уроке была направлена на достижение учащимися следующих результатов:

- личностных: формирование интеллектуальных умений (доказывать, анализировать, сравнивать, делать выводы);

- метапредметных: уметь давать определение понятиям, умение находить биологическую информацию в тексте учебника, умение адекватно использовать речевые средства для аргументации;

- предметных: уметь дать определение терминам «размножение», «половой диморфизм», «метаморфоз», «постэмбриональное развитие»; различать типы развития насекомых и их стадии; определять по таблицам и коллекциям различных насекомых. Эти результаты были достигнуты.








Приложение 1








т

р

и



д

ы

х

а

л

ь

ц

а



с

т

р

е

к

о

з

а



к

о

м

а

р



к

у

з

н

е

ч

и

к



б

р

ю

ш

к

о



ж

у

ж

ж

а

н

и

е


н

а

д

к

р

ы

л

ь

е



о

д

н

а



х

и

т

и

н

о

в

ы

й


т

р

а

х

е

и




Приложение 2