Краснодарский край, Апшеронский район, город Хадыженск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15
имени Героя Советского Союза Гусева Владимира Васильевича
Урок русского языка
в 9 классе
по теме «СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания при них»
Разработала и провела
учитель русского языка и литературы
Авджиян Э.Б.
г. Хадыженск, 2018
Урок № 56.
Тема: СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания при них.
углубление знаний о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Задачи урока:
формировать умения выделять общие и существенные признаки в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными, расставлять знаки препинания;
Готовиться к ОГЭ.
делать обобщающие выводы по теме.
Тип урока: изучение новых знаний.
Форма проведения урока: урок-практикум (самостоятельная работа по теме, конструирование предложений, тестирование в форме ОГЭ)
Оборудование урока:
компьютер, проектор, экран; раздаточный материал; видеоурок; презентация в программе «PowerPoint» по теме: «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Постановка темы и цели урока.
Слово учителя: Бегло вы уже знакомы с таким понятием, как сложные предложения с несколькими придаточными. Сегодня мы углубим знания по теме, на практике закрепим умения находить и характеризовать данные виды предложений, будем готовиться к экзамену. Задача сегодняшнего урока: «Сравнивать, углублять, закреплять».
3.Изучение материалов видеоурока (примеры+ схемы).
4. Проверим себя.
1. Верно ли, что в СПП может быть более одного придаточного предложения?
2. Как называется подчинение, когда главному предложению подчиняется первое придаточное, первому - второе и т.д.?
3. Как называется подчинение, когда к одному главному предложению относятся придаточные разных типов?
4. Как называется подчинение, когда придаточные являются предложениями одного типа и относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом?
- комбинированное подчинение
5. Верно ли считать, что при однородном подчинении придаточные предложения аналогичны однородным членам предложения, связанным между собой союзом и , и запятая между ними не нужна?
6. Как называется подчинение, в котором придаточные предложения могут присоединяться к главному при помощи однородного соподчинения, неоднородного соподчинения и последовательного подчинения одновременно?
Физминутка
5. Закрепление изученного материала.
Уровень 1. Определить вид придаточных предложений, построить схемы. Определить вид придаточных предложений, построить схемы.
Когда туман рассеялся, когда серые облака поднялись вверх и растаяли, туристы прошли уже километров семь.
Потом я вспомнил, какими ослепительно-синими бывают лоскутки неба, когда дни начинают медленно прибавляться.
Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика, который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плече к себе в избу.
Пьер полтора месяца после вечера Анны Павловны и последовавшей за ним бессонной ночи, в которую он решил, что женитьба на Элен была бы несчастием и что ему нужно избегать ее, с ужасом чувствовал, что он должен будет связать с нею свою судьбу.
4. комбинированное (последовательное, однородное, параллельное).
Уровень 2. Самостоятельная работа (Раздаточный материал). Спишите. Расставьте знаки препинания, постройте схемы СПП с несколькими придаточными. Укажите номера предложений
с последовательным подчинением_1______________________________,
2. с параллельным подчинением ____2_4__________________________ ,
3. с однородным подчинением ___3________________________________,
4. с комбинированием моделей ___5_(однород, параллельное__________.
Проверка.
1. Настоящую песню скворца надо слушать лишь ранним утром когда первый розовый свет зари окрасит деревья и вместе с ними скворечники которые всегда располагаются отверстием на восток. __________________________________________________________
2. Мне кажется что если я сделаю ещё хоть один шаг среди этой грозной темноты я тоже полечу в глубокую трясину._______________________________________________
3. Вечером как только темнота скрыла картину мира и толчки волн стали ощущаться сильнее и резче пассажиры разбрелись по каютам. _______________________________
4. Если внимательно прислушаться то можно услышать отдалённые раскаты которые говорят о приближении грозы. ______________________________________________
5. В июльский день когда уже нивами полной и жёлтой ржи покрыты холмы и долы России и синие васильки радостно мигают в ней когда жужжат мухи и раскаты далёких гроз носятся в небесах я ехал на мельницу чтобы ловить рыбу удочкой. __________________
Уровень 3.
Конструирование СПП с несколькими придаточными.
Задание: из данных предложений, используя союзы и союзные слова, образуйте сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Запишите их, расставьте знаки препинания.
1. Уже совсем стемнело. Мы, наконец, пришли на берег озера. Вблизи стояло несколько копен недавно скошенного сена. 2. Наступил октябрь. Установились тёплые дни. Такие дни
бывают только летом.
(1.Уже совсем стемнело, когда мы, наконец, пришли на берег озера, вблизи которого стояло несколько копен недавно скошенного сена – последовательное подчинение).
2.(Когда наступил октябрь, установились тёплые дни, которые или (какие)
бывают только летом – параллельное подчинение).
Проверка выполнения заданий. Самооценка.
«5» – выполнены задания 1, 2, 3
«4» – выполнены задания 1, 2
«3» – выполнено задание 1.
6.Готовимся к ГИА – выполнение заданий №13 (4 теста + самопроверка). Ключи: 4, 5, 4, 4
7.Домашнее задание.
1. Выучить теоретический материал урока.
2. Выполнить 10 заданий №13 по сборникам ОГЭ.
8.Подведение итогов урока.
1.Назовите основные виды придаточных в СПП
(однородное, неоднородное, последовательное, комбинированное подчинение).
2. В чем особенность каждого вида придаточных?
3. На что следует обратить внимание при различении СПП с однородным подчинением?
(один из союзов иногда опускается)
4. Назовите виды схем СПП.
(горизонтальная и вертикальная схемы)
Рефлексия.
Что показалось вам наиболее интересным?
Какие задания вызвали затруднение?
Достигли ли мы цели? Все ли задачи реализованы?
Оцените, насколько качественно вы потрудились на уроке («Отлично», «хорошо»; «удовлетворительно»;
«неудовлетворительно»).
Уровень 1. Определить вид придаточных предложений, построить схемы. Определить вид придаточных предложений, построить схемы.
Когда туман рассеялся, когда серые облака поднялись вверх и растаяли, туристы прошли уже километров семь.
Потом я вспомнил, какими ослепительно-синими бывают лоскутки неба, когда дни начинают медленно прибавляться.
Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика, который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плече к себе в избу.
Пьер полтора месяца после вечера Анны Павловны и последовавшей за ним бессонной ночи, в которую он решил, что женитьба на Элен была бы несчастием и что ему нужно избегать ее, с ужасом чувствовал, что он должен будет связать с нею свою судьбу.
Уровень 2. Самостоятельная работа (Раздаточный материал). Спишите. Расставьте знаки препинания, постройте схемы СПП с несколькими придаточными. Укажите номера предложений
с последовательным подчинением_______________________________,
2. с параллельным подчинением ______________________________ ,
3. с однородным подчинением ___________________________________,
4. с комбинированием моделей _____________________________________
1. Настоящую песню скворца надо слушать лишь ранним утром когда первый розовый свет зари окрасит деревья и вместе с ними скворечники которые всегда располагаются отверстием на восток. __________________________________________________________
2. Мне кажется что если я сделаю ещё хоть один шаг среди этой грозной темноты я тоже полечу в глубокую трясину._______________________________________________
3. Вечером как только темнота скрыла картину мира и толчки волн стали ощущаться сильнее и резче пассажиры разбрелись по каютам. _______________________________
4. Если внимательно прислушаться то можно услышать отдалённые раскаты которые говорят о приближении грозы. ______________________________________________
5. В июльский день когда уже нивами полной и жёлтой ржи покрыты холмы и долы России и синие васильки радостно мигают в ней когда жужжат мухи и раскаты далёких гроз носятся в небесах я ехал на мельницу чтобы ловить рыбу удочкой. __________________
Уровень 3.
Конструирование СПП с несколькими придаточными.
Задание: из данных предложений, используя союзы и союзные слова, образуйте сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Запишите их, расставьте знаки препинания.
1. Уже совсем стемнело. Мы, наконец, пришли на берег озера. Вблизи стояло несколько копен недавно скошенного сена. 2. Наступил октябрь. Установились тёплые дни. Такие дни
бывают только летом.