Тема: «Наследственная и ненаследственная изменчивость».
Цели:
- формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции;
-воспитание гражданской ответственности, самостоятельности, инициативности.
Задачи урока:
- систематизировать и углубить знания об изменчивости и ее видах;
- сформировать понятие о модификационной изменчивости, причинах ее проявления, приспособительном характере модификаций;
- раскрыть сущность наследственной изменчивости; познакомить с формами наследственной изменчивости, с видами мутаций и факторами, способствующими их возникновению.
Планируемые результаты обучения
Предметные: — формулировать определения понятий «генотипическая изменчивость», «мутационная изменчивость», «мутация», «мутагенные факторы»;
-называть и характеризовать мутагенные факторы, виды мутаций по их воздействию на организм;
- знать примеры взаимосвязей между воздействием мутагенов и возможностью возникновения мутаций;
-осознавать необходимость активного действия по предотвращению воздействия на организм человека мутагенов;
-характеризовать источники комбинативной изменчивости.
Метапредметные:
Познавательные: — использовать приемы мыслительной деятельности для обработки информации и структурирования ее в логическую схему;
— выявлять причинно-следственные связи (между воздействием мутагенов и возможностью возникновения мутаций).
Коммуникативные: — использовать речевые средства для изложения информации, аргументации своей точки зрения.
Регулятивные: — организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития биологии; осознание важности генетических знаний для сохранения здоровья человека; осознание ценности здоровья человека на основе знаний о мутагенах и возможных мутациях, связанных с их действием.
Ход урока
1.Актуализация и проверка знаний.
Фронтальный опрос. Каковы основные положения современной хромосомной теории наследственности? Что вам известно о ее основоположнике Т. Моргане?
В каком случае справедливо правило независимого наследования признаков? Как наследуются гены, локализованные в одной хромосоме? Какое практическое значение могут иметь генетические карты хромосом?
2. Изучение нового материала (Лекция с элементами беседы.)
С генетической точки зрения изменчивость представляет собой результат реакции генотипа в процессе индивидуального развития организма на условия внешней среды.
Изменчивость организмов является одним из главных факторов эволюции. Она служит источником для искусственного и естественного отборов.
Биологи различают наследственную и ненаследственную изменчивость.
К наследственной изменчивости относят такие изменения признаков организма, которые определяются генотипом и сохраняются в ряду поколений. К ненаследственной изменчивости, которую Дарвин назвал определенной, а теперь называют модификационной, или фенотипической, изменчивостью, относят изменения признаков организма; не сохраняющиеся при половом размножении.
Наследственная изменчивость представляет собой изменение генотипа, ненаследственная изменчивость — изменение фенотипа организма.
В течение индивидуальной жизни организма под влиянием факторов внешней среды у него могут возникать два типа изменений: в одном случае изменяется функционирование, действие генов в процессе формирования признаков, в другом — сам генотип.
Мы познакомились с наследственной изменчивостью, возникающей в результате комбинаций генов и их взаимодействия.
Комбинация генов осуществляется на основе двух процессов:
1) независимого распределения хромосом в мейозе и их случайного сочетания при оплодотворении;
2) перекреста хромосом и рекомбинаций генов.
Наследственную изменчивость, обусловленную комбинацией и рекомбинацией генов, принято называть комбинативной изменчивостью. При данном типе изменчивости сами гены не изменяются, изменяются их сочетание и характер взаимодействия в системе генотипа. Однако данный тип наследственной изменчивости следует рассматривать как вторичное явление, а первичным следует считать мутационное изменение гена.
Источником для естественного отбора являются наследственные изменения — как мутации генов, так и их рекомбинации.
Модификационная изменчивость играет ограниченную роль в органической эволюции. Так, если взять вегетативные побеги от одного и того же растения, например земляники, и выращивать их в различных условиях влажности, температуры, освещенности, на разных почвах, то несмотря на одинаковый генотип, они окажутся различными. Действием разных экстремальных факторов у них можно вызвать еще большие различия. Однако семена, собранные с таких растений и высеянные в одинаковых условиях, дадут однотипное потомство, если не в первом, то в последующих поколениях. Изменения признаков организма, вызванные действием факторов среды в онтогенезе, исчезают со смертью организма.
Модификационная изменчивость вызывается внешними факторами, но предел ее и степень выраженности признака контролируются генотипом. Так, однояйцевые близнецы сходны фенотипически и даже одинаково реагируют на разные условия (например, чаще всего переносят одни и те же заболевания). Но среда существенно влияет на формирование признаков. К примеру, у однояйцевых близнецов веснушки проявляются в разной степени в различных климатических условиях. У животных резкое ухудшение пищевого рациона может привести к похуданию одних и к смерти других особей. У человека при одинаково усиленном питании резко прибавит в массе тела гиперстеник, в меньшей степени - нормастеник, масса же астеника может вообще не измениться. Это свидетельствует о том, что генотип контролирует не только возможность организма изменяться, но и ее пределы. Предел модификации называется нормой реакции. Именно норма реакции, а не сами модификации, наследуется, т.е. наследуется способность к развитию того или иного признака. Норма реакции – это конкретная количественная я качественная характеристика генотипа, т.е. определенное сочетание генов в генотипе и характер их взаимодействия.
Мутационные изменения обязательно связаны с реорганизацией воспроизводящихся структур половых и соматических клеток. Коренное отличие мутаций от модификаций сводится к тому, что мутации могут точно воспроизводиться в длительном ряду клеточных поколений, независимо от условии среды, в которой осуществляется онтогенез. Это объясняется тем, что возникновение мутаций связано с изменением уникальных структур клетки — хромосоме.
Термин «мутация» был введен в генетику известным ученым Гуго де Фризом.
Мутация, по его определению, - это явление скачкообразного, прерывистого изменения наследственного признака.
Положения его теории мутирования не утратили значения до сих пор. Они таковы.
Мутация возникает внезапно, без всяких переходов.
Новые формы вполне устойчивы.
Мутации – это качественные изменения.
Они идут во всех направлениях и могут быть вредными, полезными и нейтральными.
Выявление мутаций зависит от количества особей, проанализированных для обнаружения мутаций.
Одни и те же мутации могут возникать повторно.
Де Фриз, к сожалению, противопоставил свою теорию теории Дарвина, считая мутации новыми видами. Это было ошибочное представление, которое было использовано врагами генетики и стоило жизни многим великим советским ученым в 40-х годах ХХ века.
3. Закрепление знаний.
Фронтальная беседа.
Почему модификационная изменчивость не считается наследственной?
- Что такое норма реакции? Приведите примеры.
- Что лежит в основе комбинативной изменчивости?
-Что такое мутационная изменчивость?
-В чем основные различия между модификациями и мутациями?
- Какие виды мутаций вам известны?
- Какие факторы способны вызвать увеличение мутаций?
-Каково значение генетики для медицины и селекции?
4. Домашнее задание
Изучить § 46 и статью «Мутагенные факторы» в § 48.
Ответить на вопросы.