СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока " Обобщение знаний по теме "Изменения происходящие с веществом"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка может быть использована при обобщении, систематизации,  закреплении  знаний и подготовке к контрольной работе

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока " Обобщение знаний по теме "Изменения происходящие с веществом"»

МБОУ г. Иркутска СОШ № 16











План-конспект открытого урока по химии

«Обобщение и систематизация знаний по теме:

«Изменения, происходящие с веществами»»

8 класс

Учитель химии Мелещенко Н.Г.











Урок по теме: Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами»

Предмет: Химия

Класс: 8 класс

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме и подготовиться к контрольной работе.

Задачи:

Образовательные: обеспечить усвоение основных понятий, входящих в содержание темы: физические и химические явления, основные классы неорганических соединений, химические уравнения, расчеты по химическим уравнениям, типы химических реакций и признаки на основе их классификации; продолжить формирование умений обращаться с оборудованием в ходе выполнения лабораторных опытов.

Развивающие: совершенствовать умения выделять общие признаки на примере классификации основных классов неорганических соединений и типов реакции; обобщать, анализировать при определении продуктов реакции , составлении формул и уравнений реакций на основе закона сохранения массы веществ; проводить химический эксперимент и анализировать его результаты (определять состав, названия, классовую принадлежность продуктов реакции, выявлять их свойства и признаки с помощью таблицы растворимости, тип реакции), соблюдать правила Т.Б.

Воспитательные: совершенствовать коммуникативные умения, развивать самостоятельность, умение работать в группах, проводить самопроверку и взаимопроверку; в целях решения задачи профилактики утомляемости ввести элементы игры и занимательности.

Планируемые результаты (учащиеся должны): самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление.

  • знать различия между химическими и физическими явлениями

  • основные классы неорганических соединений

  • знать признаки химических реакций и условия их протекания

  • знать типы химических реакций.

  • Составлять формулы продуктов реакции

  • уметь записывать уравнения химических реакций

  • уметь проводить расчёты по уравнениям химических реакций

  • уметь проводить химические опыты.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний (рефлексии)

Форма урока: урок-игра

УМК: О.С. Габриелян

Методы обучения: словесный, наглядный, частично исследовательско-поисковый, экспериментальный.

Оборудование для учащихся: Таблица растворимости, ПСХЭ Д.И. Менделеева

4 комплекта:

  1. Пробирки, пробирочные штативы, реактивы: гидроксид натрия, сульфат меди (II), инструктивная карта с заданиями.

  2. Пробирки, пробирочные штативы, реактивы: гидроксид натрия, хлорид железа (III), инструктивная карта с заданиями.

  3. Пробирки, пробирочные штативы, реактивы: ацетат свинца, иодид калия, хлорид натрия, инструктивная карта с заданиями.

  4. Пробирки, пробирочные штативы, реактивы: хлорид натрия, нитрат серебра, инструктивная карта с заданиями.

  5. Сигнальные карточки 3 цветов (красный, зеленый, желтый)

Оборудование для учителя: презентация Power Point, мультимедийный проектор, экран, компьютер.


Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний и умений(рефлексии)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Организационный этап

Подводит итог обсуждения. Учитель приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свое рабочее место

Коммуникативные: сотрудничают с учителем и сверстниками.

2

Актуализация и коррекция опорных знаний и умений учащихся (5 мин.)

Организует деятельность по актуализации знаний:

- контролирует деятельность учащихся;

Учитель: Начинаем урок с «Мощь и сила науки

во множестве фактов, цель – в обобщении этого множества» - Д .И.Менделеев

Презентация.


Познавательные: получают и осмысливают информацию.

Коммуникативные: строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

(Слайд 1)

– вспомним какие факты, касающиеся предмета химия мы сегодня знаем?

Что является объектом изучения я химии?



Называют изученные вещества, явления.

- Вещества

- Явления

-Химические реакции

- Уравнения

- Типы реакций

Коммуникативные: строят речевые высказывания в устной и письменной форме, ведут диалог и участвуют в дискуссии для выявления разных точек зрения на рассматриваемую информацию, выражают и аргументируют свою точку зрения.

- Можно эти понятия назвать фактами?

- да


- Проанализируйте высказывание Д.И.Менделеева, подумайте и сформулируйте тему урока.

Слайд -2

««Изменения, происходящие с веществом»»

Регулятивные:

Формулировка темы урока. Коммуникативные: строят речевые высказывания в устной форме.

Сформулируйте цель урока.

Слайд -3

Обобщить и систематизировать изученные факты, подготовиться к контрольной работе

Регулятивные:

Формулируют цели урока и определяют задачи урока, планируют свою деятельность, прогнозируют результат;

Учитель организует команды для проведения урока и инструктирует:

Работать будем сегодня по группам – командам. У нас есть 4 команды. (1, 2, 3, 4) в каждой команде капитан. На ваших столах имеется инструкционная карта с заданиями на каждый этап, лист для выполнения заданий каждому участнику команды и оценочные листы, в которых будете фиксировать результат задания.

В колонках 1 и 2 оценочного листа № этапа и его название, в № 3 – критерии оценивания, в № 4 фиксируете результаты и в колонке № 5 ставите оценки, по указаниям инструкции. Затем проводим корректировку. Работают активно все члены команды, капитаны команд учитывают активность каждого участника и оценивают.

Знакомятся с инструкционными картами и оценочными листами.

Познавательные: получают и осмысливают информацию.

Регулятивные:

Работают по плану сверяют свои действия с целью.

Личностные:

Формируют умение управлять своей познавательной деятельностью

Задания 1-5 этап одинаковы для всех.

Слайд -4. Разминка

1 этап. Рассмотрите рисунки слайда и внесите номера иллюстраций в соответствующие колонки таблицы (2мин)

Физические явления

Химические явления

1



Проверяем по слайду с готовыми ответами, корректируем.

Заполняют таблицу, сравнивают с ответом слайда, оценивают себя.

Физические явления

Химические явления

1

245

136





 Познавательные: получают и осмысливают информацию, обобщают, устанавливают аналогии, осуществляют классификацию, делают выводы.

Регулятивные:

Работают по плану сверяют свои действия с целью.

корректируют ошибки.

Коммуникативные: проявляют инициативу сотрудничают в поиске и выборе информации;

Личностные:

формируют умение управлять своей познавательной деятельностью

Слайд -4.

2 этап. Укажите признаки протекания химических реакций:

Проверяем по слайду с готовыми ответами, корректируем. (2 мин)

Заполняют таблицу, сравнивают с ответом слайда, оценивают себя.

Свет, тепло, цвет, осадок


Слайд -5.

3 этап. В таблице приведены названия и химические формулы некоторых газообразных веществ. Используя предложенные вам справочные материалы, вычислите молярные массы, ответы занесите в соответствующие колонки (2 мин)

Название вещества

формула

Молярная масса г/моль

1

Кислород

O2


2

Метан

CH4


3

Сернистый газ

SO2



Название вещества

формула

Молярная масса г/моль

1

Кислород

O2

32

2

Метан

CH4

16

3

Сернистый газ

SO2

64


3

II. Обобщение и систематизация понятий и знаний и их применение для выполнения практических заданий

Слайд -6.

4 этап. (4 мин) Выпишите в два столбика вещества относящиеся к известным вам классам: MgO, HCI, CO2, HNO3, K2O, Na2SO4, H3HO4, NaOH, H2CO3, KNO3, Ba(OH)2,CaCO3, CI2O7, H2SO4, AI(OH)3, K2SO4 .

Оксиды

кислоты

основания

соли





















Проверяем по слайду с готовыми ответами, корректируем, от каждой команды попросить дать определение представителю одного класса. За правильный ответ отвечающему 1 балл.

Заполняют таблицу, сравнивают с ответом слайда, оценивают себя, отвечают.


Слайд -6. 4 этап.

Оксиды

кислоты

основания

соли

MgO,

HCI

NaOH

Na2SO4

CO2

HNO3

Ba(OH)2

KNO3

K2O

H3HO4

AI(OH)3

CaCO3

CI2O7

H2CO3


K2SO4


H2SO4









 Коммуникативные: сотрудничают в поиске и выборе информации; строят речевые высказывания в устной и письменной форме, ведут диалог и участвуют в дискуссии для выявления разных точек зрения на рассматриваемую информацию, выражают и аргументируют свою точку зрения

Познавательные: получают и осмысливают информацию, обобщают, устанавливают аналогии, осуществляют классификацию, делают выводы

используют знаково-символические средства для решения задач;

Регулятивные:

Планируют свою деятельность, работают по плану сверяют свои действия с целью.

прогнозируют результат; корректируют ошибки.

Личностные:

Формируют умение управлять своей познавательной деятельностью добросовестное отношение к учению.



Слайд -7.

5 этап.

Химический словарь. Задание – соотнеси
термины и определения, результаты внести в таблицу.

А

Горение –это…

1

реакции, протекающие в противоположных направлениях

Б

Катализа-

торы – это…

2

реакции, сопровождающиеся выделением тепла

В

Экзотерми-

ческие – это…

3

реакции, протекающие с участием катализаторов

Г

Каталити-

ческие - это…

4

реакции, сопровождающиеся поглощением тепла

Д

Эндотерми-ческие это

5

вещества, ускоряющие реакции

Е

Обратимые – это …

6

реакции, протекающие с участием биологических катализаторов

Ж

Фермента-тивные – это…

7

реакции, сопровождающиеся выделением тепла и света





Проверяем по слайду с готовыми ответами, корректируем.

А

7

Б

5

В

2

Г

3

Д

4

Е

1

Ж

6

Заполняют таблицу, сравнивают с ответом слайда, оценивают себя, отвечают.




































Слайд 8.

6 этап. Задания 6-9 этапа проводим по вариантам ( каждой команде один) После выполнения задания фиксируем результаты. Один учащийся из команды выходит и объясняет результат. Члены других команд слушают и, если есть ошибки, исправляют. За правильный ответ исправившему 1 балл. После выступления всех команд проводим проверку, ставим оценку.

1.Проанализируйте предложенные схемы уравнений, определите тип, ответ запишите в виде начальной буквы названия типа в соответствующие клеточки: (4 мин.)

1 команда:

  1. B + O2 = B2O3

  2. HNO3 + MgO = Mg(NO3)2 + H2O

  3. Ca(OH) + H3PO4= Ca3(PO4)2+ H2O

  4. H2SO3 + Mg = MgSO3 + H2

  5. H2СO3 = СO2 + H2O

  1. СaO + H2O = Сa(OH)2

2 команда:

  1. Br2+ O2 = Br 2O7

  2. H2SO4+ Fe 2O3= Fe2(SO4)3 + H2O

  3. AI(OH)3+H2SO4= AI2(SO4)3+ H2O

  4. P2O5 + H2O = H3PO4

  5. Na2O + H2O = NaOH

  6. H2SO4+ Fe = FeSO4 + H2O

3 команда:

  1. Br2+ O2 = Br 2O7

  2. H2SO4+ Fe 2O3= Fe2(SO4)3 + H2O

  3. AI(OH)3+H2SO4= AI2(SO4)3+ H2O

  4. P2O5 + H2O = H3PO4

  5. Na2O + H2O = NaOH

  6. H2SO4+ Fe = FeSO4 + H2O

4 команда:

  1. CI2 + O2 = CI 2O7

  2. AI + H2SO4 = AI2(SO4)3 + H2

  3. KOH + H2CO3 = K2CO3 + H2O

  4. CaО + H3PO4 = Ca3(PO4)2 + H2

  5. Fe2O3 + H2SO4 = Fe2(SO4)3 + H2O

  6. SO3 + H2O = H2SO4

Проверяем по слайду с готовыми ответами, корректируем.

Заполняют таблицу, сравнивают с ответом слайда, оценивают себя, отвечают.


1 команда:


1

2

3

4

5

6

с

о

о

з

р

с


2 команда:


1

2

3

4

5

6

с

о

о

с

с

з


3 команда:


1

2

3

4

5

6

с

з

о

о

с

с


4 команда:


1

2

3

4

5

6

с

з

о

о

о

с








4

III. Усвоение основных понятий на основе систематизации знаний

Слайд -9.

7 этап. (3 мин)

Расставить коэффициенты в уравнениях, ответ запишите в виде последовательности чисел (коэффициентов). Помним, если нет коэффициента, ставим цифру 1.

1 команда:

  1. HNO3 + MgO = Mg(NO3)2 + H2O

  2. Ca(OH)2 + H3PO4 = Ca3(PO4)2 + H2O

2 команда:

  1. H2SO4+ Fe 2O3= Fe2(SO4)3 + H2O

  2. AI(OH)3 + H2SO4 = AI2(SO4)3 + H2O

3 команда:

  1. V + O2 = V 2O5

  2. H3PO4 + Zn = Zn3(PO4)2 + H2

4 команда:

  1. CI2 + O2 = CI 2O7

  2. AI + H2SO4 = AI2(SO4)3 + H2


1

2

3

4

1.





2.






Проверяем по слайду с готовыми ответами, корректируем.

Заполняют таблицу, сравнивают с ответом слайда, оценивают себя, отвечают.


1 команда:

1) 2HNO3 + MgO = Mg(NO3)2 + H2O

2) 3Ca(OH)2 + 2H3PO4 = Ca3(PO4)2 + 6H2O

1

2

3

4

1.

2

1

1

1

2.

3

2

1

6


2 команда:

1) 3H2SO4+ Fe 2O3= Fe2(SO4)3 + 3 H2O

2) 2AI(OH)3 + 3H2SO4 = AI2(SO4)3 + 6H2O

1

2

3

4

1.

3

1

1

3

2.

2

3

1

6


3 команда:

1) 4V + 5O2 = 2V 2O5

2) 2H3PO4 + 3Zn = Zn3(PO4)2 + 3H2

1

2

3

4

1.

4

5

2


2.

2

3

1

3


4 команда:

1) 2CI2 + 7O2 = 2CI 2O7

2) 2AI + 3H2SO4 = AI2(SO4)3 + 3H2

1

2

3

4

1.

2

7

2


2.

2

3

1

3



Коммуникативные: проявляют инициативу, сотрудничают в поиске и выборе информации;

строят речевые высказывания в устной и письменной форме, ведут диалог и участвуют в дискуссии для выявления разных точек зрения на рассматриваемую информацию, выражают и аргументируют свою точку зрения

Регулятивные: самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия;

планируют свою деятельность,

прогнозируют результат; корректируют ошибки.

Познавательные: получают и осмысливают информацию, строят логические цепочки рассуждений, анализируют, устанавливают аналогии, делают выводы,

используют знаково-символические средства для решения задач;

Личностные:

Формируют умение управлять своей познавательной деятельностью добросовестное отношение к учению



Слайд -10

8 этап.

Закончить уравнения реакций.

1) оксид серы (VI) + вода. =

2) оксид натрия + азотная кислота

3) натрий + вода =

4) калия + вода =

Проверяем по слайду с готовыми ответами, корректируем.


Записывают уравнение, сравнивают с ответом слайда, оценивают себя, отвечают.

Закончить уравнения реакций. а) оксид

1) оксид серы (VI) + вода. =

SO2 + H2O = H2SO4

2) оксид натрия + азотная кислота

Na2O + HNO3 = 2NaNO3 + H2O

3) натрий + вода =

Na + 2H2O = 2NaOH + H2

4) оксид калия + вода =

K2O + H2O = 2KOH





Слайд -11.

9 этап. (5мин)

«Любое знание желательно добыть опытным путём»

1 вариант: Прилить к раствору

сульфата меди(II) раствор гидроксида натрия.

2 вариант: Прилить к раствору

хлорида железа (III) раствор гидроксида натрия.

3 вариант: Прилить к раствору

нитрата свинца раствор иодида калия

4 вариант: Прилить к раствору

сульфата натрия раствор хлорида бария Опишите свои наблюдения, объясните полученный результат (Произошла реакция, признак, что за вещество в пробирке, чтобы ответить на последний надо написать уравнения реакций)

Отчет предоставить по плану:

  1. Опишите ваши наблюдения?

  2. Напишите уравнение реакции соблюдая следующий алгоритм:

  1. поменяйте местами составные части сложных веществ

  2. составьте формулы продуктов реакции (поставьте индексы, используя таблицу растворимости)

  3. расставьте коэффициенты

  4. определите вещество, выпавшее в осадок, укажите его формулу и название

Проверяем по слайду с готовыми ответами, корректируем.


1.CuSO4 + 2NaOH = Na2SO4 + Cu(OH)2 (гидроксид меди, голубой студенистой осадок)


2.FeCI3 + 3NaOH = 3NaCI + Fe(OH)3

(гидроксид железа, бурый студенистой осадок)


3.Pb(NO)2 + 2KI = 2KNO3 + PbI2

(Иодид свинца, желтый осадок)


4.Na2SO4 + BaCI2 = 2NaCI + BaSO4

(Сульфат бария, белый осадок)



Слайд -12.

10 этап.

«Подумай и реши» Решить задачу:

Сколько получится оксида кальция при разложении при разложении 204 граммов карбоната кальция, содержащего

2 % примесей?

Проверяем по слайду с готовыми ответами, корректируем. Первый решивший комментирует решение задачи.

  1. 100% - 2% = 98%

  2. 98%/100% = 0,98

  3. 204г * 0,98 = 200г

  4. СаСО3 = СаО + СО2

  5. n(СаСО3) = 200г/100г/моль = 2моль

  6. СаСО3 : СаО =1:1= n(СаО)=2моль

  7. 2моль * 56г/моль (СаО) = 112г(СаО)

5

Рефлексия деятельности

(итог урока)

Учитель предлагает учащимся подсчитать общее количество баллов, капитанам добавить по одному баллу самым активным учащимся, за работу у доски, оценить свою работу на уроке и поставить оценки.

44 – 48 баллов – «5»

36 – 43 балла – «4»

25- 35 баллов – «3»

0 – 24 балла – «2»

Материалы работы положить на край парты.

Проводит рефлексию. Просит поднять листочки

Красный цвет вам непонятно и хотите остановится на теме, учить (Нет)

Желтый цвет приготовиться, значит нужно вспомнить и повторить (Почти да)

Зеленый цвет путь к знаниям открыт,

значит можно смело переходить к следующей теме

(Да)




Работа обучающихся с таблицей кислот и кислотных остатков,

1. Определение степени окисления элементов в формулах кислот;

2. Сопоставление формулы кислоты и формулы соответствующего ей оксида.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные.

6

IV. Домашнее задание

Повторить параграф

26-34

Подготовиться к контрольной работе






Приложение №1 Инструктивная карта урока

Слайд -4. 1 этап. Рассмотрите рисунки слайда и внесите номера иллюстраций в соответствующие

колонки таблицы

Физические явления

Химические явления

1




Слайд -4. 2 этап. Укажите признаки протекания химических реакций:

1. … 2. … 3. … 4. …

Слайд -5. 3 этап. В таблице приведены названия и химические формулы некоторых газообразных

веществ. Используя предложенные вам справочные материалы, вычислите молярные массы

соответствующие колонки

Название вещества

формула

Молярная масса г/моль

1

Кислород

O2


2

Метан

CH4


3

Сернистый газ

SO2



Слайд -6. 4 этап. Выпишите в четыре столбика вещества относящиеся к известным вам классам: MgO, HCI, CO2

, HNO3, K2O, Na2SO4, H3РO4, NaOH, H2CO3, KNO3, Ba(OH)2,CaCO3, CI2O7,H2SO4, AI(OH)3, K2SO4

Оксиды

кислоты

основания

соли


























Слайд -7. 5 этап. Химический словарь. Задание – соотнеси термины и определения

А


Горение –это…

1

реакции, протекающие в противоположных направлениях

Б


Катализаторы – это…

2

реакции, сопровождающиеся выделением тепла

В


Экзотермические – это…

3

реакции, протекающие с участием катализаторов

Г


Каталитические - это…

4

реакции, сопровождающиеся поглощением тепла

Д


Эндотермические это

5

вещества, ускоряющие реакции

Е


Обратимые – это …

6

реакции, протекающие с участием биологических катализаторов

Ж


Ферментативные – это…

7

реакции, сопровождающиеся выделением тепла и света


Слайд 8. 6 этап.1.Определить тип реакции, ответ записать в виде начальной буквы названия типа в

соответствующие клеточки:


1 команда (вариант):

2 команда(вариант):

  1. B + O2 = B2O3

  2. HNO3 + MgO = Mg(NO3)2 + H2O

  3. Ca(OH) + H3PO4= Ca3(PO4)2+ H2O

  4. H2SO3 + Mg = MgSO3 + H2

  5. H2СO3 = СO2 + H2O

  1. СaO + H2O = Сa(OH)2

1

2

3

4

5

6














  1. Br2+ O2 = Br 2O7

  2. H2SO4+ Fe 2O3= Fe2(SO4)3 + H2O

  3. AI(OH)3+H2SO4= AI2(SO4)3+ H2O

  4. P2O5 + H2O = H3PO4

  5. Na2O + H2O = NaOH

  6. H2SO4+ Fe = FeSO4 + H2O

1

2

3

4

5

6














3 команда(вариант):

  1. команда(вариант):

1. Br2+ O2 = Br 2O7

2. H2SO4+ Fe 2O3= Fe2(SO4)3 + H2O

3. AI(OH)3+H2SO4= AI2(SO4)3+ H2O

4. P2O5 + H2O = H3PO4

5. Na2O + H2O = NaOH

6. H2SO4+ Fe = FeSO4 + H2O

1

2

3

4

5

6














  1. CI2 + O2 = CI 2O7

  2. AI + H2SO4 = AI2(SO4)3 + H2

  3. KOH + H2CO3 = K2CO3 + H2O

  4. CaО + H3PO4 = Ca3(PO4)2 + H2

  5. Fe2O3 + H2SO4 = Fe2(SO4)3 + H2O

6. SO3 + H2O = H2SO4

1

2

3

4

5

6















Слайд -9. 7 этап.

Расставить коэффициенты в уравнениях, ответ записать в виде последовательности чисел(коэффициентов). Помним, если нет коэффициента, ставим цифру 1.

1 команда:

  1. HNO3 + MgO = Mg(NO3)2 + H2O

  2. Ca(OH)2 + H3PO4 = Ca3(PO4)2 + H2O


2 команда:

  1. H2SO4+ Fe 2O3= Fe2(SO4)3 + H2O

  2. AI(OH)3 + H2SO4 = AI2(SO4)3 + H2O


3 команда:

  1. V + O2 = V 2O5

  2. H3PO4 + Zn = Zn3(PO4)2 + H2


4 команда:

  1. CI2 + O2 = CI 2O7

  2. AI + H2SO4 = AI2(SO4)3 + H2



1

2

3

4

1.





2.






Слайд -10-11. 8этап.

Закончить уравнения реакций. а) оксид калия + вода =

б) оксид серы (VI) + вода. =

в) оксид натрия + азотная кислота

г) натрий + вода =

д) сульфид алюминия + вода =

Слайд -12-13. 9 этап. Любое знание желательно добыть опытным путём

1 вариант: Прилить к раствору

сульфата меди(II) раствор гидроксида натрия.

2 вариант: Прилить к раствору

хлорида железа (III) раствор гидроксида натрия.

3 вариант: Прилить к раствору

нитрата свинца раствор иодида калия

4 вариант: Прилить к раствору

сульфата натрия раствор хлорида бария

Отчет предоставить по плану:

  1. Опишите ваши наблюдения?

  2. Напишите уравнение реакции соблюдая следующий алгоритм:

  1. поменяйте местами составные части сложных веществ

  2. составьте формулы продуктов реакции (поставьте индексы, используя таблицу растворимости)

  3. расставьте коэффициенты

  4. определите вещество, выпавшее в осадок, укажите его формулу и название

Слайд -14. 10 этап. «Подумай и реши»:

Сколько получится оксида кальция при разложении при разложении 204 граммов карбоната кальция, содержащего

2 % примесей?




Приложение №1 Ответы

эт


1

Физические явления

Химические явления

1

245

136


2

Свет, тепло, цвет, осадок


3

Название вещества

формула

Молярная масса г/моль

1

Кислород

O2

32

2

Метан

CH4

16

3

Сернистый газ

SO2

64


4

Оксиды

кислоты

основания

соли

MgO,

HCI

NaOH

Na2SO4

CO2

HNO3

Ba(OH)2

KNO3

K2O

H3HO4

AI(OH)3

CaCO3

CI2O7

H2CO3


K2SO4


H2SO4




5


а

б

в

г

д

е

ж

7

5

2

3

4

1

6


6

1 команда:


2 команда:

1

2

3

4

5

6


1

2

3

4

5

6

с

о

о

з

р

с


с

з

о

о

с

с


3 команда:


4 команда:

1

2

3

4

5

6


1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6


с

з

о

о

о

с

с

з

о

о

о

с









7

М.В.Ломоносов. Закон сохранения массы и энергии

8

1 команда

1.HNO3 + MgO = Mg(NO3)2 + H2O

2.Ca(OH)2 + H3PO4 = Ca3(PO4)2 + H2O

1

2

3

4

1.

2

1

1

1

2.

3

2

1

6


  1. команда:

1.H2SO4+ Fe 2O3= Fe2(SO4)3 + H2O

2.AI(OH)3 + H2SO4 = AI2(SO4)3 + H2O

1

2

3

4

1.

3

1

1

3

2.

2

3

1

6


  1. команда:

1.V + O2 = V 2O5

2.H3PO4 + Zn = Zn3(PO4)2 + H2

1

2

3

4

1.

4

5

2


2.

2

3

1

2


  1. команда:

1.CI2 + O2 = CI 2O7

2.AI + H2SO4 = AI2(SO4)3 + H2

1

2

3

4

1.

2

7

2


2.

2

3

1

3


9

Закончить уравнения реакций. а) оксид калия + вода =

K2O + H2O = 2KOH

б) оксид серы (VI) + вода. =

SO2 + H2O = H2SO4

в) оксид натрия + азотная кислота

Na2O + HNO3 = 2NaNO3 + H2O

г) натрий + вода =

Na2O + 2H2O = 2NaOH + H2

д) сульфид алюминия + вода =

AI2S3 + 6H2O = 2AI(OH)3 + 3H2S


10

1.CuSO4 + 2NaOH = Na2SO4 + Cu(OH)2 (гидроксид меди, голубой студенистой осадок)


2.FeCI3 + 3NaOH = 3NaCI + Fe(OH)3

(гидроксид железа, бурый студенистой осадок)


3.Pb(NO)2 + 2KI = 2KNO3 + PbI2

(Иодид свинца, желтый осадок)


4.Na2SO4 + BaCI2 = 2NaCI + BaSO4

(Сульфат бария, белый осадок)

11

  1. 100% - 2% = 98%

  2. 98%/100% = 0,98

  3. 204г * 0,98 = 200г

  4. СаСО3 = СаО + СО2

  5. n(СаСО3) = 200г/100г/моль = 2моль

2моль * 56г/моль (СаО) = 112г