СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока обобщения "Химические компоненты живых организмов"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения разработан  с учетом дифференцированного подхода. Включает элементы игровой технологии

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока обобщения "Химические компоненты живых организмов"»

Урок биологии, 10 класс

Тема: Повторение и обобщение знаний по теме «Химические компоненты живых организмов»

Цель: создать условия для обобщения и систематизации знаний о химических компонентах живых организмов; развития умения систематизировать материал, отвечать на вопросы, решать тестовые задания, решать задачи на строения и свойства белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот, работать в группе.

Тип урока: урок контроля знаний

Ход урока

  1. Организационный момент.



  1. Целемотивационный этап. Актуализация знаний и умений учащихся

Пять этапов:

«Неорганические вещества»,

«Углеводы»,

«Липиды»,

«Белки»,

«Нуклеиновые кислоты»

Работы в паре, группе по 4 человека, индивидуальная работа

!!! Листы личной результативности урока подписать

  1. Контроль знаний

Этап 1. «Неорганические вещества» (голубой лист)

Задание 1. Работа в паре

Приведите примеры органических соединений, в состав которых входят:

  • Углерод

  • Сера

  • Фосфор

  • Азот

  • Железо

  • Йод

(6 баллов за правильно выполненное задание)



Задание 2. Работа индивидуальная

Установите соответствие между свойствами воды и ее биологическим значением

Свойства воды

Биологическое значение

А) Расширение при замерзании

Б) Хороший растворитель

В) Сочетание высокой теплоемкости и высокой теплопроводности

Г) Высокое поверхностное натяжение

Д) Высокая теплота парообразования

Е) Прозрачность

Ж) Практически полная несжимаемость

З) Подвижность молекул

1) поддержание формы организмов

2) охлаждение организма при минимальной потере воды

3) лед защищает водоемы от промерзания, а водных обитателей замерзающих озер, прудов и рек – от гибели

4) возможность осмоса

5) в водных растворах протекает большинство биохимических реакций

6) возможность фотосинтеза на небольшой глубине

7) подъем воды и растворенных в ней веществ на большую высоту из почвы и в теле растений

8) поддержание теплового равновесия организма, обеспечение его термостабильности


( при правильном выполнении задания – 8 баллов)

Этап 2. «Углеводы» (зеленый лист)

Задание 3. Анализ кроссенса «Углеводы» Работа в группе (9 баллов)

Задание 4. Анализ опыта Работа группе (1 балл)

Опыт: две емкости с водой. В одну всыпается чайная ложка крахмала, в другую чайная ложка сахарной пудры. Размешали.

Вопрос: Какие вещества использовались в опыте? Какие свойства углеводов продемонстрированы в опыте?

Этап 3. «Липиды» (желтый лист)

Задание 5. Функции липидов Работа индивидуальная (5 баллов)

Выбрать из списка функцию липидов:

  • Структурная

  • Энергетическая

  • Теплоизоляционная

  • Регуляторная

  • Каталитическая

  • Источник метаболической воды

  • Запасающая

Задание 6. Анализ информации Работа в группе (2 балла)

Проанализируйте данные таблицы и ответьте на вопрос: почему сельдь и мойва быстро портятся даже при хранении в холодильнике и приобретают специфический запах, в то время как треска и минтай хорошо сохраняются?

Жирные кислоты

Общее содержание жирных кислот в различных видах рыб (г/100 г продукта)

Минтай

Мойва

Сельдь

Треска

Ненасыщенные

0.14

3.38

2.63

0.10

Насыщенные

0.16

10.55

5.43

0.08

Полинасыщенные

0.41

1.67

2.12

0.18



Этап 4. «Белки» (оранжевый лист)

Задание 7. Сбор информации о строении молекулы белков, липидов и углеводов в форме игры «Аукцион» Работа в группе (3 балла)

1

В чистом виде состоят только из атомов С, Н, О

2

Кроме атомов С,Н,О содержат атомы N и S

3

Обладают относительно небольшой молекулярной массой

4

Молекулярная масса до сотен тысяч дальтон

5

Обладают различными молекулярными массами, в зависимости от того, является ли вещество мономером или полимером

6

Состоят из моносахаридов

7

Состоят из аминокислот

8

Являются сложными эфирами жирных кислот

9

Молекулы полимеров построены из одинаковых мономеров

10

Не являются полимерами

11

Выполняют почти исключительно энергетическую, строительную и запасающую функцию, в некоторых случаях - защитную

12

Помимо энергетической и строительной выполняют каталитическую, сигнальную, транспортную, двигательную и защитную функции

13

Молекулы полимеров построены из сходных, но не вполне одинаковых мономеров







Этап 5. «Нуклеиновые кислоты» (розовый лист)

Задание 8. Решить задачу Работа индивидуальная

Задача: На фрагменте одной цепи ДНК нуклеотиды расположены в последовательности: А-А-Г-Т-Ц-Т-А-А-Ц-Г-Т-А-Т. Как будет выглядеть вторая цепь ДНК? Какова длина этого фрагмента? Сколько в % отношении в ней каждого типа нуклеотида?

  1. Физкультминутка



  1. Информация о домашнем задании

§1-8,



  1. Подведение итогов урока

Подсчет баллов

Выставление отметок

  1. Рефлексия



























Установите соответствие между свойствами воды и ее биологическим значением

Свойства воды

Биологическое значение

А) Расширение при замерзании

Б) Хороший растворитель

В) Сочетание высокой теплоемкости и высокой теплопроводности

Г) Высокое поверхностное натяжение

Д) Высокая теплота парообразования

Е) Прозрачность

Ж) Практически полная несжимаемость

З) Подвижность молекул

1) поддержание формы организмов

2) охлаждение организма при минимальной потере воды

3) лед защищает водоемы от промерзания, а водных обитателей замерзающих озер, прудов и рек – от гибели

4) возможность осмоса

5) в водных растворах протекает большинство биохимических реакций

6) возможность фотосинтеза на небольшой глубине

7) подъем воды и растворенных в ней веществ на большую высоту из почвы и в теле растений

8) поддержание теплового равновесия организма, обеспечение его термостабильности




Задание 5. Выберите из списка функцию липидов:

  • Структурная

  • Энергетическая

  • Теплоизоляционная

  • Регуляторная

  • Каталитическая

  • Источник метаболической воды

  • Запасающая

Задание 6. Анализ информации

Проанализируйте данные таблицы и ответьте на вопрос: почему сельдь и мойва быстро портятся даже при хранении в холодильнике и приобретают специфический запах, в то время как треска и минтай хорошо сохраняются?

Жирные кислоты

Общее содержание жирных кислот в различных видах рыб (г/100 г продукта)

Минтай

Мойва

Сельдь

Треска

Ненасыщенные

0.14

3.38

2.63

0.10

Насыщенные

0.16

10.55

5.43

0.08

Полинасыщенные

0.41

1.67

2.12

0.18

Карта личной результативности урока

Ф.И. учащегося __________________________

Тема: Повторение и обобщение знаний по теме

«Химические компоненты живых организмов»

Этап

Задание

(максимум баллов)

Количество баллов

Неорганические вещества

1. Примеры органических соединений (6 баллов)


2. Свойства воды

(8 баллов)


Углеводы

3. Кроссенс (9 баллов)


4. Опыт (1 балл)


Липиды

5. Функции липидов (5 баллов)


6. Анализ таблицы (2 балла)


Белки

7. Аукцион (3 балла)


Нуклеиновые кислоты

8. Задача (3 балла)


Максимальное количество баллов

39


Отметка