Тема : Образование в Гетьманщины и Слобожанщине.Развитие книгопечати. Дата:__________________
Класс:8
Цель урока:
образовательная: объяснить как развивалось образование на Гетманщины и Слобожанине;
развивающая: развивать аналитические способности, умение работать с источниками;
воспитательная: воспитывать уважение к предмету;
Тип урока: изучение нового материала
Планируемые результаты:
Оценить развитие образование в 18 веке на Гетманщине и Слобожанищине
План урока:
1.Образование на Гетманщине
2.Школы на Слобожанщине
3.Развитие книгопечати
Ход урока
Организационный момент
Учитель: Добрый, день ребята ! Как настроение? Вы готовы сегодня поработать?
(проверка отсутствующих ,проверка д.з)
Проверка Домашнего задания опрос
1.Как развивалась культура в 18 веке на укр.землях ?
2.Из каких заведений состояло система образования в укр.землях?
3.Укр.искусство в 18 веке?
4.Развитие архитектуры в 18 веке в Российской империи?
Изучение нового материала
1.Образование на Гетманщине
Учитель: На украинских землях, входящих в состав России, XVIII век явился временем дальнейшего распространения грамотности и успехов в области просвещения.
(запись в тетрадь)
Основными очагами начального обучения на Левобережье, Слобожанине и Запорожье до последней четверти XVIII в оставались церковно-приходские школы, в которых учительствовали дьяки. В середине XVIII в. на территории 7 полков гетманщины действовало 866 школ.
На украинских землях, находившихся под властью Речи Посполитой, образование было в тяжелом положении. Большинство школ находилось под контролем католической церкви, и поэтому были недоступны для украинцев. В результате постоянных ограничений и преследований со стороны католической церкви начали приходить в упадок братские школы. Церковно-приходские школы с украинским языком преподавания существовали лишь в отдельных городах и селах (Перемышль, Львов, Дрогобыч).
Важную роль в развитии культуры в обозначенный период играло среднее образование.
(запись в тетради)
В области среднего образования Левобережье было представлено несколькими коллегиумами: Черниговским (1700 г.), Харьковским (1727 г.), Переяславским (1738 г.). Ежегодно в них обучалось 700– 800 студентов.
Эти учебные заведения готовили служителей религиозного культа, государственных служащих и учителей начальных классов. В конце XVIII в. коллегиумы были преобразованы в духовные училища.
2. Школы на Слобожанщине
Учитель: Центром просвещения Слободской Украины был Харьковский коллегиум, основанный в 1727 году.
(Запись в тетради)
Высшее образование в Украине было представлено Киевской академией (до 1701 г. – Киево- Могилянской коллегией). В 1701 г. Киево- Могилянская коллегия получила официально статус академии. Она была настоящим центром образования, науки, культуры и общественной мысли. Это учебное заведение подготовило целую плеяду ученых, литераторов, педагогов, общественно-политических и культурных деятелей, которые главной целью своей деятельности видели в просвещении народа, служении его интересам.
В конце XVIII в. церковная ориентация и традиционализм академии постепенно начали отталкивать от нее молодежь, заинтересованную в получении современного образования. Позже это учебное заведение было преобразовано в обыкновенную духовную семинарию.
Таким образом, на протяжении XVIII в. в области образования происходят существенные изменения. Наряду с дальнейшим распространением просвещения, Украина постепенно утрачивает свои позиции в области высшего образования. Отныне ведущие учебные заведения находятся в России в Петербурге (1725 г) - Академия наук, Университет - в Москве (1755 г.). На западно-украинских землях действовал Львовский университет, основанный еще в 1661 г. Он по-прежнему носил католический характер, способствовал полонизации западно-украинского населения.
Физминутка (разминка для рук)
3. Развитие книгопечати
Достижения страны в хозяйственном развитии способствовали распространению знаний. Предметом научных исследований украинских ученых стали астрономия, математика, география, медицина, астрономия. Одним из важных направлений развития образования, науки и культуры в целом было книгопечатание.
(запись в тетради)В конце XVII- XVIII ст. в украинских землях действовало 13 типографий в Киеве, Чернигове, Львове, Луцке, Кременце, Умани и т. д. Большое значение имела типография Киево-Печерской лавры.
В западном регионе наиболее активной была львовская типография А. Тиллера, которая до 1800г. издала около 250 книг на иностранных языках, а в 1776 г. напечатали во Львове первую газету – "Львовская газета" на французском языке.
Во второй половине XVIII в. в издательском деле происходят значительные изменения, связанные с введением гражданского шрифта (впервые это было осуществлено в Елизаветграде в 1764 году). После этого кириллицей печатались только церковные издания, а "гражданскою" - светские. Этот шаг способствовал освобождению литературы от влияния церкви, а также способствовал развитию народного языка и литературы.
Запись в тетради
В развитии украинской литературы XVIII в. отчетливо проявились новые черты. Она постепенно освобождалась от церковного влияния и приобретала все более светский характер.
На протяжении XVIII в. постепенно ведущие жанры древней литературы житийная, ораторская и паломническая проза, духовно-церковная поэзия, школьная драма и т. д. утрачивают свое значение и сходят на нет.
Выдающимся явлением в литературе Украины второй половины XVIII в. стало творчество Г.С. Сковороды, который оказал огромное влияние на всю последующую украинскую литературу.
Вместе с тем развивались жанры светского характера, прежде всего стихосложение - на историко-бытовые темы, а также сатирические и юмористические стихи. Появляется лирическая поэзия, в том числе поэзия любви.
Фольклор был представлен песнями и думами, балладами и преданиями, которые изображали исторические события и их героев.
Закрепление материала:
1.каким было образование в 18 веке в укр землях Российской империи?
2.Сколько было открыто коллегий на территории Гетьманщине ?
3.Развитие киногопечати: основное направление печати в 18 веке?
Подведение итогов выставление оценок
Рефлексия:
Я понял…
Я научился……
Домашнее задание: подготовить сообщения на тему школы в 18 веке