СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Образование на Гетьманщине и Слобожанщине" 8 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок образование Гетьманщины и Слобожанщине

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Образование на Гетьманщине и Слобожанщине" 8 класс»

Тема : Образование в Гетьманщины и Слобожанщине.Развитие книгопечати. Дата:__________________

Класс:8

Цель урока:

образовательная: объяснить как развивалось образование на Гетманщины и Слобожанине;

развивающая: развивать аналитические способности, умение работать с источниками;

воспитательная: воспитывать уважение к предмету;

Тип урока: изучение нового материала

Планируемые результаты:

Оценить развитие образование в 18 веке на Гетманщине и Слобожанищине

План урока:

1.Образование на Гетманщине

2.Школы на Слобожанщине

3.Развитие книгопечати

Ход урока

Организационный момент

Учитель: Добрый, день ребята ! Как настроение? Вы готовы сегодня поработать?

(проверка отсутствующих ,проверка д.з)

Проверка Домашнего задания опрос

1.Как развивалась культура в 18 веке на укр.землях ?

2.Из каких заведений состояло система образования в укр.землях?

3.Укр.искусство в 18 веке?

4.Развитие архитектуры в 18 веке в Российской империи?

Изучение нового материала

1.Образование на Гетманщине

Учитель: На украинских землях, входящих в состав России, XVIII век явился временем дальнейшего распространения грамотности и успехов в области просвещения.

(запись в тетрадь)

Основными очагами начального обучения на Левобережье, Слобожанине и Запорожье до последней четверти XVIII в оставались церковно-приходские школы, в которых учительствовали дьяки. В середине XVIII в. на территории 7 полков гетманщины действовало 866 школ.

На украинских землях, находившихся под властью Речи Посполитой, образование было в тяжелом положении. Большинство школ находилось под контролем католической церкви, и поэтому были недоступны для украинцев. В результате постоянных ограничений и преследований со стороны католической церкви начали приходить в упадок братские школы. Церковно-приходские школы с украинским языком преподавания существовали лишь в отдельных городах и селах (Перемышль, Львов, Дрогобыч).

Важную роль в развитии культуры в обозначенный период играло среднее образование.

(запись в тетради)

В области среднего образования Левобережье было представлено несколькими коллегиумами: Черниговским (1700 г.), Харьковским (1727 г.), Переяславским (1738 г.). Ежегодно в них обучалось 700– 800 студентов.

Эти учебные заведения готовили служителей религиозного культа, государственных служащих и учителей начальных классов. В конце XVIII в. коллегиумы были преобразованы в духовные училища.

2. Школы на Слобожанщине

Учитель: Центром просвещения Слободской Украины был Харьковский коллегиум, основанный в 1727 году.

(Запись в тетради)

Высшее образование в Украине было представлено Киевской академией (до 1701 г. – Киево- Могилянской коллегией). В 1701 г. Киево- Могилянская коллегия получила официально статус академии. Она была настоящим центром образования, науки, культуры и общественной мысли. Это учебное заведение подготовило целую плеяду ученых, литераторов, педагогов, общественно-политических и культурных деятелей, которые главной целью своей деятельности видели в просвещении народа, служении его интересам.

В конце XVIII в. церковная ориентация и традиционализм академии постепенно начали отталкивать от нее молодежь, заинтересованную в получении современного образования. Позже это учебное заведение было преобразовано в обыкновенную духовную семинарию.

Таким образом, на протяжении XVIII в. в области образования происходят существенные изменения. Наряду с дальнейшим распространением просвещения, Украина постепенно утрачивает свои позиции в области высшего образования. Отныне ведущие учебные заведения находятся в России в Петербурге (1725 г) - Академия наук, Университет - в Москве (1755 г.). На западно-украинских землях действовал Львовский университет, основанный еще в 1661 г. Он по-прежнему носил католический характер, способствовал полонизации западно-украинского населения.

Физминутка (разминка для рук)

3. Развитие книгопечати

Достижения страны в хозяйственном развитии способствовали распространению знаний. Предметом научных исследований украинских ученых стали астрономия, математика, география, медицина, астрономия. Одним из важных направлений развития образования, науки и культуры в целом было книгопечатание.

(запись в тетради)В конце XVII- XVIII ст. в украинских землях действовало 13 типографий в Киеве, Чернигове, Львове, Луцке, Кременце, Умани и т. д. Большое значение имела типография Киево-Печерской лавры.

В западном регионе наиболее активной была львовская типография А. Тиллера, которая до 1800г. издала около 250 книг на иностранных языках, а в 1776 г. напечатали во Львове первую газету – "Львовская газета" на французском языке.

Во второй половине XVIII в. в издательском деле происходят значительные изменения, связанные с введением гражданского шрифта (впервые это было осуществлено в Елизаветграде в 1764 году). После этого кириллицей печатались только церковные издания, а "гражданскою" - светские. Этот шаг способствовал освобождению литературы от влияния церкви, а также способствовал развитию народного языка и литературы.

Запись в тетради

В развитии украинской литературы XVIII в. отчетливо проявились новые черты. Она постепенно освобождалась от церковного влияния и приобретала все более светский характер.

На протяжении XVIII в. постепенно ведущие жанры древней литературы житийная, ораторская и паломническая проза, духовно-церковная поэзия, школьная драма и т. д. утрачивают свое значение и сходят на нет.

Выдающимся явлением в литературе Украины второй половины XVIII в. стало творчество Г.С. Сковороды, который оказал огромное влияние на всю последующую украинскую литературу.

Вместе с тем развивались жанры светского характера, прежде всего стихосложение - на историко-бытовые темы, а также сатирические и юмористические стихи. Появляется лирическая поэзия, в том числе поэзия любви.

Фольклор был представлен песнями и думами, балладами и преданиями, которые изображали исторические события и их героев.

Закрепление материала:

1.каким было образование в 18 веке в укр землях Российской империи?

2.Сколько было открыто коллегий на территории Гетьманщине ?

3.Развитие киногопечати: основное направление печати в 18 веке?

Подведение итогов выставление оценок

Рефлексия:

Я понял…

Я научился……

Домашнее задание: подготовить сообщения на тему школы в 18 веке