СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока " Образование СССР"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок  история + общество.

«Образование СССР: был ли выбор?«Федерация или унитарное государство?»

 (Урок из раздела   « Становление  российской  государственности».

«Советский Союз – это тайна, обернутая в загадку

 и  спрятанная в секрет».     У.Черчилль.

 

Оборудование:

 Урок проходит в кабинете истории, используется компьютер, проектор, презентация .карта, рабочий блокнот.  

Формируются компетенции:

*Ценностно-смысловая компетенция-

*Учебно-познавательная компетенция .

  *Коммуникативная компетенция

*Информационная компетенция

* Читательская компетенция

Используются технологии:  Проблемного обучения. Критического мышления. Информационно-коммуникативная.

Формируются умения:

Анализировать, сравнивать, обобщать, вести полемику, работать с документом.

Обязательный минимум содержания:

- уяснить принципы национальной политики большевиков;

- выделить предпосылки и причины образования СССР;

- определить необходимость объединения с целью укрепления оборонного могущества и международных позиций СССР.

Ожидаемые учебные результаты.

Учащиеся должны:

-проследить политику большевиков по национальному вопросу.

-определить экономические, политические, идеологические причины образования СССР.

-сделать выводы о значении образования СССР.

-познакомиться с символами Советского государства

Основные виды деятельности:

  Опережающее задание « Расспросить родителей о том, что они помнят об Образовании СССР» .

Основные понятия:   право наций на самоопределение;  автономизация;  федерация; конфедерация, декларация, конституция,  сьезд советов, Договор об образовании СССР.

Применяемые методы: информационно-рецептивный;   проблемного изложения;  частично-поисковый;  рефлексия;  исторический  метод .

  Используются приёмы приёмы:

Интерактивный приём   ПОПС,   работа с документом, задачи,  сравнение,     написание эссе,  презентация,  обсуждение, « знаю. узнал, хочу узнать»,«Стена знаний», «Стратегия алфавит».

Проблематика урока.

  1. Доказать-необходимость образования СССР.
  2.  Доказать, что федерация-лучшее устройство СССР.

Задачи урока: 1.Раскрыть механизм объединение республик в единое государство; 2.Сформировать у учащихся представления об имевших место различных планах объединения. 3.Подвести к пониманию того, что образование СССР было не случайным событием, способствовало укреплению коммунистического режима, усилению военной мощи страны. Найти противоречия, способствовавшие со временем распаду Советского Союза.

Учебные элементы урока. 1. Мотивационная беседа. Формулировка цели урока. 2. Входной контроль ( стратегия алфавит ). 3Декларация прав народов России. 4. Позиция партии большевиков по национальному вопросу (работа с документом). 5. Предпосылки образования СССР ( работа с документом ).

Релаксация. 6. Сравнение планов объединения ( работа со схемой ). 7. Принятие конституции СССР ( сравнительный анализ с конституцией РФ от 12.12.1993. ). 10. Итоговый контроль « стена знаний» 11. Рефлексия. 12. Домашнее задание: эссе 13. Итоговая отметка.

Оборудование урока: атлас и контурные карты « Российская империя в начале ХХ века, образование СССР », учебные материалы « Мир в начале ХХ века », пакет документов: Учебный текст №7, текст выступления И.В. Сталина на Х Всероссийском съезде советов, Договор об образовании СССР, Схема плана и образование СССР, Конституция 1924 года, Рабочая карта урока, Рефлексия, Гимн СССР.

А 

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

л

м

н

о

п

р

с

т

у

ф

х

ц

ч

ш

щ

э

ю

я

Ход урока.

1.Мотивационная беседа. Вы родились в ХХ веке, ваши родители очевидцы распада Советского союза – огромного по территории мононационально государства, возникшего в 1922 году. Тогда очевидцами объединения были ваши прабабушки и прадедушки. Таким образом, истории СССР это история 4 поколений, история граждан СССР – людей разных национальностей, вероисповедания, культурных традиций и обычаев. Наша задача установить, как и на каких основах образовался СССР, увидеть те противоречия, которые позже привели к его распаду. На последующих уроках узнать, как развивалось это государство и в силу каких причин распалось. Формулировка, интегрирующая цели урока. Сегодня наш урок посвящён образованию СССР. Это последний урок в теме: «Альтернативы 20 годов », в девятом классе мы разбирали данный вопрос, поэтому этот урок пройдёт в форме лабораторной работы с элементами дискуссии. В ходе урока мы будем ставить перед собой вопросы, на которые, возможно, не существует однозначного ответа. Для этого у вас на партах лежит пакет документов и рабочие карты.

 Я знаю

Узнал

Хочу узнать

 

 

 

  1. Входящий контроль. Стратегия алфавит. Посмотрите внимательно рабочую карту, там прописаны критерии отметок за каждый вид деятельности на уроке. Для того, чтобы лучше разобраться в теме урока, выполните задания  входящего контроля. Перед уроком вы получили опережающее задание, одно из них провести опрос родителей по теме: «СССР». Вопросы составляли сами, результаты и их анализ мы сейчас прослушаем. Ученикам предлагается оценить работу и свои знания (см рабочую карту ). 4. Работа с учебным текстом. Вспомните позицию партии большевиков по национальному вопросу и укажите на практические шаги по её реализации после прихода к власти. Для этого воспользуйтесь документами в рабочих блокнотах. Свою работу ученики оценивают в рабочей карте. 5Предпосылкиобразования. Ряд факторов способствовал сближению республик в первые годы после октября. Прочитайте текст выступления И.В. Сталина на Х Всероссийском съезде Советов 26.12.1922. выпишите в тетрадь предпосылки образования СССР (не менее 4.) 1. Общие хозяйственные связи и исторически сложившееся разделение труда между республиками. 2. Стремление к единой внешней безопасности республик. 3. Политическая основа объединения в партийно – советской системе власти во всех республиках. 4. Актуальность идеи принадлежности к единому государству в сознании народов бывшей Российской империи. Вопрос для обсуждения: Какие обстоятельства и факторы на ваш взгляд могли тормозить и ускорять процесс сближения? Свою работу ученики оценивают в рабочей карте.

РЕФЛЕКСИЯ. «Фильм «Цирк» 6.Планы объединения. Вопрос об основах объединения был сложным и дискуссионным. У вас на столах есть схема, где отражены 2 плана образования СССР (Ленина и Сталина). Работая , сопоставляем 2 проекта, объясняем какой их них наиболее соответствовал справедливому решению национального вопроса. Какую позицию в решении вопроса о национально – государственном устройстве отстаиваете вы? Аргументируйте свою точку зрения. С течением времени федеративные принципы организации будут заменяться унитарными, что станет основой для обострения межнациональных проблем в СССР. Свою работу ученики оценивают в рабочей карте. 7. Практически был осуществлён ленинский проект. Вопрос? Можно ли говорить в данном случае о сильной роли личности. Элементы дискуссии: На первом Всесоюзном съезде Советов 30.12.1922. была утверждена декларация об образовании СССР в составе России, Украины, Белоруссии, ЗФСР. Откройте атласы и контурные карты установите границы Российской империи и СССР, как происходило расширение границ СССР в течении 20 -х годов.. Вопрос для обсуждения: можно ли сказать что в 20-х годах возродилось территория Российской империи.? 8. Работа с конституцией. В соответствии с принятой в 1924 году конституцией СССР высшим органом власти являлся Всесоюзный съезд Советов, в промежутках между съездами – ЦИК, состоящие из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Обратите внимание, каждая республика имела права выхода из союза. Откройте конституцию РФ от 12.12.1993. ст. 71. сравните сферы ведения СССР по договору об образовании СССР (на парте) и современной Конституции. Вспомните, кто был лишён политических прав по Конституции 1918 года. Почему были не сняты ограничения? Свою работу ученики оценивают в рабочей карте. 10. Итоговый контроль. Наш урок подходит к концу, в качестве итогового контроля я предлагаю вам составить стену знаний с ключевыми  ключевые словами:  Во время написания звучит фрагмент гимна СССР. 

 Рефлексия Оцените свою работу по  бальной шкале, отвечая на известные вам вопросы. 12. Домашнее задание. Эссе. 13. Итоговая отметка. Поставьте себе итоговую отметку за урок в целом в рабочей карте, в соответствии с критериями отметки. Поднимите руки кто получил «5», «4», «3». «5» -

Наш урок достиг поставленных целей, вы получили прочные знания по Теме: «Образования СССР».

СССР — федеративное государство, юридически оформившееся в 1923 г. подписанием Договора о создании СССР. Система национально-государственного устройства СССР состояла из Союза ССР и равноправных (суверенных) республик. Обсуждение проекта объединения советских республик явилось первым этапом образования национального государственного устройства СССР. Предложения о форме государственного устройства: конфедеративное (предложение Ленина); унитарное (предложение Сталина).

В августе 1922 г. оргбюро ЦК РКП(б) из своего состава сформировало специальную комиссию для разработки формы объединения. Таковой была признана федеративная, объединяющая равноправные суверенные республики (СССР). Специальная комиссия подготовила проект Договора об образовании СССР. После обсуждения проекта основные пункты Конституции были приняты и в ноябре 1922 г. разосланы в республики на обсуждение.

Вторым этапом образования национально-государственного устройства СССР стало обсуждение проекта Договора о создании СССР и его подписание. Съезды Советов советских республик приняли решение об образовании СССР и избрали полномочных делегатов на I съезд Советов СССР. 23—29 декабря состоялся последний X Всероссийский съезд Советов, на нем присутствовали де¬легаты республик I Всесоюзного съезда. X Всероссийский съезд Советов принял решение о создании СССР и о вхождении в его состав РСФСР. 30 декабря 1922 г. открылся I съезд Советов СССР Было принято решение об" объединении советских социалистических республик в СССР. I съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, которые послужили основой первой Конституции СССР 1924 г. Договор о создании СССР первоначально подписали РСФСР, БССР, ЗСФСР, УССР (Российская, Белорусская, Закавказская и Украинская республики соответственно)

. Принцип федеративного устройства СССР — открытость Договора о создании СССР для вступления новых республик. Последующее развитие СССР— третий этап образования его национально-государственного устройства.

В Конституции СССР 1936 г. закреплено вхождение новых республик: Азербайджанской, Армянской и Грузинской. Были преобразованы Казахская и Киргизская республики из автономных республик РСФСР в союзные. В 1940 г. оформился состав СССР (всего 16 союзных республик): РСФСР, Украинская, Белорусская, Узбекская, Туркменская, Таджикская, Азербайджанская, Армянская, Грузинская, Казахская, Киргизская, Карело-Финская, Латвийская, Литовская, Эстонская и Молдавская ССР.

Вопрос №3: В ОСНОВУ ПЕРВОЙ КОНСТИТУЦИИ СССР БЫЛИ ПОЛОЖЕНЫ

  • Принципы либерализма
  • Идеи классовой демократии
  • Общечеловеческие ценности
  • Демократические принципы
  • Христианские заповеди

 

 

План ГОЭРЛО

 

 

Договора о создании СССР

Конституция РСФСР от 10 июля 1918г. дает взаимоисключающие ответы на вопросы относительно модели российского федерализма того времени. С одной стороны, наряду с республиками - субъектами федерации предусматривалось создание особых автономных административно-территориальных образований – национальных областей, предусматривалось объединение советов областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, в автономные областные союзы, входящие на началах федерации в РСФСР (ст. 11). С другой, – устанавливалась дискреционная сфера ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК. С третьей, – допускалась сецессия из РСФСР (отчуждение) отдельных ее частей.

  В Договоре об образовании СССР подчеркивалось, что независимые советские республики РСФСР, ЗСФСР, УССР и БССР добровольно и на равноправных началах вступают в государственный союз и передают ряд своих полномочий верховным органам центральной государственной власти. Договор определял сферу полномочий Союза Советских Социалистических Республик, предусматривал формирование общесоюзных органов государственной власти. Народные комиссариаты иностранных дел, внешней торговли, по военным и морским делам, путей сообщения, почты и телеграфа теперь становились общесоюзными. А комиссариаты финансов, народного хозяйства, продовольствия, труда и рабоче-крестьянской инспекции создавались как союзно-республиканские. Республиканскими же оставались комиссариаты земледелия, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел, юстиции, т.е. те, что имеют прямое отношение к особенностям быта, нравам, специфическим формам землеустройства и судопроизводства, языку и культуре народов.    В заключительной 26-й статье было записано, что "за каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза". В Договоре вместе с тем не было никаких указаний на сроки его существования и на возможность отмены.    Затем съезд избрал верховный орган Союза ССР – Центральный Исполнительный Комитет СССР, в состав которого вошёл 371 депутат от всех объединяющихся республик. Председателями ЦИК были избраны М. И. Калинин, Г. И. Петровский, А. Г. Червяков и Н. Н. Нариманов.

 

 

 

 

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок по теме: « Образование СССР».

                                                                                       Работа с Интернет-ресурсами.

                                                                                  Поиск информации о государственных

                                                                                                Символах СССР.

Работа в рабочих блокнотах с документами.

Работа с понятиями.                                           Из истории СССР.