Урок обществознания 5 класс «Свободное время»
1.Организационный момент и психологический настрой Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке. Сегодня у нас присутствуют гости. Я надеюсь, что вы активно будете работать на уроке и реализуете все свои возможности. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, посмотрите на своих одноклассников и подарите им свои положительные эмоции, улыбнитесь гостям.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
- Давайте вспомним, какую главу вы изучаете сейчас? ( Семья) слайд 1
- С какими символами вы можете сравнить свою семью? (сердце, дом, улыбка и т.д.) слайд 2
Семью можно сравнить с цветиком - семицветиком, недаром говорят, что семья – это семь я, лепестки могут быть родными людьми, обязанностями детей и родителей, а также понятиями, которые мы уже изучили на уроках.
- Предлагаю вам создать кластер по теме СЕМЬЯ, т.е. собрать воедино все лепестки в один цветок. Лепестки развешены в разных местах кабинета и на них записаны определения тех понятий, которые вы изучили на уроках по данной теме. Желающие могут подойти к лепестку и прочитать определение, а потом назвать понятие, связанное с ним.
Вопросы к кластеру, на лепестках
1. Как называется социальная группа, основанная на родственных связях ( по браку, по крови)? (семья)
2. Как называется сборник законов? (кодекс)
3.Основной закон страны. (Конституция)
4.Осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности. (Потребности)
5. Старательность, разумная бережливость. ( Рачительность)
6. Как называются средства, ценности, запасы, возможности?
( Ресурсы)
7.Хозяйство страны в целом или его часть. ( Экономика)
3.МОТИВАЦИЯ
Учитель: Сегодня мы проводим урок, который связан с главой учебника « Семья», вам предстоит расширить свои познания по данной теме.
-Ребята ,а чем вы любите заниматься, когда выполнили все обязательные дела? (рисовать, танцевать, петь песни)
-Как называется время, в которое вы можете заниматься любимым делом? (свободное время)
- Вам знакомы слова, связанные с данной темой? (да)
- Так ,как же звучит тема нашего урока?( « Свободное время»)
- Запишите дату и тему урока в тетради.
Записывают дату и тему урока
4. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ
Что нового вы хотели бы узнать на сегодняшнем уроке?
- узнать: что такое свободное время, хобби, как наполнить свободное время полезными занятиями.
- понять: особенности отдыха, его влияние на развитие человека.
- научиться: правильно и рационально планировать свое свободное время, составим «Памятку мое свободное время»
К этому мы с вами вернемся в конце урока. слайд4
5.ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ.
Эпиграф урока « Мы знаем: время растяжимо.
Оно зависит от того, какого рода содержимым вы наполняете его…» слайд 5
С.Я.Маршак
Как вы понимаете слова С.Я.Маршака, какой ответ могли бы дать Незнайке? слайд 6
А теперь обратимся к слайду, вы видите картинки как проводят молодые люди свободное время. Можно ли назвать этих людей рачительными? Почему?слайд 7
Перед вами учебник на с.40 прочитайте и выпишите в рабочий лист определение
свободного времени. слайд 8
Посмотрите и сравните свои записи слайд 9
- Ребята, а какие дела для вас являются обязательными? (учёба, обязанности в школе и дома, кружки, спортивные секции)
- Скажите, а для чего человеку нужно свободное время? ( для отдыха, занятий по интересам, для развития и получения удовольствия).
Давайте, мы с вами, проверим все ли вы перечислили? Прочитайте пункт 1 стр 40,3 абзац.
Все правильно! Молодцы!
Обратимся к презентации, наш день можно разделить на время обязательных дел и свободное время. Приведите пример вашего распорядка дня. слайд 10
- А теперь, мы посмотрим инсценировку про ученицу Наташу. Задумайтесь над тем, как она проводит своё свободное время.
Инсценировка « Отдых Наташи»
Наташа: Как хорошо, что дома нет родителей и ничего не надо делать( бросает портфель). Сейчас посмотрю телевизор. Здорово, что много каналов, можно переключать то с одного, то на другой.
Ой, мама пришла.
Мама: Так, дочка, ты сделала уроки, ведь уже вечер?
Наташа: Мне не хватило времени.
Мама: Ты и уроки не сделала, и цветы не полила, ничего не читала, книги на полке стоят, собаку не отвела на улицу. А день закончился.
Учитель:
- Как вы думаете, умеет ли Наташа распределять свой время? (нет)
- Что бы вы ей посоветовали? (научиться распределять время, составить режим дня, начинать делать самые важные дела, сочетать труд с отдыхом)
Работа в парах
Привести доказательство:
Группа № 1
В свободное время нужно заниматься полезными делами.
Группа № 2
Раз время свободное, то не обязательно что – то делать. Ведь это время свободно от работы и надо бездельничать. Слайд11
Учитель:
Обществоведы различают следующие основные типы свободного времени:
I тип: отдых и восстановление сил после работы. Примерами такого типа являются: чтение книг, сон, прогулка, игры, телевизор, компьютер. Но надо помнить, чрезмерное увлечение таким типом отдыха может отрицательно сказаться на вашем здоровье. Нужно распределять своё время.Слайд12
II тип: потребительский – с материальной и духовной точки зрения. К нему относятся: посещение театров, музеев, библиотек, поездки, путешествия. Слайд13
III тип: деятельный – совмещение времяпрепровождения с каким-либо видом деятельности. Это спорт, занятия физкультурой, вязание, изготовление чего-либо своими руками. Слайд14
А сейчас в своих тетрадях зарисуйте схему основных типов свободного времени. Слайд 15
К этому ,мы с вами еще вернемся.
Вы хорошо поработали и нам нужно отдохнуть.
Я предлагаю вам физ.минутку, связанную с физическим упражнениями.
- Это какой тип отдыха? ( Деятельностный)
Музыкальная физминутка (супер музыкальная физминутка)Слайд16
Ребята, рассмотрите репродукции картин на с. 45-46и слайд 7, сюжеты которых отражают занятия в свободное время как в прошлом, так и теперь. Что из представленного в них вам ближе?
Определите данные занятия к определенному типу свободного времени. ( бал – рационально-потребительский, игра на клавесине, ловля рыбы, игра на гитаре, в шахматы, катание на коньках – деятельностный.)
А когда занятия становятся увлечением человека? ( когда человек готов много времени посвящать любимому занятию, жертвовать другим ради этого занятия) Как называется увлечение человека? (Хобби)слайд 17
Учитель
Опережающее задание «Хобби»
У меня очень много любимых увлечений. Я люблю читать, я люблю кататься на велосипеде, и мне очень нравится история. Но мое самое главное хобби – это рисование.
Я начал рисовать, когда был еще маленьким. Мама с папой очень часто дарили мне фломастеры самых разных цветов, цветные карандаши и красивую, белоснежную бумагу для рисования. Мне нравилось изображать на чистом листе что-нибудь красивое, растения, животных, иногда людей. Поэтому я нередко сам делал открытки для мамы и папы.
Однако, первые мои рисунки были не самыми лучшими. Кое-что получалось криво, кое-что вообще не получалось. Но я всегда продолжал рисовать. Теперь, мне кажется, я рисую очень хорошо. Мои работы висят на стенах в моей комнате. Я часто отправляю свои творения на конкурсы детских рисунков и часто получаю дипломы и призы. Более того, я хожу в художественную школу. Мне там очень нравится. В художественной школе царит настоящая атмосфера мастерства и творчества. Мы обычно рисуем натюрморты, иногда людей. Летом мы ходим на пленер и рисуем природу, цветы, леса, деревья, дома.
Сейчас мои рисунки довольно-таки хорошие. Но когда-нибудь я хочу научиться рисовать как великие русские художники И.Шишкин, И.Айвазовский и К.Брюллов! Я уверен, что смогу рисовать еще лучше, если буду стараться.
Учитель
На разноцветных листочках подпишите фамилию и имя и напишите свои увлечения, используя картинки.
Затем прикрепите их к « Дереву интересов».
Работа по заполнению листочков своих увлечений.
Прилепляют к « Дереву интересов» Посмотрите, какое у нас получилось «Дерево интересов». Видно, что у вас много увлечений и в свободное время мы читаете книги, танцуете, занимаетесь спортом, музыкой, домоводством.
Творческое задание для групп
Составить «Памятку мое свободное время»
используя раздаточный материал.
Один из группы «защищает» работу. Время работы 5-7 минут Слайд18
Вспомним правила работы в группах Слайд 19
Приступаем к работе. Учитель контролирует время и за 2-3 минуты напоминает об окончании работы по сигналу хлопку
Время работы 5-7 минут
6.ЗАКРЕПЛЕНИЕ. СОЗДАНИЕ НОВОГО ПРОДУКТА
Вы сегодня молодцы! Работали активно и продуктивно. А сейчас ,проверим как вы усвоили новый материал.
Раздать листочки с тестами. Выполняют работу. Взаимная проверка и оценивание.
1. Свободное время — это
1) время для выполнения обязательных занятий
2) время, не занятое никакими делами
3) время, которым человек распоряжается сам, по своему усмотрению
4) время для дополнительных занятий
2. Какие занятия из перечисленных относятся к вашим обязательным делам? Запишите цифры, под которыми они указаны (можно записать любое количество цифр из предложенных).
1) учебные занятия
2) просмотр телепередач
3) работа по дому
4) прогулка с собакой
5) занятия в музыкальной школе
6) выполнение домашних заданий
3. Какое из названных занятий нельзя назвать увлечением, хобби?
1) коллекционирование марок
2) игру на гитаре
3) просмотр телевизионных передач
4) занятие баскетболом
4. Верно ли следующее суждение?
Чтобы стать гармонично развитым человеком, нужно не только хорошо учиться, но и делать зарядку, выполнять физическую работу, заниматься спортом.
1) верно
2) неверно
5. Хобби — это
1) любимое занятие, увлечение, которому человек посвящает много своего времени
2) интерес к какому-либо конкретному занятию, виду искусства и т.п.
3) необходимое, но нелюбимое дело (например, уборка квартиры)
Укажите номер, лишний в этом перечне.
Верны все 5 заданий 5; 4-4;3-3
Листы оценивания
Оцени работу группы Фамилия и имя ученика
№ | Вопрос | Да | Нет |
1 | Было легко и понятно | | |
2 | Возникали трудности, которые мы преодолевали | | |
3 | Работа в группе была эффективной | | |
4 | Работать было трудно, многое было не понятно | | |
5 | Каждый участник группы понимал свою задачу и выполнял ее | | |
Рефлексия
№ | На уроке я работал | №1 | №2 |
1 | Своей работой на уроке я | | |
2 | На уроке я работал | | |
3 | Урок для меня показал | | |
4 | За урок я | | |
5 | Мое настроение | | |
6 | Материал урока мне был | | |