СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока обучение грамоте (чтение) 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

1 класс Обучение грамоте(чтение)

ТЕМА: Согласные буквы Ж ж, согласный звук  [ ж].

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока обучение грамоте (чтение) 1 класс»


1 класс Обучение грамоте(чтение)

ТЕМА: Согласные буквы Ж ж, согласный звук  [ ж].

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- дети познакомятся с новым звуком [ ж] и его артикуляцией;

- научатся различать звуки [ ж] и [ ш], установят их сходство и различие;

- повторят всё о звонких и глухих согласных звуках, парных согласных, шипящих согласных;

- повторят правописание жи, ши;

- отработают навыки чтения с новыми буквами.

Оборудование: азбуки, печатная буква Ж, предметные картинки, слоговая таблица с буквой ж,

Ход урока

І. Орг.момент

ІІ.Актуализация знаний

1.Объясните смысл пословицы: Дружба , как стекло, разобьешь – не сложишь.Чему она нас учит?

2.Слоговое лото. Составьте и прочитайте слова.

мы ны

ва ши ло

ды пы

ІІІ.Постановка задач урока и определение темы урока.

-  Отгадайте загадки.

Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он (жираф).

Длинноногий, длинношеий

Длинноклювый,телом серый,

Бродит по болотам ,

Ловит в них лягушек

Зеленых попрыгушек. Журавль.

Я на ветке сижу,

Свою букву всё твержу.

Зная твёрдо букву эту,

Я жужжу весной и летом.(Жук)

Как одним словом можно назвать все отгадки?

(Животные)

Произнесите первый звук в отгадках.(Ж)

Определите тему урока и  поставьте задачи. (дети выполняют

задание).

ІV.Работа по теме урока

-Ребята скажите , на какие две группы делятся все звуки? (гласные, согласные) А как их различаем?

- Какими могут быть согласные звуки(Мягкие-твердые, звонкие-глухие парные). Каким цветом мы обозначаем гласные звуки и каким согласные?

1.Знакомство со звуком [ ж]

Фонетическая зарядка.

– Как жужжит шмель? (Ж-ж-ж.) Какой это звук? (Согласный, шипящий, звонкий. Произносится с пре­пятствиями.)

Найдите новый звук в словах, назовите место, где слышится звук [ж].

Жук   ужи       жаба  стрижи         ежи       жираф снежинки лыжи      

Дайте характеристику звуку [ ж] .( согласный, шипящий, звонкий, твёрдый, парный).

- А сейчас я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши всякий раз, когда услышите звук [ ж].

Кошка,  ножницы, мыши, замок, ужи, цапля, щит, журавль, лиса, ёжик.

2.Знакомство с буквами Ж,ж

- Звук  [ ж] обозначается буквой Ж (же).

- На что похожа буква Ж?

Посмотри-ка: буква Ж

На жука похожа,

Потому что у неё

Шесть жучиных ножек.

Стала снежинка

Буквою Ж,

Солнце её не растопит уже.

Если сноп, как пояском.

Подпоясать колоском,

Сноп пшеницы на меже

Превратится в букву ж.

Физминутка

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – водой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела.

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

3. Различие звуков [ ж] и [ ш],сочетания жи - ши

1.Игра. – Рбята в словах, которые я назову , замените первый звук на звук[ ж ] так, чтобы получились новые слова

Лук – жук, мало – жало, Пучок – жучок, ,Веня – Женя, пир – жир,

пил – жил

Составьте звуковую схему слова пил. (Работа выполняется на доске). - Какие согласные звуки есть в этом слове? ( Звуки [п ], [л ].) - Почему вы обозначили их квадратами разных цветов? - Почему мы слышим мягкий звук [п ] ? ( Его смягчает буква и). - Составьте звуковую схему слова жил. - Что вы заметили? ( В этом слове нет мягких звуков: буква и не смягчает звук [ж ]. Все согласные в этом слове твёрдые.) - Какой вывод можете сделать? ( Звук [ж ] – согласный, звонкий, всегда твёрдый и не бывает мягким.)  

- Назовите первый слог. Как слышится в этом слоге звук [ ж]?

В слоге - слиянии жи пишется буква и.

Чтение слогов по таблице.

Пользуемся правилом жи – ши пиши с буквой и.

- Прочитайте слова :  шалашик-шалаш [ ш], ножик- нож [ ш]

- Какую букву нужно написать на конце слова?

- На какой звук очень похож звук [ ж ] на конце слов? (на звук [ ш]. Нужно изменить слово и услышать ясный звук.).

Работа с учебником. (с. 25).

Рассмотрите картинку. Чем заняты дети? (Играют.)

Прочитайте текст «Жмурки» Расскажите, о чём вы прочита­ли? Что бы вы посоветовали играющим детям? бы рассказал им новую считалку. Я бы посоветовал, что место для игры нужно выбирать ров­ное, без луж.)

4. Учащиеся печатают букву Ж ж в тетрадях.

Физминутка

Работа с рассказом «Первые снежинки» (с. 26).




Давайте представим хорошую зимнюю погоду и подумаем, что же произошло дальше? Что делают дети?

Продолжайте. Прочитайте слова в столбиках.

6.Рефлексия

- Пожалуйста, выскажите своё мнение об уроке.

- Что нового узнали? В чём сходство и различие звуков [ ж ] и

[ ш]?

-Какая орфограмма объединила эти два звука?


Ребята при чтении рассказа добавьте слова по смыслу, в которых бы встречался звук ж.

У девочки по имени … ( Женя) есть собачка по кличке…(Жучка). Однажды они пошли в лес. Пока Женя собирала под дубом… (жёлуди), Жучка гонялась за летающим маленьким…(жуком).   Вдруг Женя услышала лай. Она подбежала к Жучке и увидела большого колючего…(ежа) с маленькими …(ежатами). Женя отозвала Жучку, а ёж и ежата убежали под ёлку.



5