МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №12» ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Методическое объединение учителей начальных классов
Разработка урока окружающего мира на тему
«Все профессии важны»
для 2-А класса
Составила:
Абдульвапова А.Н.,
учитель начальных классов,
г. Евпатория,
2019 г
КОНСПЕКТ УРОКА
Дата: 18.12.2019
Учитель: Муллаширова Алиме Нузетовна
Класс: 2-Б
Предмет: Окружающий мир
№ урока- 30
Тема: Все профессии важны
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель: формировать у учащихся представление о многообразии профессий и их взаимосвязи; развивать интеллектуальные умения (сравнивать, обобщать, классифицировать, формулировать вопросы, описывать, объяснять); воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.
Планируемые результаты:
Предметные: знать профессии, уметь соотносить профессии со сферами экономики.
Метапредметные (УУД):
Познавательные УУД: - самостоятельно формулировать цель урока, уметь осознанно и произвольно строить высказывания; -осуществлять синтез как составление целого и частей; - проводить анализ объектов с целью выделения признаков; -решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; - уметь соотносить профессии со сферами экономики.
-Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации так и в конце действия; формирование положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».
-Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении в взаимодействии; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Оборудование: учебники и рабочие тетради А. А. Плешакова «Окружающий мир» для 2 класса; карточки со слогами слова «профессия» на доске, картинки, фотографии с изображением людей разных профессий, карточки с опорными словами «Узнай профессию», конверты с деформированными пословицами; бумажные снежинки; выставка книг о профессиях,проектор. .
Ход урока:
Организационный момент
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
II.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Начинаем урок с проверки домашнего задания.
- Ребята, ответьте на мои вопросы.
- Как называется первый русский музей? (Кунсткамера) Когда и при каком царе был открыта Кунсткамера? (300 лет назад при Петре Первом)
- Что можно увидеть в Политехническом музее в Москве? (Изобретения русских учёных и инженеров)
- В каких музеях хранятся картины, скульптуры, вазы, гравюры? (В художественных музеях)
- Как называются известные художественные музеи в Санкт-Петербурге? (Эрмитаж и Русский музей)
- В каком городе находится Третьяковская галерея? (В Москве)
- Какой музей есть в нашем городе? (Историко-краеведческий музей) О чём мы можем узнать в этом музее? (О прошлом и настоящем нашего города
- Какие образовательные учреждения закончили старшие члены вашей семьи? (Рабочая тетрадь с. 80) (Ответы детей.)
III. Самоопределение к деятельности(На доске запись.)
Соберите рассыпавшееся слово.
СИ ФЕС Я ПРО
-Какое получается слово? (Профессия.)
-Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О профессиях.)
Вот что говорится об этом в словаре С.И. Ожегова: профессия — это основное занятие человека, его трудовая деятельность.
Вы знаете, сколько профессий существует?
Специалисты утверждают, что в мире насчитывается более 40 тысяч профессий. Но эта огромная цифра далека от определённости. Жизнь не стоит на месте, поэтому все чаще появляются новые профессии.
Прочитайте тему урока на с. 124 учебника. (Все профессии важны.)
А вы согласны с этим высказыванием?
Нам необходимы и врач, и строитель, и учитель, и многие другие специалисты. Давайте попробуем сегодня проверить правильность этого высказывания.
Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)
Прочитайте, что говорит об этом Муравьишка.
Я думаю, что узнаю…
Мне хотелось бы узнать о …
Итак, цели и задачи нашего урока:
• узнать, что такое профессия;
• расширить знания о разнообразии профессий;
• определить роль профессий в экономике и жизни людей.
IV.Работа по теме урока
Беседа о профессиях.
Профессий много на земле
И каждая важна.
Решай мой друг, кем быть тебе.
Ведь жизнь у нас одна.
- Какие профессии вы знаете? (Ответы детей.)
- Давайте отгадаем загадки о профессиях.
Я начну, а вы кончайте,
Дружно хором отвечайте.
1. Если заболело ухо,
Если в горле стало сухо,
Не волнуйся и не плачь –
Ведь тебе поможет….. (ВРАЧ)
2. Знает точно детвора,
Кормят вкусно …. (ПОВАРА)
3. Под весенний птичий свист
Пашет землю ... (ТРАКТОРИСТ)
4. Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской.
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро. (МАЛЯР).
5. Кто же в стойле приберет,
Подоит корову,
Песню звонкую споет?
Ну конечно... (ДОЯРКА)
6. Мебель, хлеб и огурцы,
Продают нам …(ПРОДАВЦЫ)
7. С сумкой тяжёлой обходит район,
Письма нам в ящик кладёт …. (ПОЧТАЛЬОН)
8. За мольбертом с кистью я.
Краски – вот мои друзья.
Я один и не один –
В окружении картин. (ХУДОЖНИК).
9. Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз - и помним вас.(ФОТОГРАФ)
- Молодцы, ребята. Вы отгадали некоторые профессии людей. И это крошечная часть всех существующих на земле. Перечислить все профессии и специальности невозможно.
2. Отрасли экономики и профессии. Выполнение заданий в рабочей тетради.
- Давайте вспомним отрасли экономики и назовем профессии, с ними связанные.
(Учитель называет профессии, а учащиеся определяют, с какой отраслью они связаны.)
У учителя карточки с названиями профессий: продавец, водитель, ткачиха, комбайнер, маляр, сталевар, доярка, кассир, контролёр, каменщик.
Промышленность. (Сталевар, ткачиха,)
Сельское хозяйство. (Доярка, комбайнер.)
Торговля. (Продавец, кассир.)
Транспорт. (Водитель, контролер,)
Строительство. (Каменщик, маляр.)
№ 1 (с. 80). Приведите примеры профессий, относящихся к разным отраслям экономики. Запишите их. (Комментированная запись )
№ 2 (с. 81). Муравей вопросик опять что-то перепутал на своих рисунках. Покажи стрелками, кому с кем нужно поменяться местами. (Работа в парах)
Шахтёр – повар, слесарь – врач (офтальмолог)
3. Работа по учебнику (беседа).
• Откройте учебник на с. 124. Рассмотри фотографии. Прочитай названия профессий. Расскажи, что ты знаешь об этих профессиях.
(Учащиеся рассказывают о профессиях.)
• Послушайте стихотворение и подумайте, о чём оно.(2 ученика читают стихотворение)
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал портной:
—Шить платья мне не хочется,
Устрою выходной!
И все портные в городе
За ним ушли б домой.
Ходили б люди голые
По улице зимой.
Подумайте, что было бы,
Когда сказал бы врач:
—Рвать зубы мне не хочется,
Не буду, хоть ты плачь!
Больным врачебной помощи
Не стало б никакой,
А ты б сидел и мучился
С подвязанной щекой.
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал шофер:
—Возить людей не хочется!
И выключил мотор.
Троллейбусы, автобусы
Засыпало б снежком,
Рабочие на фабрики
Ходили бы пешком.
Сказал учитель в школе бы:
— Мне в нынешнем году
Учить детей не хочется,
Я в школу не приду!
Тетради и учебники
Валялись бы в пыли,
А вы бы неучеными
До старости росли.
Подумайте, какая бы
Случилась вдруг беда!
Но только так не сделает
Никто и никогда,
И люди не откажутся
От нужного труда:
Учитель обязательно
Придет наутро в класс,
А пекари старательно
Хлеб испекут для вас.
Любое дело выполнят,
Что им ни поручи,
Портные и сапожники,
Шоферы и врачи.
Мы все семьёю дружною
В одной стране живем,
И каждый честно трудится
На месте на своем.
Л. Куклин
Какой вывод вы сделали из этого стихотворения? О чём оно заставило вас задуматься? (Все профессии нужны, все профессии важны )
Прочитайте задание 1 на с. 125. Определите названия профессий и найдите их представителей на фотографиях.
V. Физкультминутка
Мы в профессии играли –
В миг мы лётчиками стали!
В самолёте полетали
И шофёрами вдруг стали!
Руль теперь у нас в руках -
Быстро едим по горам!
А теперь на стройке мы,
Кладём ровно кирпичи.
Раз - кирпич и два, и три –
Строим дом мы, посмотри!
Вот закончена игра,
Снова сесть нам всем пора.
VI. Продолжение работы по теме урока. Работа в группах.
1. Игра «Узнай профессию».
На каждом столе лежит карточка, где зашифровано название профессии. Переверните карточки, по опорным словам отгадайте профессию, напишите это слово в центр и поднимайте карточку.
Карточка 1.
Небо, штурвал, самолет, аэропорт.
Карточка 2.
Расческа, ножницы, зеркало, лак для волос.
Карточка 3.
Провода, столбы, выключатель.
Карточка 4.
Книги, полки, выставка книг.
(Дети работают самостоятельно.)
- Проверяем: вы называете сначала опорные слова, а затем профессию.
А теперь проверим правильность написания профессий.
На доске появляются изображения профессий и слова: летчик, парикмахер, электрик, библиотекарь.
- Как вы думаете, чем важны эти профессии?
Дети отвечают.
- Мы можем сделать вывод: все профессии нужны, все профессии важны.
2. Творческое задание «Собери пословицы».
- Ребята, а сейчас мы выполним творческое задание в группах. Нужно собрать из слов пословицы о труде. (Учащиеся получают конверты с пословицами, разрезанными на слова, складывают пословицы, объясняют смысл каждой из них.)
Труд кормит, а лень портит.
Терпенье и труд все перетрут.
• Что посеешь, то и пожнешь.
- Какие ещё пословицы о труде вы знаете?
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
3.Игра «Правда ли?»
Продолжим тему путаницы и поиграем в игру "Правда ли?"
Если вопрос поставлен правильно - встаём возле своих парт, а если в вопросе содержится ошибка, топаем ногами, сидя на местах.
Правда ли, что пекарь доит корову? (доярка)
Правда ли, что танкист перевозит людей? (водитель)
Правда ли, что кочегар топит печь?
Правда ли, что свинарка лечит поросят? (ветеринар)
Правда ли, что маляр красит стены?
Правда ли, что кондитер печет торты и пирожные?
Правда ли, что бухгалтер пишет картины? (художник)
Правда ли, что ветеринар лечит людей? (врач)
Правда ли, что воспитатель разносит почту? (почтальон)
VII. Рефлексия.
На уроке я узнал (а)…
Мне было интересно узнать…
Мне хотелось бы еще узнать …
- На свете много разных профессий, каждая необходима и важна.
• А кем хотели бы в будущем стать вы?
У вас на партах лежат снежинки. Кем вы мечтаете стать в будущем? Напишите название этой профессии на ваших снежинок с одной стороны, а с другой - свою фамилию и имя. Это ваша мечта. Мы сохраним снежинки до окончания школы. Наверное, вам будет очень интересно узнать, исполнится ли ваше желание.
- А сейчас прикрепите свои снежинки на доску.
VIII. Подведение итогов урока
- Ребята, вы ещё пока ученики и не можете трудиться на полях, на предприятиях, в учреждениях. В чём заключается ваш основной труд?
-Верно, учёба и приобретение прочных знаний – ваш главный труд. А прочные знания в будущем помогут вам воплотить свою мечту в жизнь, получить профессию, о которой вы мечтаете уже сейчас.
-Какой же вывод мы можем сделать?
Все профессии нужны, все профессии важны!
Домашнее задание
1.Учебник с.124-129 2. Рабочая тетрадь: № 3 (с. 50) .3.Начать работу над проектом.
Наши выступления:
6