Тема урока: Библия – Священная книга христиан.
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Цель урока:
- воспитание нравственной личности через знакомство с «Библией» и «Евангелием».
Задачи урока:
- сформировать у учащихся представления о Библии, Евангелии, Ветхом Завете, Новом Завете, Священном Писании, пророках, апостолах;
- с помощью практических заданий обеспечить понимание обучающимися значения для христиан книг Ветхого и Нового завета.
- сформировать представления о Библии как священной книге христиан
- развивать представления о духовно-нравственных ценностях изложенных в Библии для христиан;
- формировать бережное отношение к духовно – культурным ценностям, доверие и уважение к истории и культуре христианства как хранительнице общечеловеческих ценностей.
- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;
- формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.
- формировать умение выделять главное в учебной статье, развивать логическое мышление обучающихся;
- обогащение лексического запаса и формирование эрудиции.
Форма и виды учебной деятельности: беседа, работа с иллюстрированным материалом, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, групповая работа.
Основные термины и понятия: Библия, Евангелие, Ветхий Завет и Новый Завет, Священное Писание, Пророк, Апостол, Христианин, Откровение.
Словарик к уроку: Библия, Священное Писание, пророки, Завет, время Ветхого Завета, апостолы, Евангелие, время Нового Завета.
Оборудование урока :Библия, репродукции с изображениями апостолов и евангелистов, презентация, таблички с опорными словами, учебник Основы мировых религиозных культур Р.Б. Амиров. О.В. Воскресенский. Т.М. Горбачёва. Б.У. Китинов и др.. рабочая тетрадь, листки бумаги.
Структура урока открытия и усвоения новых знаний
1) организационный этап
2) актуализация знаний;
3) постановка проблемы
4) решение проблемы и применение полученных знаний
5) подведение итогов, рефлексия;
6) информация о домашнем задании.
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. У нас сегодня не совсем обычный урок – к нам пришли гости. Мы рады знакомству.
Доброму гостю хозяин всегда рад!
Актуализация знаний.
Проверяем готовность к уроку. У вас на столе должны лежать: учебник, тетрадь, пенал и дневник.
Организация оформления выставки поделок, заданных на дом (Вертушка из сердечек «Как люди выражают свою любовь»).
- На прошлом уроке мы с вами читали об изгнании Адама и Евы из рая.
– О чём ещё мы говорили на уроке?
– Расскажите, как объясняет Библия появление в жизни людей страданий, несчастий и смерти?
– Какое было домашнее задание?
Давайте выразим нашу любовь и подарим наши поделки гостям.
Постановка проблемы.
На прошлом уроке мы часто с вами говорили слово Библия.
– А кто знает, что оно обозначает?
Если обратиться к толковому словарю, то в переводе с древнегреческого языка оно переводится как «Книга». В христианской традиции собрание священных, записанных через избранных от Бога людей: пророков и апостолов. Сегодня мы и поговорим об этой книге. Откройте тетради и запишите тему урока.
Слайд 2.
И запишите первое понятие-Библия.(на доске появляется карточка с этим словом)
4. Решение проблемы и применение полученных знаний.
Многим из вас эта книга знакома (показываю Библию).
– Из каких частей состоит Библия, нам расскажет Настя.
Слайд 3.
По ходу рассказа на доску вывешиваются карточки с понятиями: Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелие.
– Что мы узнали из рассказа Насти? (Что Библия состоит из трёх частей: Ветхого Завета, Нового Завета и Евангелия).
Слайд 4.
Слово «завет» в их названии означает союз: ветхий – заключённый Богом с избранным (еврейским) народом: новый со всем человечеством, принявшим веру во Христа.
К Ветхому Завету относятся книги, написанные в дохристианское время на древнееврейском языке и описывающие время ожидания прихода Христа. (записываем это понятие в тетрадь).
Слайд 5.
В Новом Завете повествуется о жизни, учениях, делах Иисуса Христа. Книги Нового Завета принято разделять на законоположительные, в которых изложена основа всей христианской веры; исторические – Деяния апостолов и историческое изображение жизни Иисуса Христа, (запишем это понятие в тетрадь).
Слайд 6.
Евангелие – книги Нового Завета, в которых присутствует описание жизни, учения, смерти и воскресения Иисуса Христа. Евангелие –четыре книги, названные по именам авторов-составителей: Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
В числе 27 книг Нового Завета Евангелия считаются законоположительными. Этим наименованием показывается, что Евангелия имеют для христиан такое же значение, какое имел для евреев Закон Моисеев – Пятикнижие.
Слайд 7.
Слово «Евангелие» в современном языке имеет два значения: христианское благовестие о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти и книга, излагающая эту весть в форме повествования о воплощении, земной жизни, спасительных страданиях, крестной смерти и воскресении Иисуса Христа.
Первоначально, в греческом языке классического периода, слово «евангелие» имело значение «воздаяния (награда) за радостную весть», «благодарственная жертва за радостную весть».
Позднее так стала называться сама радостная весть. Далее слово «евангелие» приобрело религиозный смысл. В Новом Завете оно стало употребляться в специфическом смысле. В нескольких местах «евангелие» обозначает проповедь самого Иисуса Христа (Мф.4:23: Мк.1,14-15), но чаще всего «евангелие» – это христианское провозвестие, весть о спасении во Христе и проповедь об этой вести, (запишем это понятие в тетрадь).
Обратимся к статье учебника. Ангелина, прочитай нам два первых предложения из этой статьи стр.97.
– Что ещё мы узнали о Библии? ( Она состоит из 77 книг. Они были написаны разными авторами).
– А как вы думаете могло ли большое количество авторов написать одну книгу?
Физминутка
Давайте проверим эту гипотезу. Возьмите листочек бумаги на своём столе и напишите по одному предложению о погоде за окном. Затем встаньте и отдайте этот листочек мне. (Учитель собирает листочки и читает предложение за предложением, а ученики слушают, что из этого получилось)
– Получился единый рассказ? (нет).
– Какой вывод можно из этого сделать?
Для того чтобы написать рассказ или тем более книгу, нужен один автор или совместная работа нескольких авторов. А чтобы получилась хорошая, интересная книга, нужен хороший автор. Но есть книга, которую писали более 40 авторов (показываю Библию), которые не могли договориться между собой так как жили в разное время и разных странах, но книга представляет собой единое целое, хоть и писалась на протяжении 1500 лет. Писатели Библии только передавали то, что им было сказано Богом. Люди, которым Бог диктовал свои мысли, были совершенно разные. Это были:
По классу развешаны репродукции по ходу перечисления они поворачиваются к изображению и меняют позу.
Цари – Давид и Соломон;
Врач – Лука;
Богослов – Павел и Ездра;
Государственные деятели – Моисей, Даниил;
Рыбак – Пётр;
Музыкант – Асаф;
Пророки – Иеремия, Иоиль, Авдий.
– Вспомните, какая книга была напечатана в России самой первой? (Евангелие)
– Кто её напечатал? (Кирилл и Мефодий)
Откройте ваши учебники на стр. 97 и посмотрите как они выглядели. А вот так выглядела первая печатная книга.
– Найдите в тексте статьи, что ещё для России сделали эти люди? (создали алфавит). Именно поэтому во многих городах стоят памятники Кириллу и Мефодию.
Слайд 8.
Побудем и мы в роли скульпторов. Встаньте у своих мест и изобразите как будто вы делаете памятник Кириллу и Мефодию. Садитесь.
5.Рефлексия и оценивание.
– Вспомните из каких частей состоит Библия? (Ветхого Завета, Нового Завета и Евангелие).
С Ветхим Заветом мы уже знакомились на прошлых уроках.
– А вот кто же записал Новый Завет?
Обратимся к учебнику стр.99 статья Р. Прочитаем её. (По ходу чтения прикрепляю ещё 2 карточки к уже висящим – евангелисты и апостолы).
Евангелисты – это люди записавшие Евангелие.
Слайд 9.
– Кто эти люди? (Матфей, Марк, Лука и Иоанн).
Апостолы – это первые ученики Иисуса Христа, в переводе с греческого вестник.
– Сколько было учеников у Иисуса Христа? (12).
Слайд 10.
На стр. 98 учебника рассмотрите репродукцию Византийской иконы. На ней вы можете видеть всех 12 апостолов. Из предыдущих уроков мы с вами знаем, что Русь была языческим государством. Узнать об истории принятия православия на Руси нам поможет статья учебника стр.99
(чтение по цепочке).
– В каком году приняли православие на Руси? (988г.)
– По чьей инициативе было принято Православие? (киевского князя Владимира)
– Расскажите, что вы узнали о Библии?
– О чём говорится в Ветхом Завете?
– А в Новом?
– Кто такие евангелисты и апостолы?
– Объясните, что означает слово «православие»?
Лист самооценки урока
1. На уроке мне больше всего понравилось…___________________________
2. На уроке мне не понравилось… ____________________________________
3. Из урока мне запомнилось…_______________________________________
4. Мне захотелось узнать больше о…._________________________________
Какой же вывод мы можем сделать о Библии?
Слайд 11.
Все библейские книги называют Священным Писанием. Священное Писание – главный источник знаний о Боге и руководство в жизни для любого христианина.
Все библейские книги у христиан считаются священными.
6. Домашнее задание (по выбору):
Слайд 12.
1. Выполнить небольшое проектное задание: на основании статьи учебника сделать оглавление Библии и нарисовать обложку
2. Рассказать членам семьи, о чем узнал на уроке
3. Ответить на вопросы с.100
Молодцы, вы хорошо поработали на уроке. А более подробно о православии мы поговорим на следующем уроке.