Организационный момент | (Слайды 1 включить музыку на слайде). Добрый день, рада вас видеть. Сегодня у нас необычный урок. Давайте настроимся на совместную работу. На карте мира не найдёшь Тот дом, в котором ты живёшь. И даже улицы родной Мы не найдём на карте той. Но мы всегда на ней найдём Свою страну – наш общий дом! | Встают в круг, берутся за руки ( в классе создан благоприятный психологический настрой) |
Актуализация опорных знаний | (слайд 3 включить музыку на слайде) Расшифруйте слово. -Что такое Родина? -Как вы думаете, какое отношение имеют мои вопросы к теме нашего урока? | Расшифровывают слово. Ведут диалог с учителем, высказывают свои суждения о понятии «Родина», «Страна» - Страна, в которой родился и живет человек - Наша страна называется Россия |
Целеполагание. | (Слайд 3) Учитель: как вы думаете, почему Василий Шукшин написал такие слова? Как вы понимаете слова «за понюх табаку»? Что значит уметь жить, быть человеком? | Проводится совместное целеполагание: - пополнить знания о нашей Родине, ее защитниках и патриотах. - воспитывать гордости за Родину и людей посвятивших свою жизнь служению ей. |
Усвоение новых знаний | 1. Предварительная беседа. (4 слайд включить аудиозапись на слайде) Слушание аудиозаписи стихотворения Э.Асадова «Россия начиналась не с меча…» Вопросы по стихотворению: -Как вы понимаете фразу «Россия начиналась не с меча»? Почему? - Какие доводы приводит автор? - А вы согласны с его мнением? - Хотят ли россияне войну? Докажите. ВЫВОД: Россия никогда не нападала первой, все войны в которых она участвовала были оборонительными. 2. Работа со словами «война» и «мир» а)работа со словарем(5 слайд) Учитель: Какое определение можно найти в словарях? (работа со словарём) б)работа в парах «ассоциации» (6 слайд) Учитель: Какие слова вспоминаются, когда вы слышите эти слова? 3. Работа с этимологией слова . ЗАЩИТНИК Учитель: Как вы понимаете смысл слова «защитник»? - Давайте попробуем разобраться с этимологией этого слова: а) о чем «сообщает» приставка «за» ( находится за кем-либо, за чем - либо) б) какой корень в этом слове, о чем он нам «сообщает» в) подберите слова с таким же суффиксом «ник» (наставник, умник, нарукавник) Как вы думаете почему нам приходится защищаться? | Дети слушают стихотворение. Отвечают на вопросы учителя. Делают выводы, нужна ли нам война, участвовала в войнах не по своей инициативе, а только в оборонительных целях. Учителем выдаются листы, на которых поле поделено пополам, слева написано «мир», а справа «война» и парам необходимо найти ассоциации к этим словам (как можно больше) Находят в словаре значение слова ЗАЩИТНИК |
Организационно-деятельностный | 1. Беседа о защитниках нашей Родины(7 слайд) Учитель: Назовите людей, которых вы считаете ЗАЩИТНИКАМИ нашей Родины. Как вы понимаете слова на слайде  2. Работа в группах (Сообщения детей о защитниках России в разные временные промежутки). ♦1 группа. Куликовская битва (8 слайд) ♦2 группа. Нашествие Наполеона (9 слайд) ♦3 группа. Великая Отечественная война (1941-1945) (10 слайд) Сын и отец. Вячеслав Попов Я отца попросил: - Расскажи, как сражался, Как поганых фашистов В боях убивал. Но отец о войне Говорить отказался, Только брови нахмурил И тихо сказал: - Ты что думаешь, сын, Убивать очень просто? Так в кино лишь бывает И то не всегда. - Но ведь это ж враги?! Я б их всех шашкой острой Покрошил, если б только Был взрослым тогда. - Да, то были враги, Но они тоже люди, И у каждого дома Детишки и мать. Их погнали, как скот, К нам фашисты-паскуды И заставили силой Всех нас убивать. Но уж тут кто кого. Жить нам тоже хотелось, Да к тому же свой дом нам Пришлось защищать. На войне было все – Кровь, жестокость и смелость. И поверь, нелегко мне Войну вспоминать. | Дети в произвольной форме отвечают на поставленный учителем вопрос Дети заранее готовят сообщения по данным войнам. Для экономии времени. Пояснения учителя по ходу презентации: 1. Штурм града. И.Глазунов. К полю Куликову. Е.Данилевский. Кившенко А.Д. Преподобный Сергий благословляет Д. Донского. Намеровский А. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на ратный подвиг. Авилов М.И. Поединок Пересвета с Челубеем.
2.Грабёж французов в Москве. Расстрел поджигателей. Александр Апсит. Французы в Успенском соборе. Неизвестный художник. 3. Чтение учителем стихотворения В.Попова «Сын и отец» обсуждение услышанного |
Итог урока. Рефлексия. | Рассказ учителя (11 слайд) Учитель: Наше руководство, дипломаты во главе с президентом стараются наладить мирные отношения, несмотря на информационную войну, которую проводят некоторые государства против нашей страны. Я надеюсь, что вы вырастете истинными патриотами нашей страны, будете знать и чтить нашу историю и её защитников. Берегите Россию Нет России другой. Берегите её тишину и покой. Это солнце и небо, Это хлеб на столе И родное оконце в позабытом селе. Берегите Россию - Без неё нам не жить, Берегите её, чтобы вечно ей быть! Учитель: В заключении мне хочется сказать: мы все разные, но мы все вместе живем, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной. Мы надеемся, что вы тоже будете чтить обычаи наших предков и горячо любить свою Родину. -Я благодарю всех за активную работу. 2. Исполнение песни «Служить России» (12 слайд с началом слов необходимо сделать щелчок мышкой) | Ответы учащихся: - Наша Родина – Россия -Необходимо знать свою историю и помнить людей которые её защищали. - Самое ценное в России это её люди. Исполнение песни «Служить России» |