СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Письмо с фронта"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан к 23 февраля. Цель урока - расширить понятие об эпистолярном жанре, воспитывать патриотизм, прочитать письма времён ВОВ

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Письмо с фронта"»

Урок письма «Письма с фронта»


Цель: создание условий для организации творческой деятельности обучающихся на уроке, развития речи детей, формирования интереса к эпистолярному жанру, любви и уважения к Родине, гордости за ратные и трудовые подвиги соотечественников

Задачи:
Образовательные:
- пробудить интерес к эпистолярному жанру,
- формировать умение правильно составлять текст письма,
- обогащать словарный запас учащихся; 
Развивающие:
- развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения, умение анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение формулировать проблему, применять новые знания;
- развивать творческие, речевые способности учащихся, внимание;
Воспитательные:
- формировать интерес и уважение к родному языку, к защитникам Родины

- воспитывать умение видеть красоту человеческих отношений, формировать культуру общения.
Оборудование урока:
Музыкальное оформление – фонограмма песни “Четыре года мать без сына…”
Компьютерная презентация. 

Ход урока.

I.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Вспомните, пожалуйста, когда в последний раз вы писали письмо. Но не электронное, а самое настоящее, написанное на бумаге и запечатанное в конверт?

(Ответы детей)

- Я согласна, что сейчас немодно писать бумажные письма, но были времена, когда письмо было единственным способом общения. Не было телефона, Интернета. А ещё были годы в истории нашей страны, когда письма очень ждали и хранили как зеницу ока. Что обозначает этот фразеологизм, как вы считаете?

(Хранить как зеницу ока – тщательно, заботливо оберегать что-то)

- Подумайте, пожалуйста, откуда можно с нетерпением и тревогой ждать письма?

(С фронта)

- Конечно, с фронта. Ведь единственной возможностью узнать что-то о любимом и близком человеке было письмо. У вас на партах распечатка письма военных лет.



Поработайте в парах и попробуйте прочитать письмо, восстановить его.



- А теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Письма с фронта)

- Запишем число и тему урока.

- А теперь давайте прочитаем эти письма (двое учащихся зачитывают текст)

- Какие эмоции вызвали в вас эти письма? Напишите об этом мини-сочинение.

(Пишут сочинение. Несколько учащихся зачитывают свои варианты)

Актуализация знаний

- Ребята, когда началась Великая Отечественная война?

(Подготовленный ученик рассказывает о войне)

- 1418 дней шла война. Миллионы погибших. И все они – чьи-то сыновья, мужья, дедушки, братья. Каждая весточка с фронта - огромная радость и надежда, что близкий человек жив. Послушаем стихотворение Эдуарда Асадова о письмах с фронта. (Подготовленный ученик читает стихотворение наизусть)

Письмо с фронта

Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую - слов даже нет!

Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.

Грустила ты, если мне физик, бывало,
Суровою двойкой дневник "украшал",
Гордилась, когда я под сводами зала
Стихи свои с жаром ребятам читал.

Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне:
Приятели, книжки, московские споры -
Все - сказка, все в дымке, как снежные горы...
Пусть так, возвратимся - оценим вдвойне!

Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудья, как стадо слонов,
И где-то по-мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки...

За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры -
Ты здесь, ты со мною, родная моя!

В холодной ночи, под неласковым небом,
Склонившись, мне тихую песню поешь
И вместе со мною к далеким победам
Солдатской дорогой незримо идешь.

И чем бы в пути мне война ни грозила,
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу! 

- А каково солдату, который готовится к очередному сражению, получить письмо из дома? Конечно, весточка с родины вдохновляла бойцов. Послушаем стихотворение, показывающее, как ждали солдаты письма из дома. (Подготовленный ученик читает стихотворение наизусть)

Яков Галюткин

Получил солдат письмо из дома. 
Оно долго в руки шло к нему. 
Треугольник этот долгожданный 
Прилетел к нему через войну. 

В ожидаемой весточке из дома:
Руки матери и поцелуй сестры, 
Образ дома и родного сада, 
Позабытый вкус колодезной воды. 

Положив в карман его нагрудный, 
Он пойдет в атаку с ним на смертный бой, 
И убить его сегодня  будет трудно. 
В нем молитвы матери родной. 

Он придаст ему огромной силы, 
Чтобы пуля больше не брала его. 
Оберег из дома от любимых 
Отпугнет черное воронье. 

Сколько писем в той войне спасало,
Потерялось, не пришло домой. 
Но надежда никогда не угасала. 
Адресат навеки был с тобой. 

-Вы знаете, какие письма тогда солдаты отправляли домой? Это были письма, сложенные треугольником. Давайте посмотрим, какими они были.

Презентация (музыкальное сопровождение – «Четыре года мать без сына»)

- Как вы думаете, почему письма с фронта были сложены треугольником и не запечатывались в конверты?

(Ответы детей)

(Выступление ученика)

- Письма с фронта шли без конвертов и марок, их не хватало во время войны. Письма были сложены треугольником. Такую форму придумали сами солдаты в первый год войны. Конверт-треугольник – обычный тетрадный листок, загнутый сначала справа налево, потом слева направо. Готовое письмо не заклеивалось – его читала цензура, адрес писался на наружной стороне листа.

- Ребята, что такое цензура? Давайте запишем это слово и узнаем его значение. (Цензура – контроль и просмотр информации)

- Обратите внимание на доску. Нам нужно соотнести понятия правого и левого столбиков:

Адресат Отправитель

Адресант Получатель

- Кто такой адресат? (Получатель)

-Адресант – отправитель. Как называются такие слова? (паронимы)

- А теперь давайте вспомним основные правила написания письма.

В культурно оформленном письме выделяют составные части:

  • дата – пишется в правом верхнем углу первой страницы;

  • обращение – располагается посередине листа, диктуется этическими нормами. Каковы ваши взаимоотношения с адресатом, таково и обращение;

  • вступление – начинается разнообразно: с какой-нибудь любезности, пожелания или извинения;

  • основной текст - изложение о предметах, интересующих адресата;

  • заключение – изъявление чувств преданности, почтения, формула вежливости и собственноручная подпись.

  • постскриптум (лат. – после написанного) При законченном уже письме бывает иногда вспоминается то, что в него не вошло, а упомянуть непременно следует. Тогда в конце письма, обыкновенно под подписью, ставится знак P.S. или N.B. (Что значит post scriptum или nota bene) и за ним приписывается забытое.

- Подумайте, ребята, могли ли солдаты, писавшие письма в окопах на коленях, строго следовать этим правилам?

(Ответы ребят)

- Молодцы, я тоже считаю, что воспитание и интеллигентность не отменит и самая жестокая война на свете.

Итоги урока

- Ребята, о чём мы сегодня говорили? Что вы узнали нового? Что запомнилось? В конце нашего урока хотелось бы обратиться к вам, ребята, с такими строками:

Прошу вас, храните солдатские письма.
Они и просты, и порою грустны,
В них столько надежды и вечного смысла,
Прошу вас: храните солдатские письма,
Тревожную память людской доброты! 

- Домашнее задание. Напишите письмо вашему дальнему родственнику, участнику Великой Отечественной войны. Попробуйте сложить письмо треугольником, напишите фамилию, имя и отчество адресата.

Спасибо за урок!