СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по биологии по теме: "Биология как наука"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит презентацию, конспект урока по теме:Биология как наука.

Просмотр содержимого документа
«Урок 2»

Урок № 2

Тема урока: Наука о живой природе

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: (для учителя): формирование представлений о предмете изучения биологии, ее истории.

Планируемый результат (для учащихся): определять предмет изучения биологии, называть ее основные направления.

Задачи урока: раскрыть значение биологии в жизни человека с древнейших времен, до наших дней.

Ресурсы:
Основные:
Учебник 12-16 с. 8–9;
Рабочая тетрадь: с. 8-9 № 8-14,

Дополнительные: комнатные растения, презентация.
Описание хода урока

Ход урока

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности:

Учитель: Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество. Природа. Как часто мы слышим это слово, оно рождает у нас различные ассоциации и образы. Я предлагаю Вам, в течение двух минут, на предложенных Вам для работы творческих листках, отобразить свое видение природы.

Прием " Ассоциации", выполняется на фоне легкой музыки голосов природы http://ecosounds.net/zvuk-lesa/atmosfera-dnevnogo-lesa/

Учитель: А теперь я попрошу всех показать свои работы. (Демонстрация работ) Неудивительно, что нет ни одного повторяющегося рисунка, ведь мир природы многолик и неповторим. Для кого-то это волшебный мир цветка или бег волны, для другого- таинственный лес, а в образах третьих- наша уникальная планета.

Личностные УД (деятельностный компонент) – готовность и способность к соблюдению норм и требований школьной жизни.

Регулятивные УД - принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении УД, регулировать весь процесс их выполнения и четко выполнять требования познавательной задачи.

Коммуникативное УУД: сотрудничество с учителем

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:

Учитель: для актуализации знаний учащимся задаются вопросы (фронтально):

А чем неповторима наша планета? (Ответы участников, что только на нашей планете есть жизнь).

Чем живые организмы отличаются от тел неживой природы? (Дышат, питаются, размножаются, …)

А как бы мы ответили на вопрос, что такое природа? (2-3 мнения участников). Учащиеся выписывают определение в тетрадь.

А знаете ли вы как зарождалась и развивалась наука биология? (предполагаемый ответ нет?)

Какие науки входят в науку биологию? (предполагаемый ответ нет?)

Учащиеся с помощью учителя формулируют тему и цели урока

УДД. Личностные : развитие и расширение кругозора, познавательные уметь поставить и решить проблему, подбор средств осуществления исследования , выводы.

УУД: регулятивные: научиться работать в коллективе , отстаивать свое мнение , аргументировать свои доводы, научиться выделять главную информацию, умение формировать познавательные цели , ставить задачи, выбирать средства для их реализации.

3. Выявление места и причины затруднения.

Учитель: мы выяснили какими знаниями о биологии, вы еще не обладаете

Коммуникативные УД – умение вести диалог и слушать, использовать языковые средства для отображения своих доводов и умозаключений.

Регулятивные УД – оценить проблему и приложить усилия для ее решения. Оценить ответы одноклассников с точки зрения их доказательности и полноты

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

Учитель: мы делимся на 2 группы первая группа должна прочитать о развитии биологии на стр. 8 учебника, вторая группа на стр. 9 -- о ученых биологах, далее каждая группа должна рассказать друг другу о прочитанном, с использованием рисунков из электронного приложения к уроку.

УУД. Познавательные – анализ объектов с помощью выявления отдельных критериев и признаков, умение выявлять причинно- следственные связи и формировать логические цепи рассуждения.

5. Реализация построения проекта

Учащиеся с помощью рисунков из презентаци рассказывают друг другу о развитии биологии. Учитель помогает, устраняет ошибки, дополняет ответы учащихся.

Познавательные УУД умение осуществлять постановку и решение проблемы.

Коммуникативные УД – использовать языковые средства для отображения своих доводов и умозаключений.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Правильны ли следующие утверждения? Учащиеся отвечают на вопросы, объясняя свой ответ.

Биология - наука о живых организмах.

Ученые насчитывают более 5 млн. видов живых организмов.

Биосфера включает всю атмосферу, гидросферу и нижние слои литосферы.

Знание законов биологии помогает лечить и предупреждать болезни человека.

Различают четыре царства органического мира.

Коммуникативные УД – общаться и взаимодействовать с партнером по совместной деятельности.

Познавательные УД – поиск и выделение необходимой информации, выбор эффективных способов достижения цели.

Регулятивные УД – сравнивать результат своих действий с эталоном. Обнаруживать отклонения или различия.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Выполнение заданий в рабочих тетрадях стр. 8-9, затем проверка правильных ответов, исправление ошибок.
Коммуникативные УД – общаться и взаимодействовать с партнером по совместной деятельности.

Познавательные УД – поиск и выделение необходимой информации, выбор эффективных способов достижения цели.

Регулятивные УД – сравнивать результат своих действий с эталоном. Обнаруживать отклонения или различия.

8.Включение в систему заданий повторения

Учитель: у вас на столах лежат карточки, выберите пожалуйста свойства живых организмов и подчеркните их( питание, ходьба, дыхание, пение, рост, развитие, сон, движение)

Познавательные УД – поиск и выделение необходимой информации, выбор эффективных способов достижения цели.

Регулятивные УД – сравнивать результат своих действий с эталоном. Обнаруживать отклонения или различия.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учитель: достаточно ли вы приложили усилий на уроке, для изучения новой темы?

Какую оценку вы поставили бы себе за урок?

Как вы думаете, полученные знания пригодятся вам в будущем?

Домашнее задание

Параграф 2 , пересказ

Составить из названий биологических наук кроссворд,.

Составить презентацию о значении биологии.

Регулятивные УД – осознавать качество и уровень усвоения материала. Личностные – адекватная самооценка



Просмотр содержимого презентации
«урок 2»

Наука о живой природе

Наука о живой природе

- какие признаки подтверждают, что организм живой? - что является «кирпичиками» живых организмов? - как вы понимаете словосочетание «обмен веществ», понятия рост, раздражимость,размножение? - как об этом сказано в учебнике?
  • - какие признаки подтверждают, что организм живой?
  • - что является «кирпичиками» живых организмов?
  • - как вы понимаете словосочетание «обмен веществ», понятия рост, раздражимость,размножение?
  • - как об этом сказано в учебнике?

БИОЛОГИЯ (от греческих слов)   «биос»  «логос»   ЖИЗНЬ  НАУКА   Наука о жизни, о живой природе

БИОЛОГИЯ

(от греческих слов)

«биос» «логос»

ЖИЗНЬ НАУКА

Наука о жизни, о живой природе

Землю пробуравил,  Корешок оставил,  Сам на свет явился,  Шапочкой прикрылся 2.  , , ИЕ 3. Отгадайте загадки и ребусы 1. Хоть меня не видит глаз, Заразить могу я вас. И холерой, и ангиной, Насморком и скарлатиной , 4. О  , Е Т

Землю пробуравил, Корешок оставил, Сам на свет явился, Шапочкой прикрылся

2.

,

,

ИЕ

3.

Отгадайте загадки и ребусы

1.

Хоть меня не видит глаз,

Заразить могу я вас.

И холерой, и ангиной,

Насморком и скарлатиной

,

4.

О

,

Е

Т

Царства живой природы ДРОБЯНКИ ГРИБЫ РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ ВИРУСЫ

Царства живой природы

ДРОБЯНКИ

ГРИБЫ

РАСТЕНИЯ

ЖИВОТНЫЕ

ВИРУСЫ

Биологические науки грибы микология бактерии микробио- логия животные растения зоология ботаника наследствен- ность и измен- чивость орга- низмов работа органов строение органов внешнее  строение физио- логия морфо- логия анатомия генетика

Биологические науки

грибы

микология

бактерии

микробио-

логия

животные

растения

зоология

ботаника

наследствен-

ность и измен-

чивость орга-

низмов

работа

органов

строение

органов

внешнее

строение

физио-

логия

морфо-

логия

анатомия

генетика

Вирусология (вирусы) Бактериология (бактерии) Микология (грибы) Ботаника (растения) Зоология (животные) Анатомия (строение органов) Цитология (строение и жизнедеятельность клеток) Физиология (функции организмов) Биохимия и молекулярная биология (клеточные функции) Генетика (наследственность и изменчивость организмов) Эмбриология (индивидуальное развитие организмов) Экология отношения организмов между собой и окружающей их средой.
  • Вирусология (вирусы)
  • Бактериология (бактерии)
  • Микология (грибы)
  • Ботаника (растения)
  • Зоология (животные)
  • Анатомия (строение органов)
  • Цитология (строение и жизнедеятельность клеток)
  • Физиология (функции организмов)
  • Биохимия и молекулярная биология (клеточные функции)
  • Генетика (наследственность и изменчивость организмов)
  • Эмбриология (индивидуальное развитие организмов)
  • Экология отношения организмов между собой и окружающей их средой.

Физкультминутка  «Угадай царство» ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ ЦАРСТВО ГРИБЫ

Физкультминутка «Угадай царство»

ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ

ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ

ЦАРСТВО ГРИБЫ

Охрана окружающей среды. Производство кормовых добавок для животных. Производство лекарств, витаминов, вакцин, сывороток. Биологические знания  в жизни человека Выведение новых пород животных. Создание новых сортов культурных растений. Производство продуктов питания. Производство биологических средств защиты от вредителей и болезней. Разработка новых средств и методов лечения болезней.

Охрана окружающей среды.

Производство кормовых добавок

для животных.

Производство лекарств, витаминов, вакцин, сывороток.

Биологические знания в жизни человека

Выведение новых пород животных.

Создание новых сортов культурных растений.

Производство продуктов питания.

Производство биологических средств защиты от вредителей и болезней.

Разработка новых средств и методов лечения болезней.

ЗАДАНИЕ  Распределите живые организмы по царствам, записывая их названия. дрозд мухомор холерный вибрион ламинария стрептококк трутовик бабочка кит дуб лотос Вирус ВИЧ

ЗАДАНИЕ Распределите живые организмы по царствам, записывая их названия.

дрозд

мухомор

холерный вибрион

ламинария

стрептококк

трутовик

бабочка

кит

дуб

лотос

Вирус ВИЧ

Проверь себя Царство бактерии: холерный вибрион, стрептококк. Царство грибы: мухомор, трутовик. Царство растения: дуб, ламинария, лотос. Царство животные: дрозд, бабочка, кит. Вирусы: вирус ВИЧ

Проверь себя

Царство бактерии: холерный вибрион, стрептококк.

Царство грибы: мухомор, трутовик.

Царство растения: дуб, ламинария, лотос.

Царство животные: дрозд, бабочка, кит.

Вирусы: вирус ВИЧ

Оцени себя 0 ОШИБОК  –  ОЦЕНКА «5». 1 - 3 ОШИБКИ – ОЦЕНКА «4». 4 – 6 ОШИБОК – ОЦЕНКА «3».

Оцени себя

0 ОШИБОК ОЦЕНКА «5».

1 - 3 ОШИБКИ – ОЦЕНКА «4».

4 – 6 ОШИБОК – ОЦЕНКА «3».

Домашнее задание Прочитать параграф 2. РТ № 8-14, стр 8-9 По желанию

Домашнее задание

  • Прочитать параграф 2.
  • РТ № 8-14, стр 8-9

По желанию

  • Составить кроссворд из новых слов ( минимум 5 слов)
  • Творческое задание - подготовить рассказ на тему: «В моем доме есть кусочек живой» природы…» .