Соцветия. 6 класс
Организация начала урока
Актуализация знаний, проверка д/з
Фронтальный опрос: Что такое цветок? Из каких частей он состоит? Что называют околоцветником? Чем однодомные растения отличаются от двудомных?
Формирование темы урока
Учитель: Сегодняшний урок мне бы хотелось начать его с рассказа сказки, но не простой, а биологической. В ней как в каждой сказке есть вымысел, но есть и правда. Ваша задача – выявить, что в этой сказке вымысел, а что правда. Помогут Вам в этом следующие вопросы.
- О каком царстве-государстве говорится в сказке? (Царство растений.)
- Кто его жители? (Цветковые растения.)
- Какие заморские гости прилетели в это царство? (Насекомые.)
- Чем привлекали к себе насекомых крупные цветки? (Яркой окраской венчика, запахом, нектаром, пыльцой.)
- А каким образом мелкие цветки сумели привлечь к себе насекомых? (Они объединились, появились соцветия.)
Итак, слушайте: в некотором цветковом царстве, покрытосеменном государстве жили-были жители – цветы. Были среди этих жители знатные представители – имели они крупные цветки, яркую окраску да сильный аромат. Часто к ним прилетали гости заморские, лакомиться угощением: сладким нектаром да вкусной пыльцой. Были в это царстве-государстве и другие жители – мелкие да неприметные. И красивы они были, и аромат у них был приятный, а нектар вкусный да сладкий, но гости заморские к ним не хаживали, потому что не замечали их. Обидно было этим цветкам и вот решили они объединиться, может вместе они заметней станут? Так и вышло! Да и нектар то у них иногда повкусней чем у крупных цветков будет! Вот так в этом славном государстве восторжествовала справедливость и наряду с крупными одиночными цветками появились соцветия.
А теперь давайте разберемся, что же в этой сказке вымысел, а что правда? (В результате беседы, отвечая на вопросы, учащиеся определяют тему урока.
На экране появляется слайд-тема урока - «Соцветия»)
Изучение нового материала
Электронное приложение к учебнику (издательство Дрофа)
Физкультминутка
Гимнастика для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 3 раза.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 3 раза.
3. Посмотреть вниз, вверх, влево, вправо.
Повторять 3 раза.
ФМ для улучшения мозгового кровообращения:
1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 2-3 раза. Темп медленный.
2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.
Закрепление изученного материала
Тест (задания на листочках)
Распределить на простые и сложные соцветия с проверкой
Задание 48 (из рабочей тетради). Заполните таблицу «Особенности строения соцветий»
Название соцветия | Особенности строения (простое или сложное) | Растения, имеющие данное соцветие |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Рефлексия
Что вы узнали нового на уроке? Какие задания были наиболее интересны и почему? Понравился ли вам урок?
Учащиеся отвечают на вопросы, учитель выражает свое положительное отношение к уроку, благодарит учащихся за работу, выставляет и комментирует отметки.
Подведение итогов урока, информация о д/з (Читать §12 стр. 64-67)
Вопросы к биологической сказке:
- О каком царстве-государстве говорится в сказке?
- Кто его жители?
- Какие заморские гости прилетели в это царство?
- Чем привлекали к себе насекомых крупные цветки?
- А каким образом мелкие цветки сумели привлечь к себе насекомых?
Заполните таблицу «Особенности строения соцветий»
Название соцветия | Особенности строения (простое или сложное) | Растения, имеющие данное соцветие |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Заполните таблицу «Особенности строения соцветий»
Название соцветия | Особенности строения (простое или сложное) | Растения, имеющие данное соцветие |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Тест «Соцветия». (6 класс)
Классификация соцветий на простые и сложные основана на признаке:
Тип околоцветника образующих их цветков
Наличие защитной обёртки из зеленых листьев
Степень разветвленности оси соцветия
Количество цветков в соцветии
Соцветие простой колос характерно для:
Ландыша
Сирени
Подорожника
Ржи
Для вишни характерно соцветие:
Кисть
Простой зонтик
Метёлка
Щиток
Соцветие корзинка характерно для:
Томата
Гороха
Одуванчика
Кукурузы
К сложным соцветиям относят:
Метёлку
Кисть
Корзинку
Початок
Тест «Соцветия». (6 класс)
Классификация соцветий на простые и сложные основана на признаке:
Тип околоцветника образующих их цветков
Наличие защитной обёртки из зеленых листьев
Степень разветвленности оси соцветия
Количество цветков в соцветии
Соцветие простой колос характерно для:
Ландыша
Сирени
Подорожника
Ржи
Для вишни характерно соцветие:
Кисть
Простой зонтик
Метёлка
Щиток
Соцветие корзинка характерно для:
Томата
Гороха
Одуванчика
Кукурузы
К сложным соцветиям относят:
Метёлку
Кисть
Корзинку
Початок