5
Конспект урока по биологии
Наименование ОУ. ГКОУ «Школа-интернат№2» г.Оренбурга.
Название предмета. Биология.
Класс. 9 класс
Тема урока. Строение органов дыхания.
Методическая цель урока. Ознакомить обучающихся с органами дыхания, изучить их строение и функции.
Задачи урока.
Образовательные:
- раскрыть сущность процесса дыхания, его роль в обмене веществ в организме человека; сформировать представление о строении органов дыхания в связи с их функциями, о процессе образования голоса., мера профилактики заболевания голосовых связок.
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное восприятие при работе с рисунками учебника, электронным приложением к учебнику;
- продолжить формирование умений рассуждать на заданную учителем тему и делать логические выводы;
- продолжать формировать навыки самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы;
- продолжать формирование умений самостоятельной работы с текстом учебника, таблицей;
- учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы
- развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать заботу о собственном здоровье.
Планируемые результаты.
Предметные: обучающиеся знакомятся с особенностями строения органов дыхания человека, их функциями; учатся выделять существенные признаки органов, овладевают умением объяснять взаимосвязь строения органов системы и выполняемой функцией.
Тип урока. Урок открытия нового знания.
Оборудование. Учебник, рабочая тетрадь, дидактический материал, электронная презентация.
Ход урока.
Мотивация к учебной деятельности (самоопределение).
«Развитие и образование ни одному человеку
не могут быть даны или сообщены.
Всякий, кто желает к ним приобщиться должен
достигнуть этого собственной деятельностью,
собственными силами, собственным напряжением».
А.Дистервег
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Биологический диктант.
Движение крови по кровеносным сосудам. (кровообращение).
Самый крупный сосуд. (аорта).
Кровь, насыщенная углекислым газом. (венозная.)
Путь крови от левого желудочка до предсердия. (большой круг кровообращения).
Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу. (вены)
Кровь, насыщенная кислородом. (артериальная)
Колебания стенок сосудов, вызванное изменениями давления крови в сосудах в ритме сокращения сердца. (пульс)
Путь крови от правого желудочка до левого предсердия. (малый круг кровообращения)
Сосуды, несущие кровь от сердца. (артерии)
Явление возникновения импульсов в самом сердце. (автоматия).
ВЗАИМОПРОВЕРКА. Самопроверка.
Критерии оценки.
5-7 ответов – «3»
8-9 ответов – «4»
10 ответов – «5»
Целеполагание.
- Вы, наверное, не раз слышали поговорку «Это нам нужно как воздух!». Она выражает особую потребность организма в воздухе.
Ещё древнегреческий философ Анаксимен, наблюдая за дыханием животных и человека, считал воздух условием и первопричиной жизни.
Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни».
Как много в жизни и состоянии человека связано с дыханием- и состав крови, и движение, и чувство, и ум! Дыхание- в основе речи и пения. Как часто изменение деятельности организма вызывает перемену дыхания.
-Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
- Что нам нужно узнать о дыхании?
Изучение нового материала. Приобретение новых знаний, умений.
Эволюция дыхательной системы
-Выясним, как же усложнялась дыхательная система в процессе эволюции?
-Имеют ли специальные органы дыхания одноклеточные животные? Как дышат?
-У червей и губок- кожное дыхание.
-Как называются органы дыхания насекомых?
Рыбы дышат с помощью…?
- Начиная с земноводных преобладает легочное дыхание, но у птиц есть особенность. Какая?
-Наибольшего совершенства достигло дыхание млекопитающих за счет большого увеличения дыхательной поверхности легких.
Несмотря на различное строение органов дыхания, значение дыхания для всех организмов заключается в поступлении в организм кислорода, и выведение углекислого газа из организма.
Динамическая и дыхательная физпауза.
Гимнастика по методике А.Н.Стрельниковой
Движение – “кошка”: нужно прямо встать, ноги поставить уже плеч. Сделать небольшое приседание и вместе с ним повернуть тело в правую сторону, при этом сделав сильный и быстрый вдох и в начальное положение. Далее также, только в левую сторону. Выдохи делаются в интервале между вдохами. Колени при приседании слегка сгибаются, а руки при этом должны делать хватательные действия. Спина прямая, а поворот осуществляется только в талии. 12 раз, и делать по восемь вдохов. Можно делать и сидя.
Проработка содержания темы.
Строение органов дыхания
Органы дыхания- это воздушные ворота в организм. Через них он сообщается с внешней средой, хотя они являются внутренними органами.
К органам дыхания относятся: носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, легкие.
Воздухоносные пути | Альвеолярная (респираторная) зона |
Носовая полость Ротовая полость Носоглотка Гортань Трахея Бронхи и бронхиоли | Альвеолы легких (легочные пузырьки) |
- Слизистая оболочка помимо увлажнения, содержит фермент лизоцим и лейкоциты, которые обеззараживают микроорганизмы. Так почему не следует вдыхать воздух ртом?
-Воздух первоначально поступает в носовую полость, где слизистая оболочка увлажняет и обеззараживает, кровеносные сосуды согревают, а реснитчатый эпителий очищает воздух. Далее через носоглотку и ротовую часть глотки воздух поступает в следующие за ним отделы дыхательной системы: гортань, трахею, бронхи, легкие. Какое строение имеют эти органы, что происходит с воздухом в них, вы узнаете, выполнив самостоятельную работу.
Самостоятельная работа обучающихся с учебником. Работа по группам.
Зрительная физпауза.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Отчет по группам.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Орган 1. Носовая полость 2. Гортань 3. Трахея и бронхи 4. Легкие 5. Легочная и пристеночная плевра | Выполняемая функция а) содержит жидкость, снижающую трение б) увлажнение воздуха, задерживание пыли в) обеспечивает свободное прохождение воздуха г) образование звуков, рефлекторный кашель д) газообмен |
Ответы: 1б, 2г, 3в, 4д, 5а.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Прием «Комплимент»:
Цель данного приема - оценить свою активность и качество работы. Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах)
Д.з. стр. 158-162. Используя Интернет-ресурсы, освоить одно из упражнений из методики А.Н.Стрельниковой с учетом вашего заболевания и рекомендаций офтальмолога.