СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по блочно-модульной технологии. Модуль 1 МБ 1Обобщение по разделам II и III «Страны Северной и Южной Америки. Российское государство и славянские страны»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по блочно-модульной технологии. Модуль 1 МБ 1Обобщение по разделам II и III «Страны Северной и Южной Америки. Российское государство и славянские страны»»

Разработка урока по блочно-модульной технологии.

Модуль 1 МБ 1Обобщение по разделам II и III «Страны Северной и Южной Америки. Российское государство и славянские страны»

Цели:

  • определить важнейшие события истории России, славянских народов и стран Северной и Южной Америки в XIX – начале XX веков;

  • развивать умение анализа исторического источника и сравнительного анализа исторических трудов, работой с картой и составлением схем;

  • охарактеризовать тип цивилизаций Латинской Америки, Северной Америки и России.

Тип урока: лабораторно-практическое занятие.

Ход урока

I. Организационный момент.

План урока:

1. Характерные особенности развития США в XIX в.

2. Проблема рабства в противостоянии Севера и Юга.

3.Влияние Гомстед акта на ход гражданской войны в США.

4. Войны XIX века в Северной и Латинской Америке.

5. Значение гражданской войны в США и отмены крепостного права в России на развитие капитализма в этих государствах.

6. Альтернативы развития России на рубеже XIX – XX веков.

7. Анализ деятельности П.А. Столыпина на посту председателя Совета министров России.

8. Сравнение внешней политики США и России XIX – начале XX веков.

II.

1. Учитель задает вопрос: «Характерными особенностями развития Соединенных штатов Америки в XIX в. стали: значительное расширение территории государства ( с 1776 до 1846 г. она увеличилась в 3 раза); отсутствие сильных противников на континенте; наличие «свободных» земель на западе страны; быстрый рост численности населения, в том числе за счет иммигрантов. Как повлияли эти факторы на ход исторического развития США?

В первой половине XIX века США переживали процесс бурного развития капитализма. На северо-востоке страны быстро росла фабричная промышленность, развивалось и капиталистическое фермерское хозяйство. На Западе Соединенных штатов насчитывалось огромное число мелких фермеров, много самостоятельных ремесленников и постоянно росло применение наемной рабочей силы. Общей тенденцией Севера и Запада страны было развитие капиталистических отношений. на Юге страны проявилась другая черта экономики США - рост плантационного рабовладельческого хозяйства, развивавшегося в качестве придатка к капиталистическому производству Западной Европы и США. Различие в путях экономического развития Севера и Юга оказало огромное влияние на весь ход исторического развития США.
В США совершалось быстрое распространение капитализма «вширь» , на новые земли. Конец XVIII - первая половина XIX в. были временем стремительной территориальной экспансии США.
Распространение капитализма вширь, на новые земли, захват и заселение новых пространств на Западе США создавали благоприятные условия для притока поселенцев из Европы.
Среди иммигрантов были сотни тысяч квалифицированных ремесленников и рабочих. Иммиграция ускоряла и без того весьма быстрый рост населения страны. Но спрос на рабочие руки в США вследствие обилия земель и быстрого заселения западных областей был выше чем в Европе. Это способствовало раннему распространению машин на Севере США, а на Юге вело к более широкому применению рабского труда
США следовали общим закономерностям развития капитализма. В них происходил переход к крупной машинной капиталистической промышленности, рос пролетариат и усиливалась его эксплуатация, обострялась классовая борьба, возникали кризисы перепроизводства. Эти общие черты капитализма сочетались, как и во всякой стране, с национальными особенностями исторического развития. Особенно характерно для США сочетание развития капитализма с самой жесткой формой эксплуатации - рабством, а также с истреблением и вытеснением индейского населения.

2. Работа по данному вопросу организуется по группам. Каждая группа получает определенный фактор для анализа. Анализ фактора происходит при помощи учебника с.72-76.

III.

  1. Учитель задает вопрос: «Какую роль в противостоянии Севера и Юга играла проблема рабства? Что, на ваш взгляд, было главным в этом противоречии: проблема политического преобладания в союзе, спор по поводу «свободных» земель на западе или положение чернокожих? Поясните свой ответ. На чьей стороне ваши симпатии: северян или южан?

Смысл в том, что система плантационного рабства прибыли приносила мало, а затрат требовала больших, следовательно, в экономическом плане была невыгодна. Поэтому от него постепенно начали отказываться кстати как на севере, так и на юге.

Большинство историков признает, что к неграм на Севере отношение было как гражданам второго сорта, и иллюзии по поводу счастливых негров никто не питает.

Суммируя все вышесказанное, можно смело утверждать, что Север делит с Югом равную ответственность за возникновение и распространение рабства в Северной Америке.

Основная причина намного проще - Север хотел право монопольной (защищенной пошлинами от иностранцев) торговли с Югом, являющимся крупным импортером промтоваров и экспортером сырья для промышленности. Юг, соответственно, хотел свободной торговли с Европой. Победа каждой из сторон обозначала ее экономическое процветание.

Мои симпатии на стороне северян, т.к. я не поддерживаю рабство.

  1. Работа по данному вопросу организуется индивидуально. Учащиеся самостоятельно готовят ответ при помощи учебника с.72-76.

IV

  1. Учитель задает вопрос: «В 1862 г., в ходе Гражданской войны в США (1861-1865), был принят так называемый Гомстед-акт, провозгласивший право каждого американца на получение даром или приобретение за небольшую плату земельного надела (гомстеда). Человек, обрабатывавший гомстед в течение пяти лет, становился его собственником. Определите значение этого закона в американской истории. Какое влияние имел закон на ход Гражданской войны?»

Этот закон повлиял на политику США в вопросе распределения земель.

Влияние этого закона было и в том, что часть южан стали переходить на северную сторону (чтобы получить гомстед), что вошло в основу победы северян в этой войне.

  1. Работа по данному вопросу организуется индивидуально. Учащиеся самостоятельно готовят ответ при помощи учебника с.81.

V

  1. Учитель задает вопрос: «Заполните таблицу «Войны XIX в. в Северной и Латинской Америке».

    Параметры для сравнения

    Война за независимость испанских колоний в Латинской Америке

    Гражданская война в США

    Предпосылки

    национальный гнет, ослабление метрополий (Испании и Португалии) в период наполеоновских войн, влияние Войны за независимость североамериканских колоний и Великой французской революции

    противоречия между буржуазным Севером и рабовладельческим Югом

    Активные участники

    офицеры из креолов-дворян, крестьяне, ремесленники, происходившие из индейцев, темнокожие рабы

    Ирвин Мак-Доуэлл, Пьер Борегар, Джозеф Джонстон, генерал Джордж Мак-Клеллан, генерал Ли, генерал Улисс Грант

    Значение

    ликвидирован колониальный режим. Все испанские колонии (кроме Кубы и Пуэрто-Рико) завоевали политическую независимость. В освободившихся странах установлен республиканский строй, приняты конституции, в большинстве стран отменено рабство.

    ликвидировано рабовладение. Были созданы условия для ускоренного развития промышленного и сельскохозяйственного производства.

  2. Работа по данному вопросу организуется индивидуально. Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу при помощи учебника с.78-83, с.89-94

VI

  1. Учитель задает вопрос: «Установите и объясните причинно-следственные связи между Гражданской войной в США, отменой крепостного права в России и капиталистическим развитием этих стран».

В результате Гражданской войны в стране были созданы условия для ускоренного капиталистического развития: ликвидировано рабовладение, развивалось промышленное и сельскохозяйственное производство.

После отмены крепостного права в России, освобожденные крестьяне пополнили рынок рабочей силы, устроились работать на фабрики и заводы. Это повлекло за собой появление новых капиталистических отношений в экономике страны.

  1. Работа по данному вопросу организуется индивидуально. Учащиеся самостоятельно готовят ответ при помощи учебника с.82, с.111-113.


VII

  1. Учитель задает вопрос: «Какие альтернативы (возможные варианты развития) открывались перед Россией на рубеже XIX-XX вв.? Как вы думаете, почему страна избрала революционный путь, а реформы не достигли своей цели?»

Перед Россией на рубеже XIX-XX вв. открывались два пути: реформы или революция. Реформы не достигли своей цели: у них было больше минусов, чем плюсов. Страна находилась в ужасном состоянии, возрастали народные возмущения, поэтому Россия и пошла по революционному пути.


  1. Работа по данному вопросу организуется индивидуально. Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу при помощи учебника с.126-130.

VIII

  1. Учитель задает вопрос:  «Обсудите мнение видного государственного деятеля России начала XX в. П. А. Столыпина: «Только война может погубить Россию». Что он имел в виду? Могла ли Россия преодолеть кризис? Какие меры необходимо было для этого предпринять?»

Он имел в виду то, что когда государство начинает войну, страдает экономика, промышленность, народ. Это может ослабить любое, даже самое сильное государство.

Да, Россия могла преодолеть кризис, если бы не череда войн, в которых она принимала участие. Необходимо было провести эффективные реформы и прекратить воины.

  1. Работа по данному вопросу организуется по группам.

IX

  1. Учитель задает вопрос: «Систематизируйте в таблице материал о внешней политике России и США в конце XIX — начале XX в. (годы, основные направления, ключевые события, политические лидеры и исторические деятели)».


Внешняя политика России

Внешняя политика США

Годы

конец XIX — начало XX в.

конец XIX в

Основные направления

Средняя Азия, Дальний Восток; сотрудничество с Францией

экспансионизм и изоляционизм

Ключевые события

Русско-турецкая война 1877-1878 гг., русско-японская война 1904-1905 гг.

Испано-американский конфликт 1898 г.

Политические лидеры

Александр II, Александр III, Николай II

Теодор Рузвельт

Исторические деятели

Контр-адмирал Андреев, вице-адмирал Макаров, вице-адмирал Рожественский, контр-адмирал Руднев, адмирал Сенявин

Джеймс Монро



Х. Закрепление. Учитель подводит итог работы. Еще раз обращает внимание на основные моменты урока. Выставляет отметки.

ХI. Домашнее задание. Вопросы 14 и 15 на с. 144.

ХII. Рефлексия.







































Технологическая карта ученика.

Тема: 1Обобщение по разделам II и III «Страны Северной и Южной Америки. Российское государство и славянские страны»



УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Источники информации

УЭ-0

Общая цель урока:

• определить важнейшие события истории России, славянских народов и стран Северной и Южной Америки в XIX – начале XX веков;

• развивать умение анализа исторического источника и сравнительного анализа исторических трудов, работой с картой и составлением схем;

• охарактеризовать тип цивилизаций Латинской Америки, Северной Америки и России.

Внимательно прочитайте цели урока.

УЭ-1

Цель:- определить характерные особенности развития США в XIX в.

Задание:

- Ответьте на вопрос: «Характерными особенностями развития Соединенных штатов Америки в XIX в. стали: значительное расширение территории государства ( с 1776 до 1846 г. она увеличилась в 3 раза); отсутствие сильных противников на континенте; наличие «свободных» земель на западе страны; быстрый рост численности населения, в том числе за счет иммигрантов. Как повлияли эти факторы на ход исторического развития США?

Слушайте рассказ учителя.

Работайте с учебником В.С. Кошелев “Всемирная история нового времени XIX – начало XX веков ” с.72-76.

УЭ-2

Цель:- раскрыть проблему рабства в противостоянии Севера и Юга

  1. Задание

- Ответьте на вопрос: «Какую роль в противостоянии Севера и Юга играла проблема рабства? Что, на ваш взгляд, было главным в этом противоречии: проблема политического преобладания в союзе, спор по поводу «свободных» земель на западе или положение чернокожих? Поясните свой ответ. На чьей стороне ваши симпатии: северян или южан?

Работа с текстом учебника

 с. 72 - 76


УЭ-3

Цель: - определить влияние Гомстед акта на ход гражданской войны в США.

1. Задание

- Ответьте на вопрос: «В 1862 г., в ходе Гражданской войны в США (1861-1865), был принят так называемый Гомстед-акт, провозгласивший право каждого американца на получение даром или приобретение за небольшую плату земельного надела (гомстеда). Человек, обрабатывавший гомстед в течение пяти лет, становился его собственником. Определите значение этого закона в американской истории. Какое влияние имел закон на ход Гражданской войны?»

Работа с текстом учебника

с. 81

УЭ-4

Цель: - рассмотреть основные войны XIX века в Северной и Латинской Америке.

1. Задание:

Заполните таблицу «Войны XIX в. в Северной и Латинской Америке».


Работа с текстом учебника с.78-83, с.89-94

Параметры для сравнения

Война за независимость испанских колоний в Латинской Америке

Гражданская война в США

Предпосылки



Активные участники



Значение



УЭ-5

Цель: - определить значение гражданской войны в США и отмены крепостного права в России на развитие капитализма в этих государствах.

1. Задание:

Установите и объясните причинно-следственные связи между Гражданской войной в США, отменой крепостного права в России и капиталистическим развитием этих стран.

Работа с текстом учебника с.82, с.111-113.

УЭ-6

Цель: - Определить альтернативы (возможные варианты развития) России на рубеже XIX-XX вв.

1. Задание:

Ответьте на вопрос: «Какие альтернативы (возможные варианты развития) открывались перед Россией на рубеже XIX-XX вв.? Как вы думаете, почему страна избрала революционный путь, а реформы не достигли своей цели?»

Работа с текстом учебника с. 126-130.

УЭ-7

Цель: - Определить возможности преодоления кризиса России на рубеже XIX-XX вв.

1. Задание:

Ответьте на вопрос: «Обсудите мнение видного государственного деятеля России начала XX в. П. А. Столыпина: «Только война может погубить Россию». Что он имел в виду? Могла ли Россия преодолеть кризис? Какие меры необходимо было для этого предпринять?»

Работа в группах

УЭ-8

Цель: - систематизировать основные направления внешней политики России и США.

1. Задание:

Ответьте на вопрос: «Систематизируйте в таблице материал о внешней политике России и США в конце XIX — начале XX в. (годы, основные направления, ключевые события, политические лидеры и исторические деятели).»




Внешняя политика России

Внешняя политика США

Годы



Основные направления



Ключевые события



Политические лидеры



Исторические деятели




Домашнее задание

Вопросы 14 и 15 на с.144