2) рассмотреть восточное направление внешней политики, в чём его значимость для Ивана Грозного
2) выработка коммуникативных навыков.
3) формирование активной жизненной позиции.
Цели этапов урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный этап (1 мин.) |
Цель этапа: создание рабочей атмосферы на уроке. | Проверяет готовность учащихся к уроку (наличие учебника, дневника, тетради), работа компьютера, наличие рабочих материалов | Подготовка учащихся к началу урока, настрой на получение новых знаний по предмету. | Л2, Л4 |
2. Актуализация знаний (5 мин.) |
Цель этапа: определение темы урока и постановка цели занятия. | На прошлом уроке мы познакомились с внешней политикой России в 1 половине XVI века. Давайте вспомним основные направления. Какие направление внешней политики были частично реализованы при Иване III и Василии III. Какое направление внешней политики было также реализовано частично, и продолжало представлять угрозу нашему государству? Назовите эти государства. Попробуйте сформулировать цель и тему нашего урока? | Учащиеся называют основные направления внешней политики России в 1 половине XVI века. Учащиеся называют западное направление, в ходе реализации задач которого были проведены 4 русско-литовские войны и возвращены часть западных русских земель. Восточное и юго-восточное, т.к. в результате распада Золотой Орды на восточной и юго-восточной границе образовались самостоятельные государства. Называют: Казанское, Астраханское, Ногайская Орда, Крымское ханство. Учащиеся называют цель и тему урока, которые записываются на доске. Называют вопросы, которые необходимо изучить. | К3, К5, Р1, Р5, Л9 |
3. Проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу (4 мин.) |
Цель этапа: подготовить учащихся к активной учебно-познавател. деятельности | - Перечислите реформы Избранной Рады и назовите цель, с которой они проводились.. - Какую реформу царь провёл одной из первых и почему?? Как вы думаете, какими ещё причинами были вызваны активные действия царя на Востоке? | Отвечают, корректируют и дополняют ответы друг друга. Военную, т.к. необходимо было защищать границы вновь образовавшегося государства от остатков Золотой Орды, которые совершали постоянные набеги. -овладеть волжской дорогой для усиления торговых, культурных связей восточными и южными странами; -освоить новые земли для экономического развития. | П2, П3, П8, К7, Р1, Р9 |
4. Изложение нового материала (25 мин.) |
Цель этапа: осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий | Делит класс на 2 группы: Рассматривает вопрос о присоединении Казанского ханства (стр. 206-210) Рассматривает вопрос о присоединении Астраханского ханства (стр. 206-210) Устанавливается время работы 1 минут. Контролирует, направляет работу учащихся. | Учащиеся по ходу изучения нового материала выполняют ЗАДАНИЕ А: прочитайте текст, найдите и выделите наиболее важные события, факты, явления, составьте схему, таблицу или рисунок. Учащиеся работают с учебником и рабочим листом (единый для группы). Учащиеся анализируют учебный материал, высказывают собственные суждения в группе и делают выводы, которые записывают в тетрадь. Полученный результат представляется всему классу в виде рисунков, схем, которые обсуждаются в классе, полученные выводы записываются в тетрадь. | П18, П2, Р5 П6, П7, Л9 П3, П5, К7, Р9 Р2, Л4 |
5. Контроль усвоения (5 мин.) |
Цель этапа: дать возможность оценить степень усвоения нового учебного материала | В чём причина успеха борьбы с ханствами? Обсудите в группах вопросы: Как бы вы охарактеризовали Ивана Грозного как политика? Рассмотрите все точки зрения. | Учащиеся высказывают свою точку зрения, приводят аргументы. Обсуждают вопросы, представляют ответы. | П6, П7, Р2 П3, П19, Р7, Л10 |
6. Рефлексия (3 мин.) |
Цель этапа: самооценка учащимися своей деятельности на уроке, оценка учителем деятельности учащихся | Достигли мы поставленной цели урока? Оценивает деятельность учащихся по итогам работы на уроке | Проговаривают, что они узнали нового на уроке, чему научились, как оценивают, усвоенные ими знания. Каждый учащийся оценивает свою работу на уроке и выставляет оценку себе и своей группе в целом (дает обоснования) | П3, П19, Р7, Л11, Л10 |
7. Домашнее задание (2 мин.) |
Цель этапа: закрепить полученные на уроке знания | § 7, выписать новые термины и даты в словарь, подготовиться к диктанту. Составить в тетради тезисы по теме: Значение присоединения Поволжья к России. | Записывают задание в дневник | |