Асанова Нэлли Юрьевна, МАОУ СОШ № 38, города Калининграда.
Урок физики в 7 классе на тему «Сила трения. Трение в природе и технике».
Цели урока: Сформировать понятие силы трения; раскрыть природу силы трения; познакомить учащихся с силами трения покоя, скольжения и качения; показать значение эксперимента при освоении данной темы.
Действия учебно-познавательные и учебно-практические:
формирование умения самостоятельно применять полученные знания, осуществляя их перенос в различные условия;
нахождение способа определения силы трения;
развитие умений ставить цель, наблюдать, анализировать, проводить эксперимент, делать выводы;
формирование коммуникативных умений: взаимодействовать в паре, группе, высказывать свою точку зрения;
формирование и развитие умений в области использования информационно-коммуникационных технологий;
способствовать формированию умений прогнозировать свои действия в ситуации выбора при решении проблемы;
развитие рефлексивных умений: осуществлять самооценку, соотносить уровень своих знаний с требованиями программы.
Планируемые результаты:
Личностные
Проявление творческого отношения к процессу обучения.
Метапредметные
Познавательные
Умение изучать тему, проводя экспериментальную работу, обобщать полученную информацию, строить графическую зависимость силы трения от массы тела.
Регулятивные
Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью, соотносить учебные действия с известными правилами, выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммукативные
Умение развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, формулировать выводы, анализировать предлагаемую информацию, давать полный развернутый ответ.
Предметные
Умение объяснять явление трения, находить значение силы трения, применять формулы для расчетов.
Ресурсы: динамометры лабораторные – 1 на каждый стол, грузики – 2 на каждый стол, наждачная лента – 1 на каждый стол, бруски 1 на каждый стол, мультимедийный проектор, оценочные листы- 25 шт, листы А-4 с заданиями – 25 шт.
Тип урока: проблемно-поисковый.
Методы и приемы: проблемное обучение, учебно-исследовательская деятельность, взаимопроверка, самооценка.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах, в группах, всем классом.
Технологии: здоровьесберегающие, развивающие, совместного поиска, информационно-коммуникативные.
Межпредметные связи: математика, биология.
Деятельность учителя по обеспечению рефлексии: определение уровня усвоения учебного материала.
Длительность урока: 40 минут.
Место проведения урока: кабинет физики.
Технология изучения темы.
Организация образовательного пространства. (1 минута).
– Обучающиеся садятся за свои столы, проверяют наличие тетрадей, учебников, дневников, ручек, линейки, карандашей.
– Учитель включает компьютер и мультимедийный проектор, отмечает отсутствующих.
Мотивация к деятельности. (2минуты).
Учитель: Здравствуйте ребята!
Сегодня на уроке вы сможете самостоятельно ответить на некоторые вопросы из повседневной жизни, касающиеся силы трения, задумаетесь о причинах возникновения сил трения, исследуете различные виды силы трения.
3. Актуализация опорных знаний и умений, выявление пробелов и их коррекция. (10 минут).
Учитель: Сегодня вы проведете небольшое исследование, в ходе которого проанализируете от чего зависит сила трения.
С какой физической величиной мы познакомились на прошлых уроках? (Сила). Подпишите листы, которые лежат у вас на столах. Проведем небольшой физический диктант. Для этого кратко ответьте на следующие вопросы, которые вы видите на экране.
Приложение 1.
В результате чего меняется скорость тела? (действие силы)
Какой буквой обозначается сила? (F)
В каких единицах измеряется сила в системе СИ? (в ньютонах).
Сила - векторная величина или скалярная? (Векторная)
Каким прибором измеряется сила? (Динамометром)
Определите цену деления вашего динамометра (0,1 Н)
Определите вес бруска на вашем столе (0,8 Н)
Что называют весом? (Вес – сила, с которой тело, вследствие притяжения к земле, давит на опору или подвес).
Чему равен вес тела, если тело покоится или движется равномерно и прямолинейно? (Вес равен силе тяжести)
Рассчитайте вес книги, если ее масса составляет 2,5 кг. (Р = 24,5 Н)
Какую силу называют силой тяжести? (Сила, с которой Земля притягивает к себе тело).
Напишите формулу силы тяжести. (F = mg)
Как направлена сила тяжести? ( К центру Земли, вертикально вниз).
Когда возникает сила упругости? (При деформациях)
Напишите формулу силы упругости (Fупр = kx).
Теперь, ребята, обменяйтесь листками. Я прочитаю ответы, вы отметите правильные ответы галочкой и запишите сумму правильных ответов.
Постановка учебной задачи (20 минут)
На ваших партах лежат наждачная лента, деревянный брусок, листы бумаги, грузики, деревянная доска. Попробуйте потереть один конец наждачной ленты об другой. (Трутся очень плохо). Проведите брусок по наждачной бумаге и по столу, какие выводы сделаете? (По деревянному столу деревянный брусок движется легче). Проведите одной бумагой по другой. (Бумажный лист почти не движется относительно другого листа).
Какой процесс мы наблюдаем? (Трение).
Итак, тема нашего урока - сила трения.
Найдите в учебнике и выпишите в тетрадь определение трения. (Трение – взаимодействие одного тела с другим, которое препятствует их относительному движению).
Запишите причины возникновения силы трения (шероховатость поверхности трущихся тел и взаимное притяжение молекул).
Куда направлена сила трения и как обозначается? (Fтр, направлена противоположно движению). В каких единицах измеряется? (в Ньютонах). Зарисуйте в тетрадях направление силы трения.
Виды трения: Проделай те небольшой эксперимент с цилиндрическим грузиком. Трение покоя (грузик стоит), трение скольжения (грузик двигать по поверхности стола), трение качения (грузик катится). Наименьшая сила трения – качения.
Я предлагаю вам небольшую исследовательскую работу по определению коэффициента силы трения μ. В ваших технологических картах дано задание, выполнив которое, вы начертите график зависимости силы трения от веса тела. Время на выполнение работы ориентировочно 10 минут.
Приложение 2.
Равномерно тянуть деревянный брусок по доске при помощи динамометра. Определить силу трения скольжения.
Добавить к бруску один грузик, весом 0,5 Н и проделать туже операцию, определить силу трения скольжения.
Добавить к бруску два грузика и снять показания динамометра.
Составить таблицу, по которой начертить график зависимости силы трения от веса тела.
№ опыта | Вес тела (Р), Н | Сила трения, (Fтр), Н | μ = Fтр/Р. |
1 | 0,8 | | |
2 | 1,3 | | |
3 | 1,5 | | |
Формула силы трения: Fтр = μР, рассчитать коэффициент трения μ по формуле: μ = Fтр/Р.
Дополнительные задания:
Установите зависимость коэффициента трения μ от площади поверхности бруска. Переверните брусок узкой стороной и измерьте силу трения скольжения. Запишите вывод.
(Сила трения и, следовательно, коэффициент трения не зависят от площади трущейся поверхности).
Определите зависимость коэффициента трения μ от рода трущихся поверхностей. Измерьте силу трения скольжения бруска по наждачной бумаге. Запишите вывод.
(Сила трения и, следовательно, коэффициент трения зависят от шероховатости поверхности).
Ребята, так как вы сейчас хорошо поработали, предлагаю выйти из-за столов и провести физкультминутку. (На экран проецируется музыкальная физкультминутка на 1,5 минут)
Самостоятельная работа с проверкой по эталону и самопроверкой (5 минут)
Тест выводится на экран.
Санки скатываются с горы. Какой вид силы трения действует на санки?
А) сила трения покоя Б) сила трения качения В) сила трения скольжения
2. Куда направлена сила трения при движении тела?
А) по движению Б) против движения В) не имеет направления
3. При смазке трущихся поверхностей сила трения…
А) увеличивается Б) не изменяется В) уменьшается
4. Электровоз, двигаясь равномерно, тянет железнодорожный состав силой 150 кН. Чему равна сила трения?
А) 15 кН Б) 150 кН В) 300 кН.
5. В гололедицу тротуары посыпают песком. При этом сила трения подошв обуви об лед…
А) увеличивается Б) уменьшается В) не изменяется
6. Какая сила не позволяет сдвинуть с места тяжелый шкаф?
А) сила трения покоя Б) сила трения качения В) сила трения скольжения
7. Куда направлена сила трения при ходьбе человека?
А) по ходу движения Б) противоположно движению В) не имеет направления
8. При езде на велосипеде присутствует сила трения…
А) покоя Б) качения В) скольжения.
Проверка по эталону и самооценивание:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
В | Б | В | Б | А | А | А | Б |
7-8 правильных ответов – оценка 5,
6 правильных ответов – оценка 4,
5 правильных ответов – оценка 3,
Меньше 5 – оценка 2.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 минуты).
- Задание на дом: § 30 – 32, уметь отвечать на вопросы.
- творческое задание (по желанию) составить и решить три задачи по теме «Сила трения».
7. Рефлексия деятельности (итог урока).
Ребята, вы сегодня проделали большую работу от объяснения существования силы трения до выяснения зависимости силы трения от разных факторов. Вы показали способность самостоятельно проводить исследовательскую работу, анализировать, делать выводы. И строить график, применяя знания математики.
Нарисуйте смайлик своего отношения к уроку, коротко напишите, что понравилось или не понравилось.