СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по геометрии . Смежные и вертикальные углы

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка сценария урока по изучению свойств смежных и вертикальных углов

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по геометрии . Смежные и вертикальные углы»



Тема урока: Вертикальные углы

Цель урока: ввести понятие вертикальных углов, рассмотреть их свойства и научить решать задачи на применение нового материала.

Задачи урока:

обучающие:

закрепление знаний о смежных углах, формирование знаний о вертикальных углах, навыков построения этих углов, умения вести исследование с опорой на алгоритм действий, анализировать полученные данные и делать выводы, умения решать задачи с использованием свойств смежных и вертикальных углов.

развивающие:

развивать умение сравнивать, выявлять закономерности, обобщать; развивать логическое мышление и творческую сторону мыслительной деятельности, математически грамотную речь; через ИКТ повышать интерес к изучаемому предмету; развивать навыки работы по готовым чертежам; создавать условия для проявления познавательной деятельности учащихся; содействовать развитию математического кругозора, памяти, внимания.

воспитательные:

способствовать совершенствованию навыков коллективной и групповой работы, умению ориентироваться при работе в группах, контролировать внимание на всех этапах урока, ответственности к учебному труду.

Методическое обеспечение:

1. Геометрия: учеб, для 7кл. , Л.С. Атанасян и др

2. Карточки.

Оборудование:

  1. Компьютер

  2. Мультимедийный проектор

Планируемые образовательные результаты

Понимать, что вертикальные углы равны, как найти неизвестные углы, образованные при пресечении двух прямых, в различных ситуациях.

Предметные: В результате изучения нового материала учащиеся должны знать какие углы называются вертикальными, какими свойствами они обладают. Научиться решать задачи на вычисление градусной меры углов, образованных при пресечении двух прямых с одним действием, с помощью уравнения (в ситуациях больше или меньше на - ; в -); решение задач с вычислением величин углов, если они пропорциональны некоторым числам.

Метапредметные: Умение грамотно и логично излагать свои мысли; осмысление поставленной учебной задачи; решение задачи; умение применять правила работы в парах; умение работать с учебником; контроль своих действий при решении познавательной задачи; оценивание своей работы на уроке;

Личностные: Анализировать свои действия и действия одноклассников, сотрудничать со сверстниками и учителем, осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; стремиться открывать новое знание, новые способы действия

Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке и свой жизненный опыт.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Основные понятия: Смежные и вертикальные углы.

Тип урока: Закрепление раннее полученных знаний, изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.

Форма урока: Индивидуальная, групповая, коллективная.

Технология: Информационно – коммуникативная


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2-3 мин)

  1. Приветствие

  1. Проверка отсутствующих

  1. Подготовка учащихся к работе, активация внимания для быстрого включения в познавательную деятельность.

  2. Психологический настрой на урок.

-Ребята, а теперь улыбнемся друг другу и пожелаем удачи. А чтобы наш урок был интересным, веселым, легким и полезным, надо выполнять определенные правила.

-Не шуметь и не кричать, руку молча поднимать, свои мысли рассказать , вместе тему изучать и друг другу помогать!


ВВОДНЫЙ ЭТАП (7 мин.)

  1. Повторение понятия «смежные углы».

Учитель:

Сегодня мы повторяем разговор  об углах. А вот о каких углах сегодня пойдет речь, мы постараемся выяснить в ходе нашего урока. На уроке можно и нужно ошибаться, сомневаться, консультироваться. Но при этом, вы должны дать себе установку: «Я буду очень сосредоточен и все у меня получится!». Итак, начнем. И начнем наш урок с повторения

2)Построение угла, смежного с данным.

Учитель: Выполняем задание: я на доске, а вы вместе со мной в тетрадях.

− Проведем прямую АВ.

− На сколько частей разделила наша прямая плоскость? (на две)

− Проведем вторую прямую СК так, чтобы она пересекала первую.

− На сколько частей теперь разделена плоскость? (на 4)

− Какие фигуры образовались? (углы)

− Назовите их, какие это углы? (острые, тупые, развернутые, смежные)

− А еще какие мы знаем, но их нет на нашем рисунке? (прямые)

– По какому признаку мы объединили данные углы? (В зависимости от величины угла)

3)Решение задач на использование свойства смежных углов.

Давайте решим несколько задач, чтобы вспомнить определение и свойство смежных углов:

  1. Один из смежных углов равен 30 о, чему равен второй угол?

  2. Один из смежных углов равен 150 о, чему равен второй угол?

  3. Найдите смежные углы, если один из них в три раза больше другого.


ОБУЧАЮЩИЙ ЭТАП (10-15 мин.)

1)Введение понятия вертикальных углов.

Познакомимся с еще одним видом углов и попробуем выяснить, по какому признаку можно ее выделить.

Практическая работа:

1. начертите неразвёрнутый угол АОВ и назовите лучи, являющиеся его сторонами; выделим луч ОА красным цветом, а ОВ - зеленым

2. проведите луч ОС, являющийся продолжением луча ОВ зеленым цветом, и луч ОD, являющийся продолжением луча ОA красным цветом;

3. Сколько неразвернутых углов получилось?

Презентация «Вертикальные углы» (слайд №1)

4. Назовите углы, которые не являются смежными. Как вы думаете, что можно сказать об этих углах?

-У построенных таким образом углов есть свое название. Они называются вертикальными углами. Запишите в тетради: углы АОВ и CОD - вертикальные.

Вопрос: Сколько пар вертикальных углов образуется при пересечении двух прямых?

Попробуем сформулировать определение вертикальных углов, ответив на вопросы:

1. назвать стороны каждого вертикального угла;

2. как связаны стороны вертикальных углов между собой?

3. выделить особенности вертикальных углов (1-я сторона 1-го угла является продолжением стороны второго, 2-я сторона 1-го угла является продолжением стороны второго).

Вывод:

Два угла называются вертикальными, если стороны одного угла являются продолжениями сторон другого.

Презентация «Вертикальные углы» (слайд №1)

2) Физкультминутка

Далее по рисунку, на котором надо найти вертикальные углы, выделить их, закрасив одинаковыми цветами и написать названия.

Презентация «Вертикальные углы» (слайд №2)

(Задание на карточках, Приложение 1)

3) Упражнения для глаз

4) Выведение свойства вертикальных углов.

Попробуйте сформулировать свойство вертикальных углов. Найдите взаимосвязь между вертикальными углами.

Вывод: вертикальные углы равны.

Ребята, мы с вами выяснили свойство вертикальных углов: вертикальные углы равны. Это свойство есть теорема. А что надо делать с теоремой, прежде чем начать его использовать?

- Доказать ее.

- С помощью чего обычно доказываются теоремы?

- С помощью аксиом и определений.


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (10 – 15 мин.)

Итак, подведем итог.

Мы познакомились со второй группой углов и попробуем выяснить, по какому признаку можно ее выделить. (в зависимости от их взаимного расположения)

В зависимости от их взаимного расположения: на смежные и вертикальные.

Итак, вы сформулировали тему нашего сегодняшнего урока.

- «Вертикальные углы».

1) Решение задач

Учитель: А теперь посмотрим как применяются свойства смежных и вертикальных углов в решении задач. (Приложение 2)

    1. Один из углов, полученных при пересечении двух прямых, равен 50о. Найдите, чему равны другие полученные углы.

Презентация «Вертикальные углы» (слайд №4)

    1. Может ли один из вертикальных углов быть острым, а другой тупым?

    2. Могут ли оба вертикальных угла быть острым? Быть тупым? Быть прямым?

    3. Сумма двух углов, полученных при пересечении двух прямых, равна 60о. Найдите, чему равны полученные углы.

    4. Может ли один из вертикальных углов быть на 60о меньше другого?

    5. Может ли разность вертикальных углов быть равной 60о?

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (5 мин.)

Первичное осмысление и закрепление знаний:

Какие виды углов мы сегодня повторили?

А какие виды углов мы сегодня узнали?

Чем они отличаются от острых, тупых и прямых углов?

Каким свойством обладают вертикальные углы?

7. Рефлексия

Домашнее задание:

Задания из учебника: № 88, №95стр. 31-32, ответить на вопросы 1-4 стр. 31

Приложение 1


  1. Выделите вертикальные углы и закрасьте их одинаковыми цветами:

С


Е

А



О




С





В




Приложение 2


Задачи:

  1. Один из углов, полученных при пересечении двух прямых, равен 80о. Найдите, чему равны оставшиеся полученные углы.

  2. Может ли один из вертикальных углов быть острым, а другой тупым?

  3. Могут ли оба вертикальных угла быть острым? Быть тупым? Быть прямым?

  4. Сумма двух углов, полученных при пересечении двух прямых, равна 60о. Найдите, чему равны полученные углы.

  5. Может ли один из вертикальных углов быть на 60о меньше другого?