"Моей любви безумное волненье…"
Тамара Санникова,
учитель русского языка и литературы государственного учреждения образования «Яновичская средняя школа Витебского района»
Предлагаю вашему вниманию урок литературы в 9-м классе по интимной лирике А.С.Пушкина. Форма его проведения – спектакль - способствует не только формированию представления о красоте и гениальности творений великого поэта, но и развитию творческих способностей учащихся, воспитанию высоких эстетических чувств.
Интеграция литературы и музыки помогает более эмоционально воспринять лирику.
На данном уроке я ставила перед собой следующие задачи: выяснить, что такое любовь в понимании молодых, как они оценивают это чувство, средствами приобщения к поэтическому идеалу А.С.Пушкина; раскрыть красоту и благородство данного чувства.
В процессе подготовки ребята разбиваются на творческие группы: "артисты", "биографы", "аналитики", "художники". Каждая группа готовит защиту своего проекта.
Тема урока: " Моей любви безумное волненье…" Любовь в жизни и лирике А.С.Пушкина.
Цели урока:
Средствами идейно-художественного анализа стихотворений "Я вас любил…", " Мадонна" создать условия для раскрытия благородства, красоты, искренности чувств поэта, формирования представления об интимной лирике.
Воспитание высоких эстетических чувств, формирование идеалов красоты и гармонии через художественное слово, музыкальное искусство.
Создание условий для совместной деятельности, реализации творческих способностей, самостоятельного поиска решения проблемных ситуаций.
Эпиграф:
И сердце вновь горит и любит -- оттого,
Что не любить оно не может.
А.С.Пушкин
Тип урока: урок-спектакль.
Используемая технология: педагогические мастерские.
Содержание урока
Создание эмоционального настроения (индукция).
В исполнении учащихся-артистов звучит романс Глинки "Я помню чудное мгновенье".
Мастер.
-- Ребята, сегодня мы с вами постараемся зажечь огонь любви. Прочтите эпиграф урока и поставьте перед собой задачи (целеполагание). А теперь запишите в тетради слова, сочетания, которые бы раскрывали суть слова "любовь" в вашем понимании, сделайте выбор.
Ученик-артист.
В русской поэзии Пушкин первым с глубокой искренностью рассказал о любви, возвышающей человека. Он трепетал перед "мощной властью красоты", испытывал неизъяснимое волнение в момент зарождения или расцвета любви. Дружеская шутка Вяземской, блистательная похвала Зинаиды Волконской, девичья влюблённость Анны Вульф, заботливая нежность Осиповой, весёлая фривольность Керн, самоотверженная страсть юной Натальи Гончаровой (просматриваются слайды) — вот он Пушкин, его нежность, его жажда любви. Как не пройти мимо этого чувства?
Ученик-биограф.
1826 год. Освобождение из ссылки. Пушкин начал задумываться о собственной семье. Меняется его отношение к женщине, меняется представление о любви. Не бурное наслаждение жизнью, не бешеное веселье. Его всё больше привлекает тихая, спокойная радость и семейное счастье. Меняется тональность его стихотворений.
Ученик-биограф.
Весной и летом 1828 года Пушкина постоянно видели с Анной Алексеевной Олениной (ребята-художники нарисовали её портрет и разместили в картинной галерее). Это была красавица, дочь директора Публичной библиотеки, президента Академии художеств.
Инсценировка (фрагмент) " На балу". Показывает группа артистов.
-- Вы слышали? Пушкин серьёзно увлечён Олениной.
-- Да. Близкие друзья поэта говорят, что он собирается на ней жениться.
-- Он теперь рисует её на полях рукописей.
-- Он даже примеряет её имя со своей фамилией. Вы слышали что-нибудь подобное? Анетта Пушкина.
Ученица-биограф.
Да, Пушкин сделал предложение Олениной, но услышал решительный отказ. Полвека спустя племянник спросил у тётушки, почему она не приняла предложение поэта. И услышал в ответ:
-- Он был вертопрах. Не имел никакого положения в обществе. И ... не был богат.
А стихи о себе, говорят, любила читать. Это льстило её самолюбию.
Ученик из группы артистов выразительно читает стихотворение
А.С. Пушкина "Я вас любил… " (тихо звучит музыка из романса, и на экране высвечиваются портреты поэта и Анны Олениной).
Ученик-артист читает стихотворение А.С. Пушкина "Мадонна" (на экране высвечивается репродукция картины "А.С.Пушкин с женой на балу", приглушенно звучит "AVE MARIA").
Ученица-биограф.
Был декабрь 1828 года. Приближалось Рождество. Балы следовали один за другим. Зала Благородного собрания сияла тысячью восковых свечей. Мерцали хрустальные люстры. Оркестр изливал упоительный венский вальс. Кружились пара за парой. А Пушкин скучал. (звуки венского вальса)
Инсценировка "Я женюсь" (исполняет группа "артистов").
Пушкин подходит к графу Толстому.
Пушкин:
--. Фёдор Иванович, сделай милость, удиви чем-нибудь. Такое однообразие, тоска.
Толстой (указывая глазами в сторону танцующих):
-- Посмотри сам.
Пушкин посмотрел. Девушка? Нет. Девочка в расцвете своих 16 лет. Легко ступает по паркету бальной залы. Лицо её сияет.
Пушкин:
-- Кто, кто она? Ну, скажите, кто она?
-- Её ещё не знают. Это её первый бал. Это Гончарова! Натали!
Пушкин:
-- Участь моя решена. Я женюсь. Та, которую я любил целых два года, которую первую отыскивали мои глаза, с которой встреча казалась мне блаженством, боже мой, она почти моя! (Натали и Александр кружатся в вальсе).
Биограф.
Пушкин был счастлив. У него впервые в жизни появился свой дом, куда он ввёл красавицу-жену. "Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, а душу твою люблю я ещё более твоего лица",-- писал поэт жене.
Пушкин:
-- Я женат. Я счастлив. Одно желание моё, чтоб в жизни моей ничего не изменилось.
Социоконструкция.
Организация групповой работы по заданиям идейно-тематического анализа стихотворения "Я вас любил…"
Вопросы для обсуждения:
1. Стихотворение "Я вас любил" – признание поэта в угасании любви, невозможности возврата прежнего чувства, неизбежности расставания. Почему нельзя сказать, что оно от начала до конца развития лирического сюжета окрашено элегическим чувством грусти?
2. Как вы восприняли его заключительную строку?
3. Может быть, всё это стихотворение — мольба о счастье любимой? Как вы думаете?
4. Какая фраза подтверждает бескорыстное, самоотверженное чувство поэта?
Задания для проблемной группы по анализу лирической миниатюры "Мадонна".
1. С каким чувством говорит поэт о своей Мадонне?
2. Какую форму для поэтического посвящения своей невесте выбрал Пушкин? Почему?
3. Сравните описание внешности Натали на портрете Брюллова и в стихотворении.
Социализация. Защита проекта "Любовь ещё, быть может…"
Ученица.
Эта лирическая миниатюра, изящная и тонкая по своей эстетической форме, поражает до глубины души своим всечеловеческим содержанием. По существу, это не что иное, как поэтическая исповедь, драматически сдержанная и в то же время горячая и горестная. В ней просто и удивительно выразительно поэт говорит о самом большом и высоком человеческом чувстве любви к любимой, но не любящей его женщине.
И проступающая затаенная тоска поэта по несостоявшемуся счастью органически слита в этих восьми строках с искренним пожеланием любимой такой же нежной и бескорыстной любви другого, какую испытывает к ней он сам. Эти строки родились под лёгкой рукой Пушкина как отклик на реальные события его жизни. Этой умной и красивой 19-летней девушке он посвящает целый цикл стихотворений ("Её глаза", "Ты и Вы", "Предчувствие", "Зачем твой дивный карандаш").
На фоне полного нежности и тепла лирического дневника отношений Пушкина с Олениной это восьмистишие выступает как своеобразное поэтическое прощание. Это было последнее прости любви и любимой, проникнутое всепрощением и добротой, и в то же время твёрдой мужской гордостью и самоуважением. Шедевр завораживает простотой формы и глубиной содержания.
Защита проекта "Чистейшей прелести чистейший образец" (представляет группа литературоведов-аналитиков).
Ученик.
О своей Мадонне поэт говорит с чувством трепетной любви, неслучайно избрав для этого сонетную форму. В июле 1830 года Пушкин писал невесте из Петербурга: "Прекрасные дамы спрашивают у меня Ваш портрет и не прощают мне того, что у меня его нет. Я утешаю себя, проводя целые часы перед белокурой Мадонной, похожей на Вас… Поклонение и любовь к своей невесте он выразил в стихотворении.
Трепетными линиями передана главная прелесть Натали – простота и естественность, застенчивость и неуверенность. Правильный удлинённый овал лица. Высокий лоб. Тонкие прямые брови. Глаза прикрыты бархатистыми ресницами. Маленький рот. Линия шеи легка и чиста. Роскошное платье с большим вырезом густо обрамлено несколькими рядами кружев. На голове, вероятно, нитка жемчуга с подвеской на лбу.
Не зря её красоту называли божественной, небесной. А точнее всего сказал сам поэт: "Чистейшей прелести чистейший образец". Он преклоняется перед внутренней и внешней красотой своей избранницы, называя её Мадонной.
Озарение.
Ребята дополняют свои ассоциативные ряды, озвучивают, делают выбор определения любви как чувства в личности и лирике поэта. Большинство ребят подчёркивают словосочетание "чистейший образец".
Мастер.
Высокое чувство любви, преклонение перед женщиной, возлюбленной, чувство, переполняющее душу полнотой бытия, обострённое восприятие мира объединяет эти стихотворения в одно целое – гимн любви. Вместе с тем, каждое – свой неповторимый мир, свой эмоциональный колорит, свои оттенки развития чувства.
Творчество.
Сочинение-миниатюра " Навеяно пушкинской любовью".
Проба пера – собственные стихи о любви.
Любовь… Что же это такое?
Чувство страстное, просто слово?
Сложно представить его нам,
Жизнь познающим снова.
Любовь… Что же это такое?
Счастья миг или чаша с горем?
Ожидание встречи новой,
Лаской наполнены взоры,
Разлуки невыносимая боль –
Вот что такое любовь!
Метелица Екатерина
Рефлексия (самонаблюдение, самоанализ).
Мини-размышление: "Что дал мне этот урок?"
Кочан Екатерина:
-- Я научилась ценить любовь.
Данилов Денис:
-- Я постараюсь сохранить мужскую гордость, если моя любимая меня оставит. Я научился прощать.
Олехнович Ольга:
_-- Меня удивило пушкинское жизнелюбие и простота. Всё гениальное просто. Особенно понравилось работать в группе и искать интересные биографические факты.
Метелица Вадим:
-- Интересно и очень ответственно было играть самого Пушкина.
6