Разработка урока в 5 классе по истории Древнего мира
Сагитовой Ю.Б., учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №3 р.п. Хор Хабаровского края
Тема урока: «Возникновение земледелия и скотоводства»
Цель урока: сформировать представление учащихся о возникновении земледелия, скотоводства и ремесел у первобытных людей; новых орудиях труда первобытных людей и новых коллективах; охарактеризовать последствия возникновения новых занятий для жизни первобытных людей.
Планируемые результаты:
предметные: овладевать целостными представлениями об историческом пути народов; выделять закономерности изменений в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства;
метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрению; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщить факты и явления, решать тестовые задания; навыки публичного выступления;
личностные: осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач; воспитание сознательного отношения к труду, к выбору профессии.
Основные понятия: Земледелие, каменный топор, мотыга, серп, зернотерка, скотоводство, гончарство, прядение, ткачество, ремесло, производящее хозяйство, племя, старейшина, совет старейшин, духи, боги, молитва, жертва, идол.
Оборудование:
Компьютер
Мультимедийный проектор
Экран
Презентация «Возникновение земледелия и скотоводства»
Дидактический раздаточный материал для работы групп
Листы самоконтроля
Учебник: История Древнего мира. Никишин В.О., Стрелков А.В., Томашевич О.В.,
Михайловский Ф.А
Основные даты: около 10 т.л.н. – возникновение земледелия и скотоводства
Тип урока: урок формирования и совершенствования компетенций учащихся
Форма урока: урок – игра
Элементы педагогических технологий: ИКТ, исследовательской, проблемной, игровой, здоровье сберегающей, группового обучения.
Актуализация знаний.
Повторяем устройство Древнего общества (собираем схему)
Учитель: Ну а теперь попробуем сформулировать тему этого урока, а помогут вам это сделать вопросы-подсказки.
Что вы ели вчера и сегодня?
Из каких продуктов приготовлены эти блюда?
Можете ли вы прожить без еды, одежды, посуды, жилья и др. Почему?
Откуда брали пищу самые первые люди?
Всегда ли обеспечивали людей пищей собирательство и охота?
Так какие же ваши предположения по поводу нашей темы?
Учитель: Сегодня на уроке речь будет идти о том, как и почему древние люди перешли к более надежным занятиям – земледелию и скотоводству.
(Запись темы урока – Возникновение земледелия и скотоводства.)
Проблемное задание: Два племени живут в разной местности и не общаются друг с другом. Одно занимается собирательством и охотой, другое - земледелием и скотоводством. Люди, какого племени жили в лучших условиях и почему?
Мотивация
Учитель: Представим себе, что в наш век технического прогресса изобретена машина - времени, на которой мы можем перенестись в любую историческую эпоху. Предлагаю совершить путешествие во времени. И отправиться на 10 т.л.н. в Западную Азию.
Но что это? Мы видим измученных людей. Уже несколько дней женщины и мужчины возвращаются из леса с пустыми руками. Возникла угроза голода и вымирания. Приземляемся. Ведь мы обязательно должны им помочь. Давайте представим себя на месте этих людей и попытаемся составить программу спасения от гибели.
Изучение нового материала:
Учитель: На территории, куда мы приземлились проживает три родовые общины (Что такое родовая община?) племя земледельцев, племя скотоводов и племя ремесленников
Выберите старейшину вашего рода, он будет руководить вашей работой, давать советы, объяснять непонятный материал, затем выступит с отчетом.
Родовая община — это коллектив людей, связанных между собой родством.
- Сейчас мы с вами сделаем таблицу родовой общины.
Роль старейшин в родовых общинах:
1. Старейшина руководит хозяйственной и социальной жизнью рода.
2. Разрешает споры внутри рода.
Учащиеся записывают определения слов род и родовая община.
Записывают схему.
Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляло племя. Племенем управлял совет старейшин.
После выступления каждого старейшин мы проверим способность к выживанию родов с помощью решения тестов, чей род наберет больше баллов – больше возможности выжить.
Народное собрание: О работе групп отчитываются старейшины (для рассказа используются слайды презентации).
Каждый открыл новый вид занятий. Перечислите эти занятия (земледелие, скотоводство, ремесло).
Раньше люди только брали у природы то, что она давала, т.е. присваивали. А теперь вы помогли им начать производить продукты и изделия ремесла. такое хозяйство называется производящим
Рефлексия. Что я сегодня узнал?
Где мне было трудно?
Что мне понравилось?