СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории Древнего мира "Возникновения земледелия и скотоводства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок истории в 5  классе «Возникновение земледелия и скотоводства» построен в игровой форме, класс делится на три группы "земледельцы", "скотоводы" и "ремесленники". Каждая группа готовит рассказ о своем виде деятельности по опорной карточке.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории Древнего мира "Возникновения земледелия и скотоводства"»

Разработка урока в 5 классе по истории Древнего мира

Сагитовой Ю.Б., учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №3 р.п. Хор Хабаровского края


 Тема урока: «Возникновение земледелия и скотоводства»

Цель урока: сформировать представление учащихся о возникновении земледелия, скотоводства и ремесел  у первобытных людей; новых орудиях труда первобытных людей и новых коллективах; охарактеризовать последствия возникновения новых занятий для жизни первобытных людей.

Планируемые результаты: 

предметные: овладевать целостными представлениями об историческом пути народов; выделять закономерности изменений в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства; 

метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрению; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщить факты и явления, решать тестовые задания; навыки публичного выступления; 

личностные: осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач; воспитание сознательного отношения к труду, к выбору профессии.

Основные понятия: Земледелие, каменный топор, мотыга, серп, зернотерка, скотоводство, гончарство, прядение, ткачество, ремесло, производящее хозяйство, племя, старейшина, совет старейшин, духи, боги, молитва, жертва, идол.

Оборудование:

  • Компьютер

  • Мультимедийный проектор

  • Экран

  • Презентация «Возникновение земледелия и скотоводства»

  • Дидактический раздаточный материал для работы групп

  • Листы самоконтроля

  • Учебник: История Древнего мира. Никишин В.О., Стрелков А.В., Томашевич О.В.,

Михайловский Ф.А

Основные даты: около 10 т.л.н. – возникновение земледелия и скотоводства

Тип урока: урок формирования и совершенствования компетенций учащихся

Форма урока: урок – игра

Элементы педагогических технологий: ИКТ, исследовательской, проблемной, игровой, здоровье сберегающей, группового обучения.

Актуализация знаний.

Повторяем устройство Древнего общества (собираем схему)

Учитель:  Ну а теперь попробуем сформулировать тему этого урока, а помогут вам это сделать вопросы-подсказки.

  • Что вы ели вчера и сегодня?

  • Из каких продуктов приготовлены эти блюда?

  • Можете ли вы прожить без еды, одежды, посуды, жилья и др. Почему?

  • Откуда брали пищу самые первые люди?

  • Всегда ли обеспечивали людей пищей собирательство и охота?

  • Так какие же ваши предположения по поводу нашей темы?

     Учитель: Сегодня на уроке речь будет идти о том, как и почему древние люди перешли к более надежным занятиям – земледелию и скотоводству.

(Запись темы урока – Возникновение земледелия и скотоводства.)

Проблемное задание: Два племени живут в разной местности и не общаются друг с другом. Одно занимается собирательством и охотой, другое - земледелием   и скотоводством.  Люди,  какого племени жили в лучших условиях и почему?

                                                         Мотивация

Учитель: Представим себе, что в наш век технического прогресса изобретена машина - времени, на которой мы можем перенестись в любую историческую эпоху. Предлагаю совершить путешествие во времени. И отправиться  на 10 т.л.н. в Западную Азию.

     Но что это?  Мы видим измученных людей. Уже несколько дней женщины и мужчины возвращаются из леса с пустыми руками. Возникла угроза голода и вымирания. Приземляемся. Ведь мы обязательно должны им помочь.  Давайте представим себя на месте этих людей и попытаемся составить программу  спасения от гибели.


Изучение нового материала:

     Учитель: На территории, куда мы  приземлились проживает три родовые общины (Что такое родовая община?) племя земледельцев, племя скотоводов и племя ремесленников

     Выберите старейшину вашего рода, он будет руководить вашей работой, давать советы, объяснять непонятный материал, затем выступит с отчетом.

Родовая община   — это коллектив людей, связанных между собой родством.

- Сейчас мы с вами сделаем таблицу родовой общины.


Роль старейшин в родовых общинах:

1. Старейшина руководит хозяйственной и социальной жизнью рода.

2. Разрешает споры внутри рода.

Учащиеся записывают определения слов род    и родовая община.

Записывают  схему.


Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляло племя.  Племенем управлял совет старейшин.

     После выступления каждого старейшин мы проверим способность к выживанию родов с помощью решения тестов, чей род наберет больше баллов – больше возможности выжить.


Народное собрание: О работе групп отчитываются старейшины (для рассказа используются слайды презентации).

Каждый открыл новый вид занятий. Перечислите эти занятия (земледелие, скотоводство, ремесло).

Раньше люди только брали у природы то, что она давала, т.е. присваивали. А теперь вы помогли им начать производить продукты и изделия ремесла. такое хозяйство называется производящим


Рефлексия. Что я сегодня узнал?

Где мне было трудно?

Что мне понравилось?