СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории "Изобретения древности"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка поможет в подготовке проекта по теме Изобретения древности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории "Изобретения древности"»


ГБОУ СОШ с. ШИГОНЫ







Открытый урок

по истории Древнего мира.

Тема: « Изобретения древности»
















Подготовила и провела учитель истории и обществознания

Чижова Е.Н.

















2020

Цели:

- повысить самостоятельную работу школьников на уроке истории.

- подвести учащихся к пониманию причин изменения жизни и орудий труда древнейших людей;

- формировать и развивать метапредметные универсальные умения и навыки учащихся: учебно-коммуникативные (совершенствование навыков устной и письменной речи), учебно-информационных (работа с картой, учебником, интерактивным обучающим пособием и интерактивной доской, компьютером), учебно-логических (работа с терминами и понятиями, сравнительная характеристика внешнего вида древнейших людей);

- развитие познавательного интереса учащихся;

- воспитание чувства сопричастности к человеческой истории, уважения и интереса к истории в целом.

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты:

Личностные: учащиеся смогут осмыслить социальный опыт предшествующих поколений, высказать собственное мнение о роли труда в жизни древнего человека и человека современного, сравнить отношение к природе в древности и в наши дни;

Метапредметные: учащиеся смогут приводить примеры отличий древнейших людей от животных, сформулировать аргументы по проблеме, высказать собственное мнение; усовершенствуют навыки работы с иллюстрациями и картой, текстом учебника, художественным текстом, видеоматериалом.

Предметные: учащиеся смогут назвать время появления на Земле древнейших людей, дать определение понятиям охота, собирательство, человеческое стадо, смогут найти и показать на карте прародину человечества, соотносить орудия труда и занятия древнейших людей.

Формы работы учащихся: индивидуальная, в парах.



Используемое оборудование и материалы:

● Интерактивная доска

● Медиапроектор

● Интерактивное наглядное пособие «Физическая карта мира» Авторы сценария Е. Корниенко, П. Корниенко (Дрофа, 2006 год)

● Презентация к уроку.

● Учебник «История древнего мира» Авторы: А. Вигасин, Г. Годер, И. Свенцицкая (Просвещение, 2018)

Класс: 5

Дата проведения: 19.10.2020

Ход урока


1.Вступительное слово учителя:

Добрый день дорогие ребята, уважаемые гости! Я рада приветствовать Вас на нашем уроке. Сегодня он у нас необычный . Сегодня речь пойдет об изобретениях. Вы, наверное, сразу представили какие-то масштабные мероприятия, которые проводят ученые в современных лабораториях и на заводах. Но нет. Речь пойдет о самых примитивных изобретениях, которые помогали выжить древнейшему человеку.

Закройте глаза и представьте, что вы первобытные люди. Вы оказались в диком лесу. Вас забросило в самые суровые и страшные места на планете. Вам предстоит встретиться лицом к лицу с опасными хищниками, такими как саблезубые тигры, мамонты. Вы проведете невероятно сложную и опасную охоту на медведей и сразитесь в нелегкой схватке с дождём и снегом, холодом и палящей жарой. Чтобы выжить в этих условиях, человеку нужно было приложить максимум усилий, смекалки и сноровки.

Давайте сейчас в тетрадях запишем по три любых слова или словосочетания, которые у нас ассоциируются с выражением «Занятия древних людей». (При необходимости учитель уточняет, что это могут быть слова, обозначающие предметы, действия, свойства.)

(Проверка выполнения задания и обсуждение.)

Благодаря каким источникам вам известно то, о чем вы сейчас говорили?

Как вы считаете, интересно ли изучать жизнь древних людей? А что вам представляется наиболее интересным? О чем бы вы хотели узнать?




3. План работы с проектом.

Необычность нашего урока еще и в том, что вы самостоятельно напишите рассказ о древнем человеке, используя информацию, полученную на уроках истории. Смастерите предметы быта и охоты древности. И при этом пофантазируете, а как бы вы смогли выжить в тех условиях, и какие советы могли бы дать в той или иной ситуации древним людям.

Так же мы определимся с темой вашего проекта, вы выберете задание, которое выполните дома, и на следующем уроке вы познакомите нас с вашей работой.

(Названия слайдов презентации написаны на доске)

Просмотр презентации.

1. Облик древнего человека. (Слайд 1)


Древнейшие люди очень напоминали обезьян — грубые лица с приплюснутыми носами, низкие и покатые лбы, выступавшие вперёд челюсти. При ходьбе человек наклонялся вперёд. Пальцы у него были неловкие, а тело покрывала шерсть. Люди ещё не могли говорить, а лишь издавали отрывистые звуки, предупреждая друг друга об опасности, призывая на помощь, выражая радость и гнев.


Древнейшие первобытные люди жили небольшими группами. Питались тем, что давала природа. Люди не умели выращивать злаки, овощи и фрукты, а собирали съедобные коренья, плоды, другие дары природы. Это занятие называется собирательством. Другим их важнейшим занятием стала охота.

Тем не менее, это были люди, а не животные. Подобрав подходящий камень, они заостряли его край — ударяли по нему другим камнем и скалывали кусочки. Заострённый камень стал первым орудием человека. Это рубило. Его острым краем строгали или рубили, а тупым — ударяли. С помощью рубила изготавливались другие орудия труда — палка-копалка для собирательства, а позднее — копьё для охоты.

Задание для проекта: опишите внешность древнего человека (6-!0 предложений), нарисуйте стоянку древних людей, сделайте из подручных материалов макет любого орудия труда.


  1. Охота в первобытные времена (Слайд 2)


Охота стала для древних людей более важным занятием, чем собирательство. Она давала людям питательную мясную пищу. Успех на охоте во многом зависел от самих людей, ведь охотники могли совершенствовать приёмы охоты и своё оружие.

Первобытные люди охотились на крупных животных. Один крупный зверь обеспечивал пищей сразу всех, а мелких зверьков требовалось бы поймать очень много. Для охоты на них нужны капканы, которые люди ещё не умели делать. Победить большого зверя удавалось только общими усилиями охотников, поэтому первобытные люди охотились не в одиночку, а коллективно.

Люди гнали зверя или целое стадо животных к обрыву или к ловушке, а потом добивали камнями и копьями. Помогал и огонь — можно было поджечь траву и, напугав животных, погнать их в нужную сторону. Охота сплачивала и организовывала людей. Каждый знал своё место на охоте. Молодые охотники учились у старших. Охота побуждала людей изобретать новые орудия труда. Охота стала самым важным занятием древнейших людей.

Задание для проекта: опишите внешность древнего человека (6-!0 предложений), нарисуйте сцену из процесса охоты, сделайте из подручных материалов макет любого оружия для охоты.


3. Орудия каменного века. (Слайд 3)



Первоначально для охоты первобытные люди использовали то, что могли найти вокруг себя – палки, дубинки, острые камни.


Потом палку и острый камень соединили, привязав гибким прутиком – получилось копье. К толстой палке приделали острый широкий и плоский камень – первый топор.

А соединить согнутую палку веревкой – тетивой сделанной из жилы животного, привела к созданию уникального оружия -лука. Что позволило, используя стрелы, сделанные из прутиков охотиться на расстоянии, без необходимости подкрадываться вплотную.

В те далекие времена первозданной природы в реках и водоемах рыбы было так много, что при желании ее можно было поймать руками. Но таким способом много не наловишь, и люди каменного века придумали рыбацкие сети. Сначала сети, сплетенные из тростника, а затем из веревок. Рыболовные крючки вытачивали из кости или веточек деревьев с твердой древесиной.

За сотни тысяч лет люди научились мастерски обрабатывать камень. Они уже не делали грубых рубил, служивших и ножом, и молотком, и топором. Для всякой работы делался свой инструмент. Скребками снимали звериные шкуры и соскабливали с них жир. Каменными ножами шкуры разрезали

Каменный наконечник привязывали кожаными ремешками к древку. Такое копьё намного лучше деревянного. Из костей и рогов вырезались шилья и иглы. Кость соединили с деревом, и получился гарпун — копьё с зазубренным костяным наконечником. Им ловили рыбу.

Но самым важным материалом оставался камень. Время, когда люди пользовались каменными орудиями труда, учёные называют каменным веком.

Задание для проекта: опишите внешность древнего человека (6-!0 предложений), нарисуйте сцену из процесса охоты, рыбалки или собирательства, сделайте из подручных материалов макет любого орудия труда или оружия для охоты.


  1. Появление жилищ первобытных людей. (Слайд 4)


Около 100 тысяч лет назад на планете наступило очередное похолодание или точнее великое оледенение. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник — огромный слой льда толщиной до 2 километров. Привыкшие к тёплому климату животные — антилопы, бегемоты, львы — погибли или ушли далеко на юг.


Вместо них появились другие, не боявшиеся холода — северный олень, бизон, шерстистый носорог, пещерный медведь. А самым крупным и сильным животным был мамонт — громадный слон с рыжевато-бурой шерстью и длинными, изогнутыми бивнями.

Как же повлияло великое оледенение на жизнь и развитие человека? Человек не погиб. Он умел трудиться, у него был огонь. Он научился охотиться на очень крупных животных, даже на мамонтов. Но охота на них была трудным и опасным занятием. Одолеть таких больших зверей можно было только сообща, устраивая им ловушки.

Мамонты были неповоротливы и проваливались в замаскированные ямы. Каждый мамонт оказывался настоящей «кладовой» мяса, костей и шкур, ведь его вес достигал 6 тонн. На холоде мясо хорошо сохранялось, поэтому люди смогли запасать его.

Оледенение вынудило человека позаботиться о постройке жилищ. Для сооружения землянок и хижин в ход шли кости и бивни мамонтов. Сверху жилище покрывали звериными шкурами. Людям пришлось также придумать тёплую одежду. Её сшивали костяными иглами из мохнатых шкур.

Задание для проекта: опишите внешность древнего человека(6-!0 предложений , нарисуйте одежду из шкур, сделайте из подручных материалов (бумага, картон, ткань) как вы представляете одежду первобытных людей.


  1. Изобретение лук и стрел. (Слайд 5)


Примерно 13 тысяч лет назад, после великого оледенения вновь наступило потепление. Ледник таял и, отступая к северу, оставлял за собой озёра и реки. Природный и животный мир стал похожим на наш. Охотиться теперь стали на быстро бегающих животных небольшими группами или в одиночку. Для такой охоты требовалось новое оружие.

Люди заметили, что согнутые гибкие ветви распрямляются с большой силой. Так были изобретены лук и стрелы, поражавшие зверя на расстоянии сотни шагов. Наконечники стрел делали из камня.

Появились каменные ножи, состоящие не из одного куска камня, а из небольших каменных пластин с острыми краями, которые вставляли в рукоятки из кости или дерева. Нож из каменной пластины на костяном держателе легко было отремонтировать, стоило только заменить сломанную пластину.

Прикрепив заострённый камень к деревянной рукоятке, люди сделали топор. Через несколько тысяч лет они научились сверлить камень полой костью, подсыпая на камень песок. Потом обух крепко насаживали на рукоятку.

Задание для проекта: опишите внешность древнего человека

(6-!0 предложений), нарисуйте сцену из процесса охоты с луком и стрелами, сделайте из подручных материалов макет лука и стрел для охоты.


Дети выбирают любое задание для проекта.


6.Рефлексия. Цветная феерия.

На столе у учащихся лежат стикеры трёх цветов (зелёный, жёлтый, красный), которые соответственно означают «Я всё понял», «Мне несколько непонятно», «Мне сложно понять».

Учитель просит показать стикеры, которые соответствую уровню понимания.



7.Домашнее задание: Выполнить задания к проекту.

Для слабых учеников — нарисовать рисунок к любой части проекта.