СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории Казахстана на тему «Изменения в хозяйстве и совершенствование орудий труда в эпоху неолита»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан по учебному предмету «История Казахстана» на тему «Изменения в хозяйстве и совершенствование орудий труда в эпоху неолита» для учащихся 5 класса в рамках обновленной учебной программы по истории Казахстана.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории Казахстана на тему «Изменения в хозяйстве и совершенствование орудий труда в эпоху неолита»»

Дата:

20.09.2021

Предмет, класс

История Казахстана, 5 класс

Учитель:

Балтабаев Марат Бопышевич

Тема урока:

Изменения в хозяйстве и совершенствование орудий труда в эпоху неолита

Основная идея

Рассмотреть занятия древнего человека; рассмотреть орудия труда и виды оружия.

Цели:

5.4.1.1 – описывать занятия древнего человека;

5.4.2.1 – описывать орудия труда и виды оружия

Критерии успеха

Все ученики

Большинство учеников

Отдельные ученики

Работают в парах и индивидуально, в группах. Выделяют главное, осмысленно анализируют текст, выполняют задания опираясь на свои знания.

Хорошо работают в паре и индивидуально во время выполнения задания. Наблюдают за другими учащимися и принимают их размышления, строят с ними диалог.

Правильно излагают свои мысли, аргументируют свои ответы, опираясь на ранее полученные знания, составляют тонкие и толстые вопросы.


Время


Этапы

урока

Что делает учитель?

Что делают ученики?

Оценивание

Используемые модули

Ресурсы

Вызов


2 мин.

Орг. момент

1) Приветствие. Положительный психологический настрой.

2) Правила урока, озвучивание цели урока и формы работы

3) Озвучивание критериев оценивания

(знание факт.мат.-2, послед-ть и полнота ответов-2, активность на уроке-1)

Улыбнулись друг другу (для по­зитивного настроя)

Форматив­

ное

(похвала)

Оценивание для обучения


Лидерство

Оценочные листы

15 мин

Актуализация знаний

1. Фронтальный опрос.

1. Назовите хронологические рамки эпохи мезолита.

2. Какие изменения в технике обработки камня происходят в мезолите?

3. Назовите новые виды оружия, которые появились в мезолите?

4. Как проходил процесс одомашнивания диких животных в мезолите?

5. Как проходил процесс окультуривания некоторых растений в мезолите?

6. Назовите каменные орудия труда.

7. Когда появился первобытный человек на территории Казахстана?

8. Назовите три периода палеолита.

9. Как жили древнейшие люди в мезолите?

(проверка домашней работы).


Ответы на вопросы.

Формативное (взаимное оценивание)

Критическое мышление (во­просы, открыто­го и закрытого типа)

Оценочные листы, доп. мат.

Осмысление

25 мин

Освоение нового, применение знаний

Изучение нового материала – §§ 10, 11, стр. 32 – 38 (учебник).

Исследовательский вопрос: Как изменилась жизнь первобытных людей в эпоху неолита?

1. Работа с текстом (чтение).

Система хозяйства, при которой преобладают охота и собирательство, называется присваивающее хозяйство, т.е. хозяйство при котором люди ничего не выращивают, а пользуются тем, что создано природой. Представьте женщин и мужчин древнего племени, которые возвращаются из леса с пустыми руками. Вот уже несколько дней они не могут добыть пропитание себе и своим детям. Возникла угроза голода.
Люди обратили внимание, что плоды и семена, попав в землю, дают всходы. Затем они стали собирать и сажать самые крупные семена. Так в эпоху неолита началось освоение нового вида деятельности – земледелия.

Для обработки земли люди придумали специальные орудия труда – мотыги, кетмени, которые имели каменный наконечник. Человек изобрел топор, серп, зернотерку. Люди научились шлифовать, сверлить камень.

Домашние животные живут рядом с людьми очень давно. Еще в палеолите человек сделал собаку домашним животным, затем человек стал приручать коз, свиней, коров, лошадей. Таким образом, на смену охоте пришло скотоводство.

Главная особенность неолита – взамен присваивания готовых продуктов природы (собирательство и охота) пришло производящее хозяйство (земледелие и скотоводство). Такой переход называется неолитическая революция.

В неолите человек сделал много изобретений.

Развитие земледелия и скотоводства потребовало посуду для хранения зерна, мяса, молока. Началось изготовление глиняной посуды. Люди научились лепить горшки из глины и обжигать их на огне. Так появилось гончарство. Неолит называют «эпохой глиняных горшков".

С изобретением примитивного ткацкого станка появилась одежда из льна и шерсти.

Изготовление различных предметов обихода требовало специальных навыков. Таких людей называли ремесленниками. Они производили всё необходимое для племени и были освобождены от земледельческих работ.

Самые древние неолитические стоянки на территории Казахстана относятся к 5 тысячелетию до н.э. Археологи зафиксировали их около 800.

Важные стоянки: Караунгир (Южный Казахстан), Сексеул (Кызылординская область), Караганда, Зеленая Балка (Центральный Казахстан), 150 стоянок (Жезказганский регион).

В неолите начался переход от матриархата к патриархату.


2. Прием «Работа с историческим источником»: чтение и анализ источника. Отвечают на вопросы (в парах):

1) Назовите хронологические рамки эпохи неолита.

2) Какие изменения в жизни людей происходят в неолите?

3) Что такое производящее хозяйство?

4) Что такое неолитическая революция?

5) Почему неолит называют «эпохой глиняных горшков»?


3. Приём «Фишбоун», при помощи которого можно выявить проблемы и пути их решения, выявить причинно-следственную связь.

Определите причины и последствия неолитической революции на жизнь древнейших людей.


4. Заполнить таблицу «Особенности эпохи неолита».

Вопросы исследования:

1) Вид и тип человека.

2) Тип хозяйства.

3) Археологические культуры.
4) Занятия людей в эпоху неолита.

5) Достижения людей в эпоху неолита.


5. Написать историческое заключение: «Как изменилась жизнь первобытных людей в эпоху неолита?».

Ученики в парах анализируют новый матери ал, составляют вопросы, выявляют причинно-следственную связь, делают вывод.


Формативное (взаимное оценивание)













Стратегия «Стикер»

Оценивание для обучения











Критическое мышление




Лидерство



Диалогическое обучение


Саморегулируемое обучение


Таблица ЗХУ, учебник: История Казахстана: Учебник для 5 класса./ Б.Е.Кумеков, Т.С.Жумаганбетов, К.С.Игликова. Алматы: «Атамура», 2017.

РЕФЛ

Е

К

СИЯ

3 мин

Анализ урока, домашнее задание

1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме

2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока;

3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным?

4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах.

5) Домашнее задание: § 10, § 11, стр. 32 – 38 учить, ответить на вопросы.

Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание; оценивают друг друга, зап. дом. зад. в дневники

Самооценивание и взаимооценивание


Лидерство


Критическое мышление


Анализ урока

Что удалось?

Поставленные цели урока достигнуты. 

Что не удалось?

-

Что можно улучшить?

Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся.