Работают в парах и индивидуально, в группах. Выделяют главное, осмысленно анализируют текст, выполняют задания опираясь на свои знания. | Хорошо работают в паре и индивидуально во время выполнения задания. Наблюдают за другими учащимися и принимают их размышления, строят с ними диалог. | Правильно излагают свои мысли, аргументируют свои ответы, опираясь на ранее полученные знания, составляют тонкие и толстые вопросы. |
15 мин | Актуализация знаний | 1. Фронтальный опрос. 1. Назовите хронологические рамки эпохи мезолита. 2. Какие изменения в технике обработки камня происходят в мезолите? 3. Назовите новые виды оружия, которые появились в мезолите? 4. Как проходил процесс одомашнивания диких животных в мезолите? 5. Как проходил процесс окультуривания некоторых растений в мезолите? 6. Назовите каменные орудия труда. 7. Когда появился первобытный человек на территории Казахстана? 8. Назовите три периода палеолита. 9. Как жили древнейшие люди в мезолите? (проверка домашней работы). | Ответы на вопросы. | Формативное (взаимное оценивание) | Критическое мышление (вопросы, открытого и закрытого типа) | Оценочные листы, доп. мат. |
Осмысление | 25 мин | Освоение нового, применение знаний | Изучение нового материала – §§ 10, 11, стр. 32 – 38 (учебник). Исследовательский вопрос: Как изменилась жизнь первобытных людей в эпоху неолита? 1. Работа с текстом (чтение). Система хозяйства, при которой преобладают охота и собирательство, называется присваивающее хозяйство, т.е. хозяйство при котором люди ничего не выращивают, а пользуются тем, что создано природой. Представьте женщин и мужчин древнего племени, которые возвращаются из леса с пустыми руками. Вот уже несколько дней они не могут добыть пропитание себе и своим детям. Возникла угроза голода. Люди обратили внимание, что плоды и семена, попав в землю, дают всходы. Затем они стали собирать и сажать самые крупные семена. Так в эпоху неолита началось освоение нового вида деятельности – земледелия. Для обработки земли люди придумали специальные орудия труда – мотыги, кетмени, которые имели каменный наконечник. Человек изобрел топор, серп, зернотерку. Люди научились шлифовать, сверлить камень. Домашние животные живут рядом с людьми очень давно. Еще в палеолите человек сделал собаку домашним животным, затем человек стал приручать коз, свиней, коров, лошадей. Таким образом, на смену охоте пришло скотоводство. Главная особенность неолита – взамен присваивания готовых продуктов природы (собирательство и охота) пришло производящее хозяйство (земледелие и скотоводство). Такой переход называется неолитическая революция. В неолите человек сделал много изобретений. Развитие земледелия и скотоводства потребовало посуду для хранения зерна, мяса, молока. Началось изготовление глиняной посуды. Люди научились лепить горшки из глины и обжигать их на огне. Так появилось гончарство. Неолит называют «эпохой глиняных горшков". С изобретением примитивного ткацкого станка появилась одежда из льна и шерсти. Изготовление различных предметов обихода требовало специальных навыков. Таких людей называли ремесленниками. Они производили всё необходимое для племени и были освобождены от земледельческих работ. Самые древние неолитические стоянки на территории Казахстана относятся к 5 тысячелетию до н.э. Археологи зафиксировали их около 800. Важные стоянки: Караунгир (Южный Казахстан), Сексеул (Кызылординская область), Караганда, Зеленая Балка (Центральный Казахстан), 150 стоянок (Жезказганский регион). В неолите начался переход от матриархата к патриархату. 2. Прием «Работа с историческим источником»: чтение и анализ источника. Отвечают на вопросы (в парах): 1) Назовите хронологические рамки эпохи неолита. 2) Какие изменения в жизни людей происходят в неолите? 3) Что такое производящее хозяйство? 4) Что такое неолитическая революция? 5) Почему неолит называют «эпохой глиняных горшков»? 3. Приём «Фишбоун», при помощи которого можно выявить проблемы и пути их решения, выявить причинно-следственную связь. Определите причины и последствия неолитической революции на жизнь древнейших людей. 4. Заполнить таблицу «Особенности эпохи неолита». Вопросы исследования: 1) Вид и тип человека. 2) Тип хозяйства. 3) Археологические культуры. 4) Занятия людей в эпоху неолита. 5) Достижения людей в эпоху неолита. 5. Написать историческое заключение: «Как изменилась жизнь первобытных людей в эпоху неолита?». | Ученики в парах анализируют новый матери ал, составляют вопросы, выявляют причинно-следственную связь, делают вывод. | Формативное (взаимное оценивание) Стратегия «Стикер» | Оценивание для обучения Критическое мышление Лидерство Диалогическое обучение Саморегулируемое обучение | Таблица ЗХУ, учебник: История Казахстана: Учебник для 5 класса./ Б.Е.Кумеков, Т.С.Жумаганбетов, К.С.Игликова. Алматы: «Атамура», 2017. |
РЕФЛ Е К СИЯ | 3 мин | Анализ урока, домашнее задание | 1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме 2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока; 3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным? 4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах. 5) Домашнее задание: § 10, § 11, стр. 32 – 38 учить, ответить на вопросы. | Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание; оценивают друг друга, зап. дом. зад. в дневники | Самооценивание и взаимооценивание | Лидерство Критическое мышление | |