Работают в парах и индивидуально, в группах. Выделяют главное, осмысленно анализируют текст, выполняют задания опираясь на свои знания. | Хорошо работают в паре и индивидуально во время выполнения задания. Наблюдают за другими учащимися и принимают их размышления, строят с ними диалог. | Правильно излагают свои мысли, аргументируют свои ответы, опираясь на ранее полученные знания, составляют тонкие и толстые вопросы. |
15 мин | Актуализация знаний | 1. Фронтальный опрос. На сколько периодов делится каменный век - на 3. Временные рамки палеолита- 2.5млн-12тыс лет до н.э Ледниковый период- 100-80 тыс. лет назад. Мезолит- 12-5 тыс. лет назад Особенности мезолита - лук, стрелы, лодка, плот. Скотоводство, земледелие. Когда появились первые люди на территории Казахстана? - 1 млн. лет назад Первые орудия труда человек сделал из… - Камня В какой части Казахстана обнаружены стоянки палеолитического периода? - в районе хребта Каратау. Какой тип хозяйства зародился в эпоху неолита? – производящий Бумеранг был изобретен в эпоху – мезолита Назовите занятия древнего человека. Назовите орудия труда и виды оружия. Какие изменения произошли в хозяйстве и совершенствовании орудий труда? Как изменилась жизнь первобытных людей в эпоху мезолита? Как изменилась жизнь первобытных людей в эпоху неолита? (проверка домашней работы). | Ответы на вопросы. | Формативное (взаимное оценивание) | Критическое мышление (вопросы, открытого и закрытого типа) | Оценочные листы, доп. мат. |
Осмысление | 25 мин | Освоение нового, применение знаний | Изучение нового материала – § 12-13, стр. 38-42 (учебник). Исследовательский вопрос: Как использование металла изменило жизнь древних людей на территории Казахстана? 1. Работа с текстом (чтение). Энеолит («медный камень») - эпоха в развитии человечества, переходный период от неолита к бронзовому веку. На протяжении этой эпохи одновременно применялись каменные и медные орудия труда. Энеолит стал первым периодом, когда человечество освоило качественно новый материал – металлы. Медь в то время была самым доступным металлом из всех, которая могла быть подвержена холодной ковке. Изначально люди познакомились с медью через самородки, которые могли путать с камнями. Самым первым использованным людьми металлом стала медь. Почти 5 тыс. лет назад люди впервые научились выплавлять этот металл. Возможно, что они открыли его случайно, т.к. медь часто попадала в огонь вместе с камнями. Люди заметили, что некоторые «камни» плавятся в огне, а остудившись, принимают другую форму. Начался новый исторический период в жизни людей, когда каменные орудия труда стали постепенно вытеснялись медными. Орудия из меди были непрочными и могли быстро ломаться. Такие орудия не годились для тяжелых работ и из-за этого не смогли полностью вытеснить и заменить каменные орудия. В IV-III тысячелетиях до н.э. стали появляться первые медные изделия в Казахстане. В Центральном и Восточном Казахстане было найдено около 100 поселений с литейными мастерскими (районы Жезказгана, Зыряновска и др.). Металлургия меди прошла три этапа в своем развитии: сначала холодная ковка самородной меди, когда металл скалывался и оббивался, подобно камню, затем плавка самородной меди при температуре около 8000°, достигаемой применением древесного угля, и, наконец, выплавка меди из руд - процесс, происходивший в специальных печах. Люди научились изготовлять из меди кинжалы, топоры, женские украшения и другие вещи. Медь - красивый металл: если её очистить и отполировать, то поверхность будет иметь блестящий тёмно-рыжий цвет. В результате медь стала часто использоваться для создания украшений и предметов роскоши. Хотя медь могла использоваться для орудий, которые невозможно сделать из камня (шило, крючки). . В эпоху энеолита произошло два крупных изменения в общественной жизни древних людей: возникло разделение труда (земледелие отделилось от скотоводства) и начинается переход к патриархальному роду. Открытие металла способствовало развитию обмена между удаленными территориями: ведь производить медь могли только гам, где имелись медные руды. Складываются тысячекилометровые торговые пути, расширяются экономические связи. Длинным путям были нужны надежные средства передвижения, и именно в энеолите делается одно из важнейших открытий человечества: изобретается колесо. Произошло приручение верблюда, горного барана, некоторых пород собак. На территории Северного Казахстана одомашнили лошадь. На территории Казахстана были исследованы две стоянки эпохи энеолита: Ботай в Северном Казахстане и Шебир. В местности Шебир на Мангыстау археологами найдены орудия труда из камня и меди, посуда с яйцеобразным дном из обожженной глины. Также они делали украшения из морских моллюсков. В ходе археологических раскопок поселения Кос-Кудук найдены каменные орудия труда, обломки глиняной посуды, украшения из раковин. 2. Прием «Работа с историческим источником»: чтение и анализ источника. Составить 5 вопросов по данной теме – 4 тонких и один толстый. (в парах). Влияние развития металлургии на различные сферы хозяйства. 3. Приём «Фишбоун», при помощи которого можно выявить проблемы и пути их решения, выявить причинно-следственную связь. Причины и последствия зарождение металлургии на территории Казахстана. 4. Заполнить таблицу «Культуры эпохи энеолита». 5. Написать историческое заключение: «Как использование металла изменило жизнь древних людей на территории Казахстана?». | Ученики в парах анализируют новый матери ал, составляют вопросы, выявляют причинно-следственную связь, делают вывод. | Формативное (взаимное оценивание) Стратегия «Стикер» | Оценивание для обучения Критическое мышление Лидерство Диалогическое обучение Саморегулируемое обучение | Таблица ЗХУ, учебник: История Казахстана. Б.Е.Кумеков, Т.С.Жумаганбетов, К.С.Игликова. Алматы: «Атамура»,2017. |
РЕФЛ Е К СИЯ | 3 мин | Анализ урока, домашнее задание | 1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме 2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока; 3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным? 4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах. 5) Домашнее задание: §§ 12-13, стр. 38-42 учить, ответить на вопросы. | Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание; оценивают друг друга, зап. дом. зад. в дневники | Самооценивание и взаимооценивание | Лидерство Критическое мышление | |