СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории Казахстана на тему «Зарождение металлургии на территории Казахстана»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан по учебному предмету «История Казахстана» на тему «Зарождение металлургии на территории Казахстана» для учащихся 5 класса в рамках обновленной учебной программы по истории Казахстана.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории Казахстана на тему «Зарождение металлургии на территории Казахстана»»

Дата:

24.09.2021

Предмет, класс

История Казахстана, 5 класс

Учитель:

Балтабаев Марат Бопышевич

Тема урока:

Зарождение металлургии на территории Казахстана

Основная идея

Анализировать влияние развития металлургии на различные сферы хозяйства; сравнивать археологические памятники.

Цели:

5.4.2.2 – объяснять влияние развития металлургии на различные сферы хозяйства;

5.2.2.1 - сравнивать археологические памятники.

Критерии успеха

Все ученики

Большинство учеников

Отдельные ученики

Работают в парах и индивидуально, в группах. Выделяют главное, осмысленно анализируют текст, выполняют задания опираясь на свои знания.

Хорошо работают в паре и индивидуально во время выполнения задания. Наблюдают за другими учащимися и принимают их размышления, строят с ними диалог.

Правильно излагают свои мысли, аргументируют свои ответы, опираясь на ранее полученные знания, составляют тонкие и толстые вопросы.


Время


Этапы

урока

Что делает учитель?

Что делают ученики?

Оценивание

Используемые модули

Ресурсы

Вызов


2 мин.

Орг. момент

1) Приветствие. Положительный психологический настрой.

2) Правила урока, озвучивание цели урока и формы работы

3) Озвучивание критериев оценивания

(знание факт.мат.-2, послед-ть и полнота ответов-2, активность на уроке-1)

Улыбнулись друг другу (для по­зитивного настроя)

Форматив­

ное

(похвала)

Оценивание для обучения


Лидерство

Оценочные листы

15 мин

Актуализация знаний

1. Фронтальный опрос.

На сколько периодов делится каменный век - на 3.

Временные рамки палеолита- 2.5млн-12тыс лет до н.э

Ледниковый период- 100-80 тыс. лет назад.

Мезолит- 12-5 тыс. лет назад

Особенности мезолита - лук, стрелы, лодка, плот. Скотоводство, земледелие.

Когда появились первые люди на территории Казахстана? - 1 млн. лет назад

Первые орудия труда человек сделал из - Камня

В какой части Казахстана обнаружены стоянки палеолитического периода? - в районе хребта Каратау.

Какой тип хозяйства зародился в эпоху неолита? – производящий

Бумеранг был изобретен в эпоху – мезолита

Назовите занятия древнего человека.

Назовите орудия труда и виды оружия.

Какие изменения произошли в хозяйстве и совершенствовании орудий труда?

Как изменилась жизнь первобытных людей в эпоху мезолита?

Как изменилась жизнь первобытных людей в эпоху неолита?

(проверка домашней работы).


Ответы на вопросы.

Формативное (взаимное оценивание)

Критическое мышление (во­просы, открыто­го и закрытого типа)

Оценочные листы, доп. мат.

Осмысление

25 мин

Освоение нового, применение знаний

Изучение нового материала – § 12-13, стр. 38-42 (учебник).

Исследовательский вопрос: Как использование металла изменило жизнь древних людей на территории Казахстана?

1. Работа с текстом (чтение).

Энеолит («медный камень») - эпоха в развитии человечества, переходный период от неолита к бронзовому веку. На протяжении этой эпохи одновременно применялись каменные и медные орудия труда. Энеолит стал первым периодом, когда человечество освоило качественно новый материал – металлы. Медь в то время была самым доступным металлом из всех, которая могла быть подвержена холодной ковке. Изначально люди познакомились с медью через самородки, которые могли путать с камнями.

Самым первым использованным людьми металлом стала медь. Почти 5 тыс. лет назад люди впервые научились выплавлять этот металл. Возможно, что они открыли его случайно, т.к. медь часто попадала в огонь вместе с камнями. Люди заметили, что некоторые «камни» плавятся в огне, а остудившись, принимают другую форму. Начался новый исторический период в жизни людей, когда каменные орудия труда стали постепенно вытеснялись медными.

Орудия из меди были непрочными и могли быстро ломаться. Такие орудия не годились для тяжелых работ и из-за этого не смогли полностью вытеснить и заменить каменные орудия. В IV-III тысячелетиях до н.э. стали появляться первые медные изделия в Казахстане. В Центральном и Восточном Казахстане было найдено около 100 поселений с литейными мастерскими (районы Жезказгана, Зыряновска и др.).
Металлургия меди прошла три этапа в своем развитии: сначала холодная ковка самородной меди, когда металл скалывался и оббивался, подобно камню, затем плавка самородной меди при температуре около 8000°, достигаемой применением древесного угля, и, наконец, выплавка меди из руд - процесс, происходивший в специальных печах.

Люди научились изготовлять из меди кинжалы, топоры, женские украшения и другие вещи. Медь - красивый металл: если её очистить и отполировать, то поверхность будет иметь блестящий тёмно-рыжий цвет. В результате медь стала часто использоваться для создания украшений и предметов роскоши. Хотя медь могла использоваться для орудий, которые невозможно сделать из камня (шило, крючки).

. В эпоху энеолита произошло два крупных изменения в общественной жизни древних людей: возникло разделение труда (земледелие отделилось от скотоводства) и начинается переход к патриархальному роду.

Открытие металла способствовало развитию обмена между удаленными территориями: ведь производить медь могли только гам, где имелись медные руды. Складываются тысячекилометровые торговые пути, расширяются экономические связи. Длинным путям были нужны надежные средства передвижения, и именно в энеолите делается одно из важнейших открытий человечества: изобретается колесо. Произошло приручение верблюда, горного барана, некоторых пород собак. На территории Северного Казахстана одомашнили лошадь.
На территории Казахстана были исследованы две стоянки эпохи энеолита: Ботай в Северном Казахстане и Шебир. В местности Шебир на Мангыстау археологами найдены орудия труда из камня и меди, посуда с яйцеобразным дном из обожженной глины. Также они делали украшения из морских моллюсков. В ходе археологических раскопок поселения Кос-Кудук найдены каменные орудия труда, обломки глиняной посуды, украшения из раковин. 

2. Прием «Работа с историческим источником»: чтение и анализ источника.

Составить 5 вопросов по данной теме – 4 тонких и один толстый. (в парах).

Влияние развития металлургии на различные сферы хозяйства.


3. Приём «Фишбоун», при помощи которого можно выявить проблемы и пути их решения, выявить причинно-следственную связь.

Причины и последствия зарождение металлургии на территории Казахстана.


4. Заполнить таблицу «Культуры эпохи энеолита».



5. Написать историческое заключение: «Как использование металла изменило жизнь древних людей на территории Казахстана?».

Ученики в парах анализируют новый матери ал, составляют вопросы, выявляют причинно-следственную связь, делают вывод.


Формативное (взаимное оценивание)













Стратегия «Стикер»

Оценивание для обучения











Критическое мышление




Лидерство



Диалогическое обучение


Саморегулируемое обучение


Таблица ЗХУ, учебник: История Казахстана. Б.Е.Кумеков, Т.С.Жумаганбетов, К.С.Игликова. Алматы: «Атамура»,2017.

РЕФЛ

Е

К

СИЯ

3 мин

Анализ урока, домашнее задание

1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме

2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока;

3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным?

4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах.

5) Домашнее задание: §§ 12-13, стр. 38-42 учить, ответить на вопросы.

Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание; оценивают друг друга, зап. дом. зад. в дневники

Самооценивание и взаимооценивание


Лидерство


Критическое мышление


Анализ урока

Что удалось?

Поставленные цели урока достигнуты. 

Что не удалось?

-

Что можно улучшить?

Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся.