СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории на тему : "Гражданская война"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые образовательные результаты:

  • Рассмотреть предпосылки эскалации гражданского противостояния в стране;
  • Охарактеризовать военно-политические силы внутренней междоусобицы в стране;
  • Проанализировать основные этапы Гражданской войны в России;
  • Выявить ключевые причины победы советской власти в Гражданской войне;
  • Рассмотреть последствия событий Гражданской войны и иностранной военной интервенции для истории страны.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории на тему : "Гражданская война"»

Технологическая карта урока «Гражданская война в России»

Предмет: история

Тема урока: Россия в годы Гражданской войны (1918-1922 гг.)

Количество часов на изучение темы: 1

Планируемые образовательные результаты:

  • Рассмотреть предпосылки эскалации гражданского противостояния в стране;

  • Охарактеризовать военно-политические силы внутренней междоусобицы в стране;

  • Проанализировать основные этапы Гражданской войны в России;

  • Выявить ключевые причины победы советской власти в Гражданской войне;

  • Рассмотреть последствия событий Гражданской войны и иностранной военной интервенции для истории страны.



Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель учебной деятельности в рамках занятия;

  • стремление к последовательности в ходе учебного занятия, следование плану и инструкциям;

  • коррекция работы в ходе проведения урока;

  • стремление к саморефлексии.





Познавательные УУД:

  • использование имеющихся знаний для решения учебных задач;

  • стремление к построению сложных причинно-следственных конструкций, формировать навыки логического;

  • ориентироваться в новом для себя учебном материале;

  • использовать предлагаемые материалы для поиска ответов на вопросы (иллюстрации, документы, текст учебника и т.д.);

  • проводить анализ учебного материала;

Коммуникативные УУД:

  • использовать логически стройную речь для ответов на вопросы и высказывания собственного мнения по изучаемому материалу;

  • стремление к доказательности собственной точки зрения;

  • умение работать в группе;

  • владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Личностные результаты:

  • Определение собственного личностного отношения к изучаемой проблеме;

  • Формирование умения систематизировать информацию из различных исторических и современных источников;

  • Формирование умения применять полученные знания на практике;

  • Развить познавательный интерес к истории, расширение кругозора учащихся;

  • Стремиться к оценке событий с точки зрения морально-этических правил и норм.



Тип урока: Изучение нового материала

Межпредметные связи: география, литература, экономика, психология

Основные понятия, используемые (изучаемые) на занятии: Гражданская война, интервенция, большевизм, «Белое движение», «военный коммунизм», национализация, продразвёрстка.



Условия реализации урока и оборудование урока:

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии)

Оборудование



 

История России. 9 класс. Измозик В.С., Журавлева О.Н., Рудник С.Н. – М.: «Вентана-Граф», 2012. – 352 с.

Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по Истории России. 9 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2013. – 352 с.



1. Видеопроектор.

2. Персональный компьютер.

3. Экран.

4. Настенная карта, приложение №1 «Установление советской власти в России. Гражданская война и интервенция (1918 – 1920 гг.)

5. Приложение №2, таблица «Гражданская война в России (1918 – 1922 г.)»

6. Приложение №3, военно-политические плакаты периода Гражданской войны.

7. Приложение № 4 . Документальные источники

8. Приложение № 5. Схема «Военный коммунизм».




























Ход урока

Этап урока (название, время, цель)

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД (универсальные учебные действия)

1. Организационный момент (1 мин.). Цель: включение обучающихся в учебную деятельность

Проверяет готовность к

уроку

Проверить свою готовность к уроку (тетрадь, ручку, учебник, дневник)

Сообщают о готовности к уроку

-

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества;

Познавательные УУД: целеполагание

2. Этап мотивации (целеполагания)

Время: 2 мин.

Цель: выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Выдержка их стихотворения М. Волошина:

Одни идут освобождать Москву и вновь сковать Россию.

Другие, разнуздав стихию, хотят весь мир перековать.

И там и здесь между рядами звучит один и тот же глас:

«Кто не за нас, тот против нас. Нет безразличных, правда с нами».

Задание: постарайтесь определить, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке.

Как называется вооружённое противостояние в одном государстве между различными социальными группами?

 


Выполнения упражнения.


 




1.Гражданская война

2.Записывают определение себе в тетрадь.

Коммуникативные УУД: Сотрудничество в поиске и сборе информации.

построение речевого высказывания в устной форме.

Познавательные УУД:

- строить логические рассуждение, включающие установление причинно-следственных связей;


3.Постановка учебной задачи (проблемной задачи)

Время: 3 мин.

Цель: подготовка учащихся к осознанию ими внутренней потребности к построению нового способа действий

 Активизирует учебную деятельность учащихся для определения недостающего знания и для постановки проблемой задачи, которую надо решить.


Фронтальная устная беседа


Учащимся предлагается макет таблицы для заполнения по ходу всего учебного занятия (см. приложение 2).


Постановка проблемного вопроса.


Почему события в России после прихода к власти большевиков приняли именно агрессивный, вооружённый характер?

 

 

Фиксация ответов учеников.




Высказывают предположения на основе уже имеющихся знаний, полученных курсе изучения. Переносят в тетради предложенную учителем таблицу.


 Формулировка целей и задачи урока,

Составляют план работы:

План:

1. Причины и предпосылки Гражданской войны в России;

2. Периодизация Гражданской войны;

3. Политика «военного коммунизма».

4. Окончание гражданской войны, причины победы большевиков и поражения «Белого движения».



1. Гражданская война (1918 – 1922 гг.) – противостояние между «красными» и «белыми» силами в первые послереволюционные годы в России.





Регулятивные УУД: ставят цель на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно;

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательны УУД:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и классным коллективом.

4. Решение учебной задачи (проблемной задачи)

Время: 8 мин

Цели: подвести учащихся к пониманию причина развернувшейся в России борьбы, решение проблемных задач.



















На этом этапе работа состоит из двух основных компонентов:

1.Анализ плакатов периода Гражданской войны. Цель: заполнение первого пункта таблицы.

2. Рассказ учителя о вариантах периодизации Гражданской войны в России; фронтальная устная беседа.













Работа с плакатной живописью








 Заполнение соответствующих разделов таблицы










Знать основные даты:

5(18) января 1918 г. – разгон большевиками Учредительного собрания;

Май 1918 г. – мятеж Чехословацкого корпуса.

Основные периоды Гражданской войны и военной интервенции:

май – ноябрь 1918 года;

ноябрь 1918 – весна 1919 года;

весна 1919 года – весна 1920 года;

апрель – ноябрь 1920 года.

1920 – 1922 гг. – ликвидация последних очагов гражданского противостояния, «малая Гражданская война».

Социальный состав «красных» сил: рабочие, беднейшее крестьянство.

Сторонники «белых» сил: помещики, торговцы офицерство Зажиточное крестьянство Казачество

Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль, совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, тетради, ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы в иллюстративном материале, используя свой жизненный опыт, проводить анализ учебного материала, проводить сравнения и т.д.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка



5. Изучение нового материала (8 мин.). Цель: способствовать формированию у учащихся полноты знаний по изучаемой теме

Организация работы с документальными источниками

Работа с документом

 



 



 

 




 

 

 


Работают с текстами документальных источников; заполняют соответствующий раздел в таблице «Цели участников Гражданского противостояния в России»


Систематизация и обобщение материала по вопросу «Цели противников в Гражданской войне». Проведение сравнительной линии по рассматриваемому вопросу.


Регулятивные УУД:

Контроль над проведением учебного занятия, дальнейшее усвоение учебного материала

Личностные УУД:

Стремление к выработке собственного мнения по рассматриваемому вопросу.














6. Самостоятельная работа учащихся (5 минут)

Объяснение задания для самостоятельного выполнения.

Приложение №2

Пользуясь текстом учебника (& 4 – 5) составить схематичное изображение политики «военного коммунизма». Указать не менее 4-х её элементов.

Задание: используя учебник (&4 – 5) составить кластер «Военный коммунизм»»

Составление кластера. Озвучивание результатов самостоятельной деятельности, комментирование выступлений одноклассников.

Знать фундаментальные основы проводимой советской властью политики «военного коммунизма».


Регулятивные УУД: отличать верно выполненное задание от неверного, осуществлять самоконтроль,

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте, проводить анализ учебного материала, применять поисковые навыки работы с тестом учебного материала;

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

7. Завершающий этап (5 минут)

Цель: окончание заполнение таблицы, осмысление событий 1918 – 1922 гг. в России.

Рассказ учителя.

Причины победы советской власти в ходе Гражданской войны в России.


Задание: заполнить последнюю графу таблицы

Составление таблицы.

Причины победы большевиков:
1.поддержка большей части населения;

2. попытка «белого» движения реставрировать помещичье землевладение;

3. поддержка национальных окраин;

4. массовая дисциплина в армии большевиков;

5. у белого движения не было единства, не было единого управления, не было единого центра;

6. руководство европейских стран боялось недовольства в своих странах, война против Советской России не была популярной.








Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других;

Познавательные УУД:

структурирование и анализ знаний; формирование основных выводов по изученному материалу.









5. Итоговое закрепление

Время: 4 мин.

Цель: зафиксировать изученное учебное содержание

Коллективная проверка по закреплению материала.

Возвращение к проблемному вопросу.

Проблемный вопрос: Почему события в России после прихода к власти большевиков приняли именно агрессивный, вооружённый характер?

 


Ученики высказывают свои предположения

Учитывая реалии развернувшегося в России кризиса, а также неприятие большевиков политическими силами России, вооруженное столкновение было неизбежно.


Регулятивные УУД:

Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные УУД:

Самоопределение, самоконтроль

6. Рефлексия

Цель: коррекция и закрепление знаний и умений.

Время: 3 мин

Организует осмысление и корректирует приобретённые знания. Осуществляет проверку соответствия поставленных целей и результатов достигнутых на уроке.

Фронтальный письменный опрос

Закрепление материала. Попытки учащихся ответить на следующие вопросы:

Кто виноват в развязывании гражданской войны?

Сколько выделяется этапов гражданской войны?

Поразмышляйте на тему: военный коммунизм вынужденная мера или расчет большевиков таким образом перейти к коммунизму.


Обосновывают свою точку зрения.


Регулятивные УУД.

Осознание уровня собственных достижений, качества знаний, ошибки и их причины, пути их решения. Коммуникативные УУД: Умение формулировать своё мнение.

Познавательные УУД:

- строить логические рассуждение, включающие установление причинно-следственных связей;


7. Домашнее задание

Цель: обсудить и записать домашнее задание

Время: 1 мин.

Поясняет домашнее задание


1. § 4 – 5

2. Индивидуальные сообщения на следующие темы (по выбору):

1.Иностранная интервенция в Россию: цели, задачи, итоги

2. Лидеры «красных» и «белых» сил.

3. Гражданская война в культуре и искусстве России XX в.




Записывают задания в дневник.

Систематизация и контроль знаний по теме «Гражданская война в России (1918 – 1922 гг.)»

Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из монологической речи

Коммуникативные УУД: умение слушать.











Приложения

Приложение 1

Карта: «Установление советской власти в России. Гражданская война и интервенция (1918 – 1920 гг.)»































Приложение №2

Таблица по теме: «Гражданская война в России»

Линия сравнения

«красные»

«белые»

Социальный состав



Цели



Причины победы/поражения





Приложение№3. Военно-политические плакаты периода Гражданской войны

























Приложение №4. Документы. Раздаточный материал.

  1. « Новая армия будет защищать гражданские свободы, чтобы позволить хозяевам русской земли — русским людям — выражать через выбранное Учредительное собрание свою верховную волю. Все сословия, партии и другие группы населения должны подчиняться этой воле. Армия и все те, кто создал её, должны безоговорочно подчиняться этой воле. Армия и все те, кто создал её, должны безоговорочно подчиняться законной власти, назначенной Учредительным собранием….» (Манифест о целях Добрармии от 9 января 1918 г.).

  2. «…неизменным было одно — Белое движение представляло собой альтернативный большевистскому процесс вывода (спасения) России из многостороннего имперского кризиса путём соединения мировых и отечественных традиций политического, социально экономического и культурного развития. Иными словами, вырванная из рук большевизма и демократически обновлённая Россия должна была остаться «Великой и Единой» в сообществе развитых государств мира (из книги В.Д. Зиминой «Белое дело взбунтовавшейся России: Политические режимы Гражданской войны. 1917−1920 гг.» — М.: Рос. гуманит. ун-т, 2006. — 467 с.)

  3. Мы успешно решили первую задачу революции, мы видели, как трудящиеся массы выработали в себе основное условие ее успеха: объединение усилий против эксплуататоров для их свержения. Такие этапы, как октябрь 1905 г., февраль и октябрь 1917 г., имеют всемирно-историческое значение. Мы успешно решили вторую задачу революции: пробудить и поднять те именно общественные “низы”, которые эксплуататоры столкнули вниз и которые лишь после 25 октября 1917 г. получили всю свободу свергать их и начать осматриваться и устраиваться по-своему. Митингование именно наиболее угнетенной и забитой, наименее подготовленной массы трудящихся, переход ее на сторону большевиков, проведение ею везде и повсюду своей советской организации — вот второй великий этап революции. Начинается третий. Надо закрепить то, что мы сами отвоевали, что мы сами декретировали, узаконили, обсудили, наметили, — закрепить в прочные формы повседневной трудовой дисциплины. Это — самая трудная, но и самая благодарная задача, ибо только решение ее даст нам социалистические порядки. Надо научиться соединять вместе бурный, бьющий весенним половодьем, выходящий из всех берегов, митинговый демократизм трудящихся масс с железной дисциплиной во время труда, с беспрекословным повиновением — воле одного лица, советского руководителя, во время труда….( Ленин В.И. «Очередные задачи советской власти»)



Приложение №5 Схема «Военный коммунизм».