СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории "Нашествие с Востока". 6 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала по теме "Нашествие с Востока" 6 класс

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории "Нашествие с Востока". 6 класс»



Урок в 6 классе.

Тема: «Нашествие с Востока»


Цели: познакомить обучающихся с ходом монгольского нашествия; подвести обучающихся к пониманию того, каковы причины поражения русских княжеств от войск Батыя.

Совершенствовать навыки работы с картой, продолжить формирование умений анализировать исторические документы, исследовать причины событий.

Давать оценку и выражать свое отношение к трагической и героической эпохе; объяснять поведение людей с точки зрения исторической обусловленности.


Тип урока: изучение нового материала.

Основные понятия: монголо-татары

1.Организационный момент


2. Мотивационно-целевой этап.


Инсценировка

Автор: Бату-хан пожелал увидеть пленных киевлян, захваченных на другом берегу. Русских воинов на арканах приволокли к шатру монгольского владыки. Хан с любопытством разглядывал русских.Под ударами плетей они с трудом приподнялись. Первым был воин.

Батый: Откуда ты родом? Чем промышляешь?

Воин: Из под Смоленска. По Днепру плоты гоняю.

Батый: Если ты смоленский, зачем дерешься здесь за Киев?

Воин: Как же не биться? Город поди тоже наш, русский.

Батый: Говори правду, или тебе отрубят голову, сколько войска здесь в Киеве?

Воин: Сколько людей, столько и воинов. Теперь каждый взялся за топор или рогатину.

Батый: Этот наглец упрям, но может он на что-то сгодиться. Передать его на строительство.

Автор: Следующим пленным оказалась молодая женщина.

Батый: Зачем притащили женщину? Я приказал привести тех, кто бьется с нами.

Нукер: У них все женщины дерутся рядом со своими братьями и мужьями.

Батый: Они сражаются уже три месяца. Какой народ! Чтобы у нее не было больше сыновей – мстителей нашим детям и внукам. Прикончить ее!





Учитель: Защитники и горожане сражались храбро. По словам историка Н. И. Костомарова, «не сдался ни один город, ни один князь» Но почему тогда победили монголо-татары?

Исходя из вышесказанного, определите тему урока.

Тема урока: «Нашествие с Востока» (запись в тетради)

О чем же мы сегодня узнаем?

Нам предстоит выявить какой враг пришел на Русь,

рассмотреть направления ударов монголо-татар,

ответить на главный вопрос урока: «Почему монголо- татарам удалось захватить русские княжества?»


Итак, представим характеристику русских земель в 13 веке. Для этого внимание на экран. Здесь представлены выдержки текстов древнерусской летописи:

Каким было это время для Руси?


  1. «О, светло-светлая и украсно украшенная земля русская! И многими красотами удивлена еси…Всего еси исполнена русская земля!»

  2. «Пошли дети на отцов, а отцы на детей и братья на братьев»


(Из первого отрывка мы видим, что ничего не предвещало беды, а из второго, что на Руси была феодальная раздробленность.)


Какие политические центры вы можете назвать?

Какие вы выделите последствия феодальной раздробленности?

(снижение обороноспособности)


Такой мы видим Русь в нач. 13 века.

В это время на Востоке появился новый враг.

Сообщение.

Это были кочевые монгольские племена из глубины Центральной Азии, которых смог объединить энергичный и беспощадный властелин Темучин. В 1206году на курултае (на съезде монгольской знати) он был провозглашен Чингисханом (Великим ханом). Чингисхан поставил задачу – завоевать мир. Наиболее многочисленным и воинствующим племенем в Монгольском государстве были татары, отсюда название татары распространилось на все монгольские племена. Монголо-татары захватили Северный Китай, Среднюю Азию, Иран и Кавказ.


В чем же заключается секрет военных успехов монголо-татар?


Работа с документом Ян В.Г. «Чингисхан»

Ян В.Г. «Чингисхан»

  • «О разделении войск скажем таким образом: Чингисхан приказал, чтобы во главе десяти человек был поставлен один (и он по-нашему называется десятником), а во главе десяти десятников был поставлен один, который называется сотником, а во главе десяти сотников был поставлен один, который называется тысячником, а во главе десяти тысячников был поставлен один, и это число называется у них тьма. Во главе же всего войска ставят двух вождей или трех, но так, что они имеют подчинение одному».

  • «Все воеводы обязаны делать лично смотр войску и вооружению до вступления в поход, представлять им все, с чем воин совершает поход, и осматривает все до иголки и нитки. Если у воина не оказалось какой-либо нужной вещи, начальник строго должен наказать его».

  • «Когда же войска находятся на войне, то если из десяти человек бежит один, то все они умерщвляются, и если бегут десять из ста, то все сто умерщвляются, а если бегут сто, то умерщвляется тысяча».

  • «При встрече с сильным противником монголы обычно инсценировали отступление малыми силами, которое могло продолжаться несколько дней. Создавалось впечатление, что происходит беспорядочное бегство. Противник начинал преследование, но монголы неожиданно поворачивали назад и благодаря четкому взаимодействию окружали врага».

  • «Монголы редко бранились между собой и никогда не дрались. Они охотно помогали друг другу и терпеливо переносили невзгоды: день, два не поесть для них ничего не значило; поют и играют, как будто сытно пообедали. Но зато насколько они были ласковы и обходительны друг с другом, так жестоки к другим народам, жадные, свирепые, лживые и коварные, они жили грабежом и убийством».












Причины военных успехов монголов:

- Четкая структура монгольского войска.

- Единое командование.

- Жесточайшая дисциплина.

- Коллективная ответственность за поведение в бою.

- Особые приемы боя: ложное отступление.


Вскоре такая сильная, организованная армия появилась на половецкой земле. Половецкий хан обратился за помощью к русским князьям. Битва произошла 31 мая 1223 года на берегу реки Калка. (запись в тетради)

Работа с учебником стр 104-105

Каков был итог этого сражения? Кто и почему потерпел поражение?


(Русские князья потерпели поражение, т.к. действовали разрозненно, не было общего командования, спорили, не пришли на помощь друг к другу. Татары воевали расчетливо, согласованно)


Монголо-татары не пошли вглубь русских земель, это была лишь разведка. В 1237года монголы, которых возглавил внук Чингисхана Батый, вступили в Рязанскую землю.

Сообщение о вторжении в Рязань.


Каковы причины поражения русских воинов в борьбе против Батыя?


(Первым княжеством,встретившим удар монголов, было Рязанское княжество. Батый послал к рязанцам послов с требованием выплатить дань. Ответ был таким: «Когда нас не будет всех,то все ваше будет». Рязанский князь обратился за помощью к своему соседу – владимирскому князю, но тот отказал. Тогда князь отправил за помощью дружинника Евпатия Коловрата в другие земли. Одновременно его сын Федор отправился к Батыю с дарами. Подарки хан принял, но потребовал себе жену Федора – красавицу Евпраксию. За отказ Федор был убит, его вдова, узнав о смерти мужа, с малолетним сыном бросилась с высокого терема и разбилась.

5 дней рязанцы отбивали атаки монголов. Они героически защищали свой город. На 6-ой день враги пробили тараном стены и ворвались в город, подожгли и перебили всех защитников)



Согласно преданию рязанский боярин Евпатий Коловрат собрал дружину и смело вступил в сражение с войском Батыя. Смельчаки с честью пали на поле боя. Их подвиг поразил татарских военачальников. Они говорили, что дружинники Коловрата «люди крылатые, не знающие смерти, так крепко и мужественно ездя, бились один с тысячью, а два с тьмою»

Как вы думаете, что придавало силы Евпатию Коловрату и его малой дружине в борьбе с монголами?


Работа с картой. Учебник стр 109.

Какие города северо-восточной Руси были разорены Батыем в 1237-1238гг.?


(Переяславль –Залесский, Коломна, М осква, Владимир, Суздаль, Кострома,Галич, Ярославль, Тверь,Углич)


Батый захватил все Владимиро-Суздальское княжество, после опустошения Владимира в марте 1238г, воины Батыя устремились к Новгороду, на пути к которому был небольшой город Торжок, который попросил помощи у Новгорода, но богатый Новгород не помог Торжку. После двухнедельной обороны город обессиленный город пал. Не дойдя сто верст до Новгорода, Батый повернул «морды коней на юг». Почему? (вопрос к д/з)


25 марта 1238 года передовой отряд подошел к маленькому городку Козельску.

Почему монголо- татары назвали Козельск «злым городом»?

Сообщение «Сражение под Козельском»


Город Козельск располагался на высоком и крутом холме, склоны которого защитники облили водой, и они превратились на морозе в лед.Город отчаянно оборонялся 49 дней, наконец монголы проломили крепостную стену. Началась рукопашная схватка, было перебито 4 тыс татар,монголы смогли взять Козельск только после того, как к ним пришло подкрепление. Татары после очередного неудачного штурма, имитировали паническое бегство, козельцы сделали вылазку из города и были окружены. Батый подверг Козельск разорению.


В 1239 году Батый идет в поход на южно-русские земли. 5 сентября 1240 года войска Батыя окружили Киев.


Работа с историческим документом:


ЗАДАНИЕ: прочтите отрывок из Ипатьевской летописи о разгроме Киева и сравните с событием, описанном в Суздальской летописи.



Отрывок из Ипатьевской летописи.


В лето 1240г.пришел Батый к Киеву с великой силой и окружил город, и обнес его частоколом, и был город в великом стеснении. И нельзя было слышать друг друга в городе от скрипа телег, рева верблюдов, от звука труб…от ржания стад конских и от крика и вопля бесчисленного множества людей.


Поставил Батый стенобитные орудия подле городских ворот. Орудия били беспрестанно день и ночь и пробили стены. А горожане устремились навстречу им. И можно было видеть, как ломались копья и разбивались щиты в щепки, не видно было неба за стрелами, всюду лежали мертвые, и текла кровь, как вода. И наступила ночь. Горожане построили новую стену около церкви Святой Богородицы. Наутро же пришли татары и была злая сеча. И стали изнемогать люди. И вбежали они на церковные своды со своими пожитками, и церковные стены от тяжести рухнули. И взят был город татарами в шестой день декабря.


Отрывок из Суздальской летописи.


Той же зимой подошли татары к Владимиру. Владимирцы затворились в городе….а татары подъехали к Золотым воротам. Владимирцы пустили по стреле по татарам, и татары тоже пустили по стреле по Золотым воротам.

А потом татары разбили стан у города и начали устанавливать камнеметные орудия. В воскресенье, 7 февраля, приступили к городу…И взяли город до обеда. Епископ Митрофан, женщины, дети, бояре и юные люди затворились в церкви Святой Богородицы, и их без милости запалили огнем.




Что общего было в действиях монголо-татар при захвате Киева и Владимира?


Через юг Руси татары отправились на Запад, и разгромив Венгрию, Польшу,Чехию, в 1242 году вернулись на Нижнюю Волгу.

А. С. Пушкин писал о том, что «варвары не посмели оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились в свои степи. Европа была спасена растерзанной и издыхающей Россией».


Вернемся к главному вопросу урока:

По словам историка Н. И. Костомарова, «не сдался ни один город, ни один князь» Но почему тогда победили монголо-татары?


  • Вражда между князьями

  • Отсутствие единой армии

  • Численное превосходство монголо-татар

  • Железная дисциплин в татарском войске, разведка,военно-тактическое превосходство (использование осадных орудий)

Единственным положительным в тот период было: подвиги, любовь к Родине), что сохранило свое значение и поныне.


Контроль и коррекция знаний: (взаимопроверка в парах)


  1. Первая встреча русских дружин с монголо-татарами произошла на:

А) реке Калке

Б) реке Волге

В) реке Сити


  1. Первый удар монголы нанесли по Рязанскому княжеству. Это произошло:

А) 1237г.

Б) 1236г.

В) 1235г.


  1. Какой город не был взят во время нашествия монголо-татар на Русь?

А) Москва

Б) Владимир

В) Новгород Великий


  1. Какой русский город Батый назвал «злым»?

А) Козельск

Б) Рязань

В) Торжок


  1. Что послужило причиной поражения русских войск в борьбе с монголо-татарами?

А) плохие погодные условия

Б) военная помощь, которую половцы оказали монголам

В) феодальная раздробленность на Руси.



Ответы: 1-А, 2-А,3-В,4-А,5-В



Рефлексия:


Оцените по десятибалльной шкале:

  1. Как я понял понял материал?

  2. Как я работал на уроке?

  3. Как класс работал на уроке?



Д/З к параграфу 12:

описать любое событие этого периода от первого лица,

ответить на вопрос: Почему Батый не захватил Новгород?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!