СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории по теме "Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит технологическую карту урока в соответствии с ФГОС, а также презентацию

Просмотр содержимого документа
«Тема урока»


Тема урока



«Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного моря»

Цели урока



Образовательная: Дать представление о причинах и последствиях греческой колонизации. Объяснять значение понятий: полис, демократия, колонизация, метрополия.

Деятельностная: Формировать умения использовать текст исторического источника при ответе на вопросы по изучаемой теме; развивать навыки чтения исторической карты и работы с контурной картой. Выяснять причины и значение великой греческой колонизации. Формирование способности учащихся к новому способу действия. Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов

Задачи урока



создавать условия для определения причин колонизации, развития умений характеризовать основные направления колонизации, выделять факторы, определившие деятельность греков в каждом направлении, определять характер взаимоотношений эллинов с местными жителями, взаимное влияние этих контактов; раскрывать последствия Великой греческой колонизации; содействовать формированию навыков работы с картой, учебником.

Планируемые образовательные результаты



Предметные


Метапредметные

Личностные

- Использовать историческую карту как источник информации о греческой колонизации. Раскрывать характерные существенные черты форм государственного древних обществ с использованием понятий: полис, метрополия, колония.

- Давать характеристику общественного строя древних государств.


- Использовать историческую карту как источник информации о греческой колонизации. Раскрывать характерные существенные черты форм государственного древних обществ с использованием понятий: полис, метрополия, колония.

- Давать характеристику общественного строя древних государств


Устойчивый познавательный интерес, мотив.

Получит возможность для формирования выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Осмыслить важность изучения истории, выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.

Основные понятия

Великая греческая цивилизация, полис, метрополия.

Форма проведения урока

Урок - исследования






Этап урока

(название, время, цели)

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты


Предметные

УУД

I. Мотивационно-целевой

Цели:

Ввод в затруднение через сложное для ученика учебное действие














Решим историческую задачу.

Археологи находят тысячи древнегреческих предметов и архитектурных сооружений на берегах Средиземного и Черного морей. В Южной Италии открыты целые поселения и города. На территории современных городов России и Украины (Севастополь, Херсонес, Керчь и др.) сохранились развалины древних греческих городов, монеты, предметы быта.

- обсудите эту задачу в парах

Вводит учащихся в затруднение с помощью подводящего диалога. Предлагает учебно-практическую задачу.

Мы с вами знаем, что в VIII веке до н.э. в Греции возникали города-государства – полисы, которые успешно развивались.

Сравним два мнения:

1) «Греки так гордились своей родиной и презирали варваров, что, наверное, никуда не уезжали из своих полисов»;

2) «Сократ шутливо говорил, что греки расселились вокруг моря, как лягушки вокруг болота».

- ребята, сформулируйте тему нашего урока

Тема нашего урока: греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

Слушают учителя, задумываются над высказыванием Сократа. Рассматривают карту «Образование Греческой колонии в VIIIVI в. До н.э.».

Решает поставленную задачу.

Включиться в учебную деятельность. Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать её данные. Характеризовать важные факты истории Древней Греции, классифицировать и группировать их по предложенным признакам.

Регулятивные: принимают учебную задачу, составляют план последовательности действий.

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, обмениваться знаниями с одноклассникам, вступать в диалог.

Познавательные: осуществлять поиск информации, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Личностные: обрести мотивацию к изучению нового материала, формировать навыки анализа, осознание роли зарождения античного мира.

II. Процессуальный:

Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)


Решение учебной задачи (проблемной задачи)














Ставит проблемный вопрос:

В те времена, когда в Греции возникали города-государства, тысячи людей уезжали за море, чтобы навсегда поселиться в чужих краях.

- Как вы думаете, почему?

- Вспомните, что такое колония?

- Какой народ древнего Востока основывал колонии и с какой целью?


Работа с презентацией и учебником (п.1)


Работа по п. 2 и выполнение задания №25 стр.19 рабочей тетради


Работа по п.3

– Что привлекало скифского царя Скила в образе жизни греков?
- Как складывались отношения греков с соседними народами, проживающими рядом с их полисами?



В Греции было мало почв, пригодных для земледелия, не хватало продуктов питания, велась борьба между демосом и знатью - все это заставило греков осваивать новые земли – колонии.


  1. Анализируют текст учебника

  2. Реализовывают план решения проблемы: обсуждают, анализируют, делают выводы. Фиксируют результат, оценивают новые способы познания.








Греки были верны своим обычаям и традициям, хотя с удовольствием перенимали все полезное у местного населения. Старались с ними не враждовать

Применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения колонизации греков. Характеризовать важные факты истории древней Греции. Классифицировать и группировать их по предложенным признакам.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, выбирать средства для достижения цели из предложенного.

Познавательные: давать определения понятиям, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Личностные: выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.

III. Рефлексивно-оценочный этап (итог урока)






















- Итак, почему греческую колонизацию, в отличии от финикийской, называют великой?

- Что дала грекам колонизация?


Отвечают на вопросы.

Анализируют и самостоятельно оценивать свою деятельность.

Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений.

Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Личностные: уважение к истории народов древнего мира и осознание роли зарождения Античного мира.



Просмотр содержимого презентации
«колонизация»

ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ Греки так гордились своей родиной и презирали варваров, что, наверное, никуда не уезжали из своих полисов. «Греки расселись вокруг Средиземноморья, как лягушки вокруг болота», — так говорил о своих земляках «отец комедии» Аристофан.

ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ

  • Греки так гордились своей родиной и презирали варваров, что, наверное, никуда не уезжали из своих полисов.

«Греки расселись вокруг Средиземноморья, как лягушки вокруг болота», — так говорил о своих земляках «отец комедии» Аристофан.

  • Сравни мнение Антошки и факт, приведённый учёным. Какое наблюдается противоречие?
  • Какой возникает вопрос?
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей Адрес рисунка http://www.museum.ru/museum/ships/pic/sh07.jpg

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

Адрес рисунка http://www.museum.ru/museum/ships/pic/sh07.jpg

ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ Необходимый уровень. Запиши своими словами определение первого понятия. Повышенный уровень. Запиши своими словами определения всех понятий в таблице. ПОНЯТИЯ Полис ОПРЕДЕЛЕНИЯ Демос Фреска Аристократия Город – государство Для выполнения задания необходимо воспользоваться встроенными средствами Microsoft PPT в режиме просмотра (инструмент «ПЕРО») Простой народ Роспись стен по сырой штукатурке Потомки первых поселенцев

ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ

Необходимый уровень. Запиши своими словами определение первого понятия.

Повышенный уровень. Запиши своими словами определения всех понятий в таблице.

ПОНЯТИЯ

Полис

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Демос

Фреска

Аристократия

Город – государство

Для выполнения задания необходимо воспользоваться встроенными средствами Microsoft PPT в режиме просмотра (инструмент «ПЕРО»)

Простой народ

Роспись стен по сырой штукатурке

Потомки первых поселенцев

ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ Вспомните, чем отличались природные условия и занятия населения Греции и Древнего Востока. Отличия Древний Природные условия Восток Занятия Древняя Греция Орошаемое земледелие Жаркий климат, наличие рек, разливы рек Для выполнения задания необходимо воспользоваться встроенными средствами Microsoft PPT в режиме просмотра (инструмент «ПЕРО») Ремесло, морская торговля Климат умеренный, нет крупных рек, большая роль моря

ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ

Вспомните, чем отличались природные условия и занятия населения Греции и Древнего Востока.

Отличия

Древний

Природные условия

Восток

Занятия

Древняя

Греция

Орошаемое земледелие

Жаркий климат, наличие рек, разливы рек

Для выполнения задания необходимо воспользоваться встроенными средствами Microsoft PPT в режиме просмотра (инструмент «ПЕРО»)

Ремесло, морская торговля

Климат умеренный, нет крупных рек, большая роль моря

В ПОИСКАХ ЛУЧШЕЙ ЖИЗНИ  Выдели причины, по которым греки покидали родину. Торговец «Я – торговец. Мне говорили, что за морем можно выгодно обменять вино и оливковое масло на пшеницу…» Аристократ  Ремесленник   «Я – ремесленник. Говорят, что их  «Я происхожу из знатного рода. Однажды верный слуга сообщил мне, что в городе восстал демос и…» можно выгодно обменять за морем…» Земледелец  «Я – бедный крестьянин, земля моя скупа и неплодородна…»

В ПОИСКАХ ЛУЧШЕЙ ЖИЗНИ

Выдели причины, по которым греки покидали родину.

Торговец

«Я – торговец. Мне говорили, что за морем можно выгодно обменять вино и оливковое масло на пшеницу…»

Аристократ

Ремесленник

«Я – ремесленник. Говорят, что их

«Я происхожу из знатного рода. Однажды верный слуга сообщил мне, что в городе восстал демос и…»

можно выгодно обменять за морем…»

Земледелец

«Я – бедный крестьянин, земля моя скупа и неплодородна…»

Причины колонизации

Причины колонизации

  • Рост населения и недостаток земли
  • Борьба за власть
  • Торговые связи с другими странами
В ПОИСКАХ ЛУЧШЕЙ ЖИЗНИ  Выдели три направления греческой колонизации относительно родины греков. На чьих берегах и какие колонии основали греки? Для выполнения задания необходимо воспользоваться встроенными средствами Microsoft PPT в режиме просмотра (инструмент «ПЕРО») Карта http://savepic.net/1689941.jpg сайт «Венедия» http://venedia.ru/news/news/item/385-kollektsiya-istoricheskih-kart-blizhniy-vostok-i-sredizemnomore-ot-pod%5C'ema-assiriyskoy-imperii-do-zavoevaniy-aleksandra-velikogo-x-iv-veka-do-ne.html 8

В ПОИСКАХ ЛУЧШЕЙ ЖИЗНИ

Выдели три направления греческой колонизации относительно родины греков. На чьих берегах и какие колонии основали греки?

Для выполнения задания необходимо воспользоваться встроенными средствами Microsoft PPT в режиме просмотра (инструмент «ПЕРО»)

Карта http://savepic.net/1689941.jpg сайт «Венедия» http://venedia.ru/news/news/item/385-kollektsiya-istoricheskih-kart-blizhniy-vostok-i-sredizemnomore-ot-pod%5C'ema-assiriyskoy-imperii-do-zavoevaniy-aleksandra-velikogo-x-iv-veka-do-ne.html

8

Работа по п. 2

Работа по п. 2

  • Купцы из городов Греции везли в колонии:
  • _______________________________
  • _______________________________
  • _______________________________
  • Купцы покупали в колониях для перепродажи в городах Греции:
  • _______________________________
  • _______________________________
  • _______________________________
Новые понятия

Новые понятия

  • Колония – город – поселение
  • Метрополия – полис, основавший колонию
  • Варвары – люди, говорившие не на греческом языке
Эгейское море ГРЕКИ И СКИФЫ  Скифский лучник. Изображение на древнегреческой вазе скифы Ольвия Черное море Милет Афины Спарта Золотые вещи из скифских курганов

Эгейское море

ГРЕКИ И СКИФЫ

Скифский лучник. Изображение на древнегреческой вазе

скифы

Ольвия

Черное море

Милет

Афины

Спарта

Золотые вещи из скифских курганов