СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории по теме "Древнейший Рим"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по истории 5 класс "Древнейший Рим"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории по теме "Древнейший Рим"»

Разработка урока по истории

Класс: 5

Дата: 3 мая 2017г

Предмет: История Древнего мира

Тема урока : «Древнейший Рим»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Вид урока: путешествие

Цели урока: дать представление о местоположении и природных условиях Древнего Рима, населении и его основных занятиях; познакомить с историей возникновения Древнего Рима и системой управления на ранних стадиях его развития; тренировать умение работать с картой и находить нужную информацию; воспитывать интерес к предмету

Задачи:

Предметные – познакомиться с новыми понятиями; добывать и оценивать информацию

Метапредметные – умение осознанного чтения; использовать речевые средства для выражения своих мыслей

Личностные – развивать умение давать оценку историческим событиям

Планируемые результаты:

Предметные- работать с исторической картой, анализировать и обобщать данные, рассказывающие о важнейших событиях ранней истории Рима; познакомиться с новыми понятиями;

Метапредметные - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; ; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; давать определения понятий; сравнивать, квалифицировать и обобщать факты

Личностные – обрести мотивацию к изучению нового материала; высказывать свое мнение; работать в группе; анализировать и дать оценку своей деятельности и деятельности коллектива; осознавать важность изучения истории

Оборудование: карта «Древний Рим»

Учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая

Основные понятия: Италия, римляне, земледелие, садоводство, ремесло, Ромул, 753 год до н.э

Ход урока

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Рада вас приветствовать на нашем уроке. Давайте посмотрим все ли готовы к уроку, улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем урок.

2.Мотивационно-целевой этап

Сегодня на уроке мы с вами начнем изучать еще одну древнюю цивилизацию. Вы знаете, что есть такая страна – Италия . в наши дни главный город этой страны – Рим (показать на карте)

Но в древности он был городом, в котором процветало рабовладение. Государство, как и его главный город называлось Римом. Сегодня мы с вами будем путешествовать. Знания, полученные на этом занятии будут необходимы вам при изучении новых тем по истории во всех последующих классах, и на уроках литературы, ИЗО, обществознания

Давайте определим тему нашего занятия. (дети определяют тему: «Древнейший Рим»)

А теперь определим цели нашего урока ( примерные ответы детей:: знать местоположение Древнейшего Рима, какой климат, какими морями омывается, занятия населения, когда возникло государство и т.д)

Молодцы, ребята!

Работать мы будем по плану урока:

1.Местоположение и природные условия Древнейшего Рима. Занятия населения

2.Легенда об основании Рима

3.Город на семи холмах и его обитатели

4.Управление в Древнейшем Риме

В конце урока вы мне ответите на проблемный вопрос: Почему плебеи начали борьбу с патрициями?

3.Работа по плану урока.

Рассказ учителя: Обратите внимание на карту. г. Рим возник на берегу р. Тибр в Италии. Эта страна расположена на Апеннинском п-ве. Здесь теплый климат, много пастбищ и земель, пригодных для хлебопашества, садоводства, выращивания винограда. Дождей больше, чем в Греции. Вдоль всего п-ва тянутся невысокие горы.

Сейчас я предлагаю вам разделиться на две группы. Представьте себя в роли исследователей, которые получили задание определить местоположение, природные условия и занятия населения. Первая группа по обозначенным критериям будет исследовать Древний Рим, а вторая- Древнюю Грецию. Затем мы сравним полученные характеристики. Работая с заданием, пользуйтесь картой Древней Греции на стр 115 учебника, и на стр 213 учебника картой Древнейшего Рима. (По ходу выполнения задания составляется сравнительная таблица)

Давайте посмотрим, какие характеристики у вас получились

Линия сравнения

Рим

Греция

Местоположение

Апеннинский п-ов

Балканский п-ов

Рельеф

Долины, равнины, пригодные для жизни, холмы

Рельеф горный, равнин мало

Горы

Альпы

Олимп

Климат

Теплый, благоприятный для жизни

Очень жаркий

Моря

Омывается Адриатическим, Тиренским и Ионическим морями

Эгейским и Ионическим морями

Реки

Полноводный Тибр

Мелкие реки, пересыхающие в жаркие дни

Занятия населения

Виноградорство, садоводство, земледелие(пшеница, рожь), скотоводство

Виноградорство, выращивание оливок, скотоводство, ремесло



Мы узнали и сравнили с вами Рим и Грецию. Идем дальше. Рассмотрите изображение волчицы на стр 214 учебника. Именно с ней связана красивая легенда об основании г.Рима.

Прочитайте текст п.1 параграфа 44 и выпишите новые термины и понятия.(Использование приема «Комментированное чтение»)

-кто такие Нумитор, Амулий, Рея Сильвия,Ромул, Рем?

-Что известно о них из легенды об основании Рима?

-Как называют жриц богини Весты?

-Какие у них были обязанности?

-Что им строжайше запрещалось?

-Как к ним относились римляне?

Легенда о Ромуле и реме очень красивая, но мы как исследователи можем усомниться в этой легенде. Прочитайте п.2 парагр.44 и определите, что в легенде соответствует исторической правде, а что является выдумкой.(работают самостоятельно, называют факты)

Итак: мы выяснили, что правдой являются следующие факты:

-город возник не сразу

-Рим основан в 753 году до н.э

-римляне жили в круглых хижинах, стены которых были обмазаны глиной

-римляне занимались земледелием, скотоводством и ремеслом

-воевали с другими латинскими городами.

В итоге в VI в до н.э Рим превратился в многолюдный город, расположенный на семи холмах.

Физминутка

А теперь узнаем какое было управление в Древнейшем Риме. Римский народ делился на патрициев и плебеев. Запишем в тетрадь кто эти люди. Патриции-древнейшие жители Рима; плебеи-переселенцы из других областей Италии.

Патриции жили большими семьями, в которых власть отцов была очень велика. За непослушание отец мог наказать даже взрослых сыновей и продать их в рабство. В управлении Др.Римом принимали участие только патриции. Старейшины родов заседали в совете, который называется Сенат. Высшая власть принадлежит Народному собранию. Оно объявляло войну, заключало мир и выбирало царя, который правил пожизненно. Плебеи на все это не имели право. Стремление плебеев обрести гражданские права, получить доступ к власти привело к многовековой борьбе с патрициями.

Схема на доске: (дети записывают схему в тетрадь)

Население Рима

Патриции - Плебеи

-Управляли Римом Не имели право

-Сенат-совет в котором участвовать в

заседали старейшины родов управлении Римом

-Народное собрание-

высший орган власти



объявляло войну, заключало мир

выбирало царя

Рефлексия:

Вспомним ключевые моменты урока:

-Сразу ли возник Рим? (нет)

-В каком году был основан Рим (753 г до н.э)

-На чем он располагался? (на семи холмах)

-В чем жили римляне? (в хижинах)

-Чем они занимались? (скотов-во, земледелие, садов-во, ремесло)

Как звучал в начале урока проблемный вопрос? Вспомните.

Ответьте на него: Почему плебеи вели борьбу с патрициями? (ответы детей: стремление обрести гражданские права и участвовать в управлении .

Давайте оценим свою работу с помощью смайликов.

-Поднимите улыбающийся смайлик те, кому все понятно было на уроке.

-Кому не было интересно и непонятно наше путешествие поднимите грустный смайлик

-Что вам больше всего понравилось, а что не понравилось на нашем занятии?

Домашнее задание: параграф 44 стр.214-218. Знать значения новых слов.

Для сильных учеников: выполнить задание в рубрике «Подумайте», для слабых- ответить на вопросы после параграфа.

Выставление оценок. Спасибо за урок.

Литература

  1. А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. Учебник Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. М., 2015г

  2. Е.Н.Сорокина. Поурочные разработки по всеобщей истории. История Древнего мира. 5 класс. М., 2016