Разработка урока по истории России XX – начало XXI века
( по учебнику Н.В.Загладин, С.Т.Минаков, С.И.Козленко, Ю.А.Петров) 9 класс
Тема: Новая экономическая политика: цели и принципы.
Цели:
- дать представление о выборе пути развития СССР в 1920-е годы;
- рассказать о противоречии НЭПа;
- сравнить задачи и мероприятия политики «военного коммунизма» и НЭПа
- объяснить сущность и значение НЭПа
Понятия и термины: продналог, продразвёрстка, ГОЭЛРО, автономия.
Формируемые УУД:
Метапредметные: организовать и регулировать учебную деятельность; организовать и обобщать факты, составлять таблицу; формулировать и обосновывать выводы, использовать источники информации; решать творческие задачи; предоставлять результаты своей деятельности; осваивать основы межкультурного взаимодействия.
Личностные: осознавать свою личность как гражданина страны; осваивать гуманистические традиции своей позиции и ценностей общества; осмысливать социально-нравственный опыт предыдущих поколений
Оборудование: исторические документы, хрестоматия, энциклопедия России, плакаты данного периода, таблица «Военный коммунизм и НЭП»
Тип урока: анализ.
План урока:
Положение России в 1920 – 1921 гг.
План ГОЭЛРО, переход к навой экономической политике.
Политическое и социально – экономическое положение страны в годы НЭПа.
Успехи и трудности НЭПа.
Повседневная жизнь в годы НЭПа.
Введение в новый материал.
Итак, новой власти предстояло перейти от военно-мобилизационной экономики к восстановлению народного хозяйства, и построению социализма в стране. Исследуем и проанализируем, каким образом советская власть решала эти задачи.
После гражданской войны экономика страны была полностью разрушена. Производство промышленности упало на 14 % от довоенного, заводы и фабрики простаивали. Население городов голодало и уходило в деревню. Деревня находилась таз же в упадке неурожаи, налоги, засухи и производство сельхоз продукции упало на 1/3 по сравнению с довоенным периодом. Получаемая помощь из за границы от благотворительных организаций была не достаточной. Особенно пострадало Поволжье. Другая проблема это бездомные дети - почти 7 млн. детей.
Для решения этих проблем нужна было срочно перестроить экономику на более высокий уровень производства для этого нужны были передовая техника работающая на основе электроэнергии. В 1920 г. была создана Государственная комиссия по электрификации России. В результате появился план ГОЭРЛО - план строительства сети тепловых и гидроэлектростанций, необходимо построить 20 ТЭС и 10 ГЭС за период 10 – 15 лет. Ленин заявил, что «коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны». Одновременно большевики осуществляют новую экономическую политику. Таким образом лидеры партии ищут пути выхода из кризиса
Задание: изучите схему и определите самый эффективный способ выхода из кризиса.
Пути выхода из кризиса 1920 –х гг. |
↓ ↓ ↓ |
Продолжение политики «военного коммунизма», т.е. террор, насилие, репрессии | Полное удовлетворение требований части населения, несогласного с политикой большевиков | Тактический манёвр, при котором, с одной стороны, сохраняются командные высоты, а с другой - даётся временная уступка оппозиции |
↓ | ↓ |
последствия | последствия |
Еще большая вооружённая борьба со стороны населения | Потеря большевиками командных высот в экономике, политике, идеологии |
(Проверка выполнения задания).
Ленин выбирает третий вариант. Осуществление данной политики началось с марта 1921 г. Что же представляет собой эта политика?
Экономическая сущность – экономическая смычка между промышленностью и мелкотоварным крестьянством посредством торговли, через товарообмен.
Политическая сущность – союз рабочего класса и трудовым крестьянством.
Задание: изучите и прокомментируйте сравнительную таблицу
«Основные мероприятия в период НЭПа»
Вопрос для сравнения | «Военный коммунизм» | Новая экономическая политика |
Мероприятия в области сельского хозяйства | Продовольственная продразвёрстка. Безвозмездное изъятие у крестьян большей чести продовольственной продукции | Замена продовольственной развёрстки продовольственным налогом. Значительное сокращение продналога по сравнению с масштабами продразвёрстки. Разрешение крестьянам самостоятельно реализовать излишки своей продукции. Замена продовольственного налога денежным |
Мероприятия в области промышленности | Национализация всей промышленности и банков | Частичная денационализация с передачей в частную собственность мелкой и средней промышленности. Развитие кооперации. Привлечение иностранного капитала посредством концессий |
Товарно-денежные отношения | Отмена денежного обращения. Нормированное снижение (карточная система). Запрет частной торговли | Восстановление банковской системы и роли денег (финансовая реформа). Ликвидация карточной системы. Конкуренция государственной, частной и кооперативной торговли. Введение свободной торговли. Восстановление рыночных отношений. Сосуществование государственной. кооперативной и частной торговли |
Торговые отношения | Всеобщая трудовая повинность | Отмена трудовой всеобщей повинности. Разрешение найма на рабочей силы Возникновение безработицы |
Управление народным хозяйством | Строгая централизация управления 9главкизм) | Преобразование главков в тресты, синдиката, действующие на принципах хозрасчета |
Коммунальные услуги | Бесплатные жильё, коммунальные услуги, транспорт | Введение платы за жильё, коммунальные услуги, транспорт, обучение в вузах и т.д. |
(Проверка выполнения задания.)
Таким образом, в итоге проводимой политики предполагалось достичь следующих результатов:
Укрепление союза рабочего класса и крестьянства на экономической основе.
Кооперирование.
Внедрение хозрасчёта и личной заинтересованности.
Использование товарно-денежных отношений.
Ослабление бюрократического аппарата.
Вопросы 3-5 плана (Политическое и социально – экономическое положение страны в годы НЭПа (1921-1925). 4. Успехи и трудности НЭПа. 5. Повседневная жизнь в годы НЭПа.)
Предположим, что вы в качестве иностранных журналистов оказались в Советском Союзе в 1920–е гг. Дайте объективную оценку политического, экономического и психологического состояния советского общества. (Класс делится на три группы).
Задание для первой группы: работая с текстом §14, охарактеризуйте политическое и социально-экономическое положение страны в первые годы нэпа (1921- 1925 гг.).
Вопросы, на которые необходимо ответить:
- приведите примеры неспокойной обстановки в стране, которая сложилась в стране после окончания Гражданской войны.
-Дайте оценку резолюции «О единстве партии» принятой на 10 съезде РКП(б).
- Какие изменения произошли в правовой сфере?
- Какие изменения произошли в политической системе?
- Дайте характеристику личности И.В. Сталина.
- Какую позицию заняла партия власти по отношению к тем, кто был в оппозиции к большевикам.
- Почему большевики взяли под особый надзор интеллигенцию?
- Чем вы можете объяснить подобную тактику?
- Прокомментируйте атеистическую и богоборческую политику советской власти, приведите примеры.
- Чем вы можете объяснить активизацию в 1920-е гг. борьбы с «внутренними врагами»?
- Охарактеризуйте экономические достижения при нэпе.
Задание для второй группы: работая с текстом §14, заполните таблицу
«Успехи и трудности новой экономической политики»
Результаты работы второй группы:
Успехи НЭПа | Трудности НЭПа |
1.Восстановление численности рабочих на государственных предприятиях. 2. Повышение производительности труда. 3. Рост заинтересованности работников в результатах своего труда. 4. Появление социального законодательства, которого не знала дореволюционная Россия: двухнедельный оплачиваемый отпуск для рабочих и служащих; оплата больничных листов; профсоюзные дома отдыха и санатории. | 1.Большинство граждан продолжали жить в крайне стеснённых условиях. 2.Значительная часть промышленного оборудования нуждалась в обновлении, но этому мешала низкая доходность бюджета. 3. Развитие частного капитала внутри страны ограничивалось государством. 4. Сохранялись переизбыток рабочих рук в деревне и растущая безработица в городе. 5. Низкая товарность сельского хозяйства вела к: 6.Страну сотрясали кризисы: 1923 г., 1924 – 1925 гг. |
Задание для третьей группы: Работая с текстом § 14, охарактеризуйте повседневную жизнь в годы нэпа.
Вопросы, на которые необходимо ответить
- Почему миллионы людей впоследствии вспоминали годы нэпа как лучшие?
- Приведите примеры положительных перемен в жизни горожан при нэпе.
- Чем можно объяснить сохранившуюся проблему здоровья населения?
- Что предприняла новая власть для улучшения условий для отдыха и лечения?
- Докажите, что антирелигиозная пропаганда давала положительные результаты.
- Опишите жизнь советских людей того периода.
- Почему крайне высокой оставалась преступность?
- Какие новые черты быта, психологии масс появились при советской власти во времена нэпа?
(Проверка выполнения заданий.)
Подведение итогов урока
К нэпу как новой политике в своё время и в наши дни не существовало единого подхода. Так, учёный Ю.С. Борисов утверждал: «1920-е годы, особенно первая половина, привели к возникновению первых ростков нового политического мышления, хотя сам термин родился в наше время. Но именно 1920-е годы на практике дали сочетание новой экономической политики, демократизации, плюрализма с успехами мирного сосуществования. Был открытый путь к ненасильственному миру с строительству социализма в СССР без социальных катастроф, на основе «гражданского мира».
Другой учёный историк С.В. Кулешов писал «Ленинский вариант нэпа можно сравнить в какой-то мере с переводом тюрьмы на хозрасчёт, когда получаемые средства используются опять-таки на укрепление этой тюрьмы».
- Выскажите своё мнение, аргументируйте его (высказывание учащихся).
Подведение итогов работы на уроке учителем.
Рефлексия.
Домашнее задание:
§14, страница 100, вопросы № 2,3 (письменно).
Литература:
Учебник «История России XX – начало XXI века
Н.В.Загладин, С.Т.Минаков, С.И.Козленко, Ю.А.Петров). Москва, «Русское слово», 2014 г.
Е.Н.Сорокина «Поурочные разработки по истории России XX – начало XXI века», Москва, «Вако», 2013 г. (В помощь школьному учителю).