СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории России XX – начало XXI века.Тема урока: "Новая экономическая политика: цели и принципы"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по истории России XX- начало XXI века. 

- представление о выборе пути развития СССР в 1920 гг.

- противоречия НЭПа

- сущность и значение НЭПа

- задачи и мероприятия политики "военного коммунизма и НЭПа

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории России XX – начало XXI века.Тема урока: "Новая экономическая политика: цели и принципы"»

Разработка урока по истории России XX – начало XXI века

( по учебнику Н.В.Загладин, С.Т.Минаков, С.И.Козленко, Ю.А.Петров) 9 класс

Тема: Новая экономическая политика: цели и принципы.

Цели:

- дать представление о выборе пути развития СССР в 1920-е годы;

- рассказать о противоречии НЭПа;

- сравнить задачи и мероприятия политики «военного коммунизма» и НЭПа

- объяснить сущность и значение НЭПа

Понятия и термины: продналог, продразвёрстка, ГОЭЛРО, автономия.

Формируемые УУД:

Метапредметные: организовать и регулировать учебную деятельность; организовать и обобщать факты, составлять таблицу; формулировать и обосновывать выводы, использовать источники информации; решать творческие задачи; предоставлять результаты своей деятельности; осваивать основы межкультурного взаимодействия.

Личностные: осознавать свою личность как гражданина страны; осваивать гуманистические традиции своей позиции и ценностей общества; осмысливать социально-нравственный опыт предыдущих поколений

Оборудование: исторические документы, хрестоматия, энциклопедия России, плакаты данного периода, таблица «Военный коммунизм и НЭП»

Тип урока: анализ.

План урока:

  1. Положение России в 1920 – 1921 гг.

  2. План ГОЭЛРО, переход к навой экономической политике.

  3. Политическое и социально – экономическое положение страны в годы НЭПа.

  4. Успехи и трудности НЭПа.

  5. Повседневная жизнь в годы НЭПа.

Введение в новый материал.

Итак, новой власти предстояло перейти от военно-мобилизационной экономики к восстановлению народного хозяйства, и построению социализма в стране. Исследуем и проанализируем, каким образом советская власть решала эти задачи.

После гражданской войны экономика страны была полностью разрушена. Производство промышленности упало на 14 % от довоенного, заводы и фабрики простаивали. Население городов голодало и уходило в деревню. Деревня находилась таз же в упадке неурожаи, налоги, засухи и производство сельхоз продукции упало на 1/3 по сравнению с довоенным периодом. Получаемая помощь из за границы от благотворительных организаций была не достаточной. Особенно пострадало Поволжье. Другая проблема это бездомные дети - почти 7 млн. детей.

Для решения этих проблем нужна было срочно перестроить экономику на более высокий уровень производства для этого нужны были передовая техника работающая на основе электроэнергии. В 1920 г. была создана Государственная комиссия по электрификации России. В результате появился план ГОЭРЛО - план строительства сети тепловых и гидроэлектростанций, необходимо построить 20 ТЭС и 10 ГЭС за период 10 – 15 лет. Ленин заявил, что «коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны». Одновременно большевики осуществляют новую экономическую политику. Таким образом лидеры партии ищут пути выхода из кризиса

Задание: изучите схему и определите самый эффективный способ выхода из кризиса.

Пути выхода из кризиса 1920 –х гг.

↓ ↓ ↓

Продолжение политики «военного коммунизма», т.е. террор, насилие, репрессии

Полное удовлетворение требований части населения, несогласного с политикой большевиков

Тактический манёвр, при котором, с одной стороны, сохраняются командные высоты, а с другой - даётся временная уступка оппозиции

последствия

последствия

Еще большая вооружённая борьба со стороны населения

Потеря большевиками командных высот в экономике, политике, идеологии


(Проверка выполнения задания).

Ленин выбирает третий вариант. Осуществление данной политики началось с марта 1921 г. Что же представляет собой эта политика?

Экономическая сущность – экономическая смычка между промышленностью и мелкотоварным крестьянством посредством торговли, через товарообмен.

Политическая сущность – союз рабочего класса и трудовым крестьянством.

Задание: изучите и прокомментируйте сравнительную таблицу


«Основные мероприятия в период НЭПа»


Вопрос для сравнения

«Военный коммунизм»

Новая экономическая политика

Мероприятия в области сельского хозяйства

Продовольственная продразвёрстка. Безвозмездное изъятие у крестьян большей чести продовольственной продукции

Замена продовольственной развёрстки продовольственным налогом. Значительное сокращение продналога по сравнению с масштабами продразвёрстки. Разрешение крестьянам самостоятельно реализовать излишки своей продукции.

Замена продовольственного налога денежным

Мероприятия в области промышленности

Национализация всей промышленности и банков

Частичная денационализация с передачей в частную собственность мелкой и средней промышленности.

Развитие кооперации.

Привлечение иностранного капитала посредством концессий

Товарно-денежные отношения

Отмена денежного обращения. Нормированное снижение (карточная система). Запрет частной торговли

Восстановление банковской системы и роли денег (финансовая реформа).

Ликвидация карточной системы.

Конкуренция государственной, частной и кооперативной торговли.

Введение свободной торговли.

Восстановление рыночных отношений. Сосуществование государственной. кооперативной и частной торговли

Торговые отношения

Всеобщая трудовая повинность

Отмена трудовой всеобщей повинности.

Разрешение найма на рабочей силы

Возникновение безработицы

Управление народным хозяйством

Строгая централизация управления 9главкизм)

Преобразование главков в тресты, синдиката, действующие на принципах хозрасчета

Коммунальные услуги

Бесплатные жильё, коммунальные услуги, транспорт

Введение платы за жильё, коммунальные услуги, транспорт, обучение в вузах и т.д.


(Проверка выполнения задания.)

Таким образом, в итоге проводимой политики предполагалось достичь следующих результатов:

  1. Укрепление союза рабочего класса и крестьянства на экономической основе.

  2. Кооперирование.

  3. Внедрение хозрасчёта и личной заинтересованности.

  4. Использование товарно-денежных отношений.

  5. Ослабление бюрократического аппарата.

Вопросы 3-5 плана (Политическое и социально – экономическое положение страны в годы НЭПа (1921-1925). 4. Успехи и трудности НЭПа. 5. Повседневная жизнь в годы НЭПа.)

Предположим, что вы в качестве иностранных журналистов оказались в Советском Союзе в 1920–е гг. Дайте объективную оценку политического, экономического и психологического состояния советского общества. (Класс делится на три группы).

Задание для первой группы: работая с текстом §14, охарактеризуйте политическое и социально-экономическое положение страны в первые годы нэпа (1921- 1925 гг.).

Вопросы, на которые необходимо ответить:

- приведите примеры неспокойной обстановки в стране, которая сложилась в стране после окончания Гражданской войны.

-Дайте оценку резолюции «О единстве партии» принятой на 10 съезде РКП(б).

- Какие изменения произошли в правовой сфере?

- Какие изменения произошли в политической системе?

- Дайте характеристику личности И.В. Сталина.

- Какую позицию заняла партия власти по отношению к тем, кто был в оппозиции к большевикам.

- Почему большевики взяли под особый надзор интеллигенцию?

- Чем вы можете объяснить подобную тактику?

- Прокомментируйте атеистическую и богоборческую политику советской власти, приведите примеры.

- Чем вы можете объяснить активизацию в 1920-е гг. борьбы с «внутренними врагами»?

- Охарактеризуйте экономические достижения при нэпе.

Задание для второй группы: работая с текстом §14, заполните таблицу


«Успехи и трудности новой экономической политики»

Результаты работы второй группы:

Успехи НЭПа

Трудности НЭПа

1.Восстановление численности рабочих на государственных предприятиях.

2. Повышение производительности труда.

3. Рост заинтересованности работников в результатах своего труда.

4. Появление социального законодательства, которого не знала дореволюционная Россия:

  • двухнедельный оплачиваемый отпуск для рабочих и служащих;

  • оплата больничных листов;

  • профсоюзные дома отдыха и санатории.

1.Большинство граждан продолжали жить в крайне стеснённых условиях.

2.Значительная часть промышленного оборудования нуждалась в обновлении, но этому мешала низкая доходность бюджета.

3. Развитие частного капитала внутри страны ограничивалось государством.

4. Сохранялись переизбыток рабочих рук в деревне и растущая безработица в городе.

5. Низкая товарность сельского хозяйства вела к:

  • снижению вывоза сельхозпродуктов;

  • невозможности увеличения ввоза необходимого промышленного оборудования.

6.Страну сотрясали кризисы: 1923 г., 1924 – 1925 гг.


Задание для третьей группы: Работая с текстом § 14, охарактеризуйте повседневную жизнь в годы нэпа.

Вопросы, на которые необходимо ответить

- Почему миллионы людей впоследствии вспоминали годы нэпа как лучшие?

- Приведите примеры положительных перемен в жизни горожан при нэпе.

- Чем можно объяснить сохранившуюся проблему здоровья населения?

- Что предприняла новая власть для улучшения условий для отдыха и лечения?

- Докажите, что антирелигиозная пропаганда давала положительные результаты.

- Опишите жизнь советских людей того периода.

- Почему крайне высокой оставалась преступность?

- Какие новые черты быта, психологии масс появились при советской власти во времена нэпа?

(Проверка выполнения заданий.)

Подведение итогов урока

К нэпу как новой политике в своё время и в наши дни не существовало единого подхода. Так, учёный Ю.С. Борисов утверждал: «1920-е годы, особенно первая половина, привели к возникновению первых ростков нового политического мышления, хотя сам термин родился в наше время. Но именно 1920-е годы на практике дали сочетание новой экономической политики, демократизации, плюрализма с успехами мирного сосуществования. Был открытый путь к ненасильственному миру с строительству социализма в СССР без социальных катастроф, на основе «гражданского мира».

Другой учёный историк С.В. Кулешов писал «Ленинский вариант нэпа можно сравнить в какой-то мере с переводом тюрьмы на хозрасчёт, когда получаемые средства используются опять-таки на укрепление этой тюрьмы».

- Выскажите своё мнение, аргументируйте его (высказывание учащихся).

Подведение итогов работы на уроке учителем.

Рефлексия.

Домашнее задание:

§14, страница 100, вопросы № 2,3 (письменно).

Литература:

  1. Учебник «История России XX – начало XXI века

Н.В.Загладин, С.Т.Минаков, С.И.Козленко, Ю.А.Петров). Москва, «Русское слово», 2014 г.

  1. Е.Н.Сорокина «Поурочные разработки по истории России XX – начало XXI века», Москва, «Вако», 2013 г. (В помощь школьному учителю).