Урок изобразительного искусства в 1 классе
Дата проведения: ________________
Узоры на крыльях. Ритм пятен.
Цели:
Познакомить с некоторыми видами бабочек, различными узорами на крыльях бабочек;
Обобщить знания детей по работе с цветом, пятном, линией;
Научить последовательно проводить работу над изображением в технике монотипии с последующей прорисовкой, использовать линию симметрии в составлении узора;
Развивать умение видеть красоту в природе, творческое воображение и эстетический вкус;
Воспитывать любовь и доброту к окружающему миру.
Оборудование и учебные наглядные пособия:
1) для учителя:
зрительный ряд: репродукции и иллюстрации с изображением бабочек, презентация;
звуковой ряд: П.И.Чайковский «Вальс цветов»;
2) для учащихся: гуашь (или акварельные краски), кисти, салфетка, кисти тонкая и широкая, альбом.
Ход урока
Организационный момент
- Добрый день, ребята! Сегодня у нас не обычный урок. Мы с вами отправляемся на прогулку по просторам нашего края.
II. Актуализация знаний учащихся.
– А когда отгадайте загадку, узнаете, кому будет посвящено наш сегодняшний урок.
Я похожа на цветок
И на бантик тоже.
Очень я люблю лужок
В летний день погожий.
Я порхаю по цветам,
Пью нектар их сладкий.
Кто я, догадайся сам,
Отгадай загадку.
– О ком идет речь в загадке?
– Правильно, это бабочка.
– Тема нашего урока “Узоры на крыльях. Ритм пятен”. Сегодня на уроке вы узнаете о многообразии бабочек, рассмотрите узоры на их крыльях и сами нарисуете узор на крыльях бабочек в необычной технике рисования – монотипия.
III. Беседа с объяснением
- Древние греки считали, что когда-то богиня цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок: она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и благоуханье всех земных растений и создала цветок, равного которому не было на всем белом свете. Бог Зевс, увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки. И - о чудо! - цветок оторвался от стебля и полетел. Так появились бабочки.
- В природе существует огромное количество бабочек. Они все разные и не похожи друг на друга. Окраска одних может быть совсем неприметной: бледные или сероватые оттенки, бурые крылья с пятнышками. Другими же бабочками мы не перестаем любоваться: по яркости узора и разнообразию красок на крыльях. Смотреть на них одно удовольствие.
- Обратите внимание на формы крыльев, узоры и рисунок на них. Что вы заметили?
- Вот бабочка павлиний глаз. Самая крупная бабочка в нашей области. Еще она встречается в Европе и Японии. Этих бабочек осталось очень мало, и они нуждаются в охране.
- Как вы думаете, почему ее так назвали? (Ответы детей).
- Эта бабочка называется махаон. Размах ее крыльев до 30 см. Живет во многих местах Евразии, Африки, Японии. Обитает она и в нашем регионе. Очень красивая бабочка с изящной формой крыльев. Сколько цветов присутствует в ее окраске? Давайте подсчитаем. Из чего слагается узор ее крыльев? (Из кругов, волнистых линий, пятен.)
- Крылья бабочек состоят из сотни маленьких чешуек. Чешуйки отражают солнечный свет, поэтому крылья переливаются разными яркими красками. Посмотрите, какая красивая перламутровка! Опишите узор на ее крыльях. (Ответы детей.)
- Бабочка адмирал получила свое название по окраске крыльев, поперек верхних и вдоль нижних крыльев проходят красные как лампасы полосы.
- Вот бабочки голубянки. Их крылья окрашены от ярко-голубого до нежно-фиолетового цвета с переливами.
- Жизнь бабочек очень короткая. Они должны все успеть. Многие бабочки живут всего одно лето, а некоторые – несколько дней.
- Бабочки не только украшают наши луга и поля, но и приносят человеку пользу.
- Бабочки тутового шелкопряда, питающиеся листьями тутового дерева, дарят людям тончайшие нити, из которых получают натуральный шелк.
Физминутка
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
- Вот какие разнообразные по форме и цвету бывают крылья у бабочек. Но ведь есть у них и общие черты, то, что их объединяет:
– Обратите внимание, что у каждой бабочки четыре крылышка: два одинаковых больших впереди и два одинаковых поменьше сзади.
– Бабочки симметричны относительно туловища, а это значит, что их левые и правые крылья одинаковы по форме и одинаково украшены.
- Изображение бабочек можно встретить там, где художник, Мастер Украшения хотел бы порадовать человека, создать ему хорошее настроение
- Художники часто изображали бабочек в своих работах, они тоже любовались красотой их крыльев.
IV. Практическая работа
- А сейчас мы с вами создадим своих бабочек с неповторимым узором крыльев.
- Для этого согните лист альбома пополам. На одной половине листа сразу красками сделаем яркие пятна на месте верхних и нижних крыльев. Затем согнём лист, потрём хорошо кулачком, развернём, на полученных отпечатках дорисуем брюшко, усики и прорисуем детали узора крыльев. Такой способ изображения называется монотипия.
V. Итог урока. Рефлексия.
1) Экспресс-выставка, обсуждение работ. (Дети вырезают своих бабочек и приклеивают на цветочный луг)
- Какая бабочка вам понравилась больше всего? Почему?
- Как вы думаете, ребята, зачем нужны бабочки?
2) Обобщение.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Чему научились на уроке?