Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №24 п. Манычстрой
Разработка урока по химии 8 класс.
Тема: « Оксиды: состав, номенклатура»
Автор: учитель химии и биологии
МБОУ ООШ №24 п. Манычстрой
Орлова Татьяна Владимировна
2016
Цели урока:
Обучающая: знать состав, номенклатуру оксидов и реакции окисления как способы получения оксидов; понимать сущность реакций окисления; применять полученные знания для решения познавательных задач: на составление формул оксидов, на составление реакций окисления;
Развивающая: Создать условия для развития произвольного внимания, мышления (умения анализировать, сравнивать, строить аналогии, доказывать), познавательного интереса и активности в решении познавательных задач.
Воспитывающая: Создать условия для формирования мировоззренческих понятий о многообразии форм существования материи, познаваемости мира; для воспитания чувства само- и взаимоуважения при работе в паре, чувство ценности интеллектуального труда.
Тип урока: изучение новой темы.
Метод обучения: частично-поисковый, исследовательский, проблемный.
Организационные формы: беседа, самостоятельная работа
Материальное обеспечение урока: Компьютер, проектор, экран, карточки-задания на столах у учащихся.
Мотивация: Актуализация знаний.
Изучая химию, мы неоднократно встречались с различными классами неорганических соединений: оксидами, основаниями, кислотами и солями. Настало время расширить и привести в систему знания об этих значительных классах веществ. Нам предстоит определить – класс каких соединений мы начинаем изучать?
Учитель обращает внимание учащихся на выставку предметов (бутылка с газированной водой, бусы из горного хрусталя, стакан с водой, магнитный железняк) Вопрос учителя: Почему все предметы собраны вместе? Что их объединяет с химической точки зрения?
Учащиеся решают проблемную ситуацию, предлагают варианты темы учебного занятия
На экране высвечивается слайд с названием темы которую учащиеся записывают в тетрадь
Учитель: Как всегда мы определяем, что сегодня узнаем, чему научимся.
Учитель предлагает работу по учебному тексту с целью определения задач учебного занятия.
Учащиеся работают по учебному тексту.
Прочитайте текст “Оксиды” и сделайте в нём пометки:
“V” - “знаю”; “?” - “хочу узнать”; “+” - “это для меня новое”.
Понятие “оксиды” включает бесконечное разнообразие веществ:
оксид водорода (вода) – жидкое вещество; оксид кремния (песок) и оксид алюминия (глинозём) – твёрдые вещества. Оксиды могут быть газами, как, например, оксид углерода (IV) - углекислый газ и оксид углерода (II) – угарный газ.
Оксидов много. Практически все простые и многие сложные вещества при их окислении образуют оксиды.
На основе прочитанного текста составьте схему по химическим свойствам оксидов:
Модельный ответ:

(На слайде)
Учитывая состав оксидов, перечислите какими общими признаками характеризуется данный класс веществ:
любой оксид является сложным веществом;
состоит из атомов двух элементов;
один из элементов – кислород.
На основе данных признаков, учитель предлагает составить определение класса “оксиды”.Учащиеся выполняют данное задание.
Модельный ответ:
Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых обязательно кислород.
Обсудите в паре результаты своей работы.
3. Основной этап
Учитель предлагает выполнить задание на выбор формул оксидов (работа по карточкам) . Учащиеся самостоятельно выполняют задание в тетради, проводят обсуждение в паре, высказывают своё мнение.
SO3, Ca(OH)2
FeO, H2O
P2O5, CO2
FeCl3, P2O3
H2SO4, HCl
H2CO3, KOH
Учитель объясняет номенклатуру оксидов, используя алгоритм :
слово «оксид» | + | название элемента | + | указание валентности элемента в случае её переменности |
Учащиеся совместно с учителем называют предложенные оксиды
Na2O N2O3 N2O
Учитель предлагает назвать выбранные оксиды, используя карточки.
Учащиеся выполняют задание в тетради, проводят взаимопроверку.
Учитель: Вспомните, с помощью каких реакций можно получить оксиды?
Учитель предлагает составить уравнения реакций окисления простых и сложных веществ: 1 вариант – правый столбик, 2 вариант – левый столбик
K + O2 =
Al + O2 =
CH4 + O2 =
H2 +O2 =
S + O2 =
H2S + O2 =
Учащиеся выполняют задание, обсуждают результаты проводят проверку на доске
4. Закрепление.
Учитель предлагает для проверки понимания изученного выполнить тест в течение трёх минут. Учащиеся выполняют тест и проводят проверку и коррекцию с помощью модельного ответа.
5. Домашнее задание..
Учитель комментирует домашнее задание:
- прочитать текст параграфа 40
- выполнить упражнения письменно:
№ 1 – составить формулы оксидов по их названиям (оксид серы, оксид железа два, оксид кремния);
№ 2 – дать названия оксидам по представленным формулам (CO2; CaO, N2O)
№ 3 – составить уравнения реакций окисления
Fe2O3 + H2O=
CaO +SiO =;
6. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель предлагает вернуться к учебному тексту “Оксиды” и ответить на вопросы:
1.Что узнали? Чему научились?
2.Какие характеристики класса оксидов нам уже известны?
3.Что ещё не знаем, но хотели бы узнать?
Карточка – задание.
Задание 1. Определите и выберите формулу оксидов (впишите в таблицу):
SO3, Ca(OH)2 FeO, H2O
P2O5, CO2
FeCl3, P2O3
H2SO4, HCl
H2CO3, KOH
Задание 2. Назовите предложенные оксиды , используя таблицу:
слово «оксид» | + | название элемента | + | указание валентности элемента в случае её переменности |
Na2O N2O3 N2O
Задание 3. Составить уравнения реакций окисления простых и сложных веществ:
1 вариант – правый столбик, 2 вариант – левый столбик
K + O2 = | H2 +O2 = |
Al + O2 = | S + O2 = |
CH4 + O2 = | H2S + O2 = |
Домашнее задание.
- прочитать текст параграфа 19
- выполнить упражнения письменно:
№ 1 – составить формулы оксидов по их названиям (оксид серы, оксид железа два, оксид кремния);
№ 2 – дать названия оксидам по представленным формулам (CO2; CaO, N2O)
№ 3 – составить уравнения реакций окисления
Fe2O3 + H2O=
CaO +SiO =. (в тетради)