Предмет химии. Вещества и их свойства
Урок в 8 классе по системно-деятельностной технологии (проблемно-диалогическое обучение)
Задачи:
Сформировать представление о предмете химии. Дать первоначальное понятие о веществе, химическом элементе, о простых и сложных веществах, о трёх формах существования химического элемента;
Начать формирование умения описывать свойства веществ, находить различия между понятиями «химический элемент» и «простое вещество»;
Воспитывать культуру умственного труда, развивать коммуникативные качества личности.
Тип урока: изучение новой темы.
Метод обучения: частично-поисковый, исследовательский, проблемный.
Организационные формы: беседа, самостоятельная работа, лабораторный опыт.
Оборудование:
демонстрационное: предметы из дерева (линейка, карандаш, кубик): стакан воды, проволока (медная или алюминиевая), вилка пластмассовая, спички;
раздаточное: набор-конструктор для сбора различных химических соединений, спички.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя (мотивация)
- Ребята, как вы думаете, почему мы с вами начинаем учить химию аж в 8 классе? (Сложный предмет, требует вдумчивого, серьёзного отношения, можно использовать знания из биологии, физики, географии).
- А как вы думаете, почему химию ввели в программу школы, зачем её надо изучать? (находим вокруг предметы, полученные химическим путем: книги, ручки, портфели, одежда и прочее.).
Запись в тетрадь темы урока.
1) Рассказ учителя с демонстрацией о том, что необходимо иметь обучающемуся при изучении химии (учебник, тетради печатная, рабочая, для практических работ).
2) Знакомство учащихся с инструкцией «Как пользоваться учебником» (с. 3-4 учебника).
II. Изучение нового материала
1) - Ребята, давайте разберёмся, что же изучает химия. Пропустите, пожалуйста строчку, и сделайте 3 столбика.
-Я буду показывать вам вещи, а вы запишите их в первый столбик (линейка, карандаш, кубик, спички – всё сделано из дерева).
- Ребята, что объединяет все эти вещи, что у них общее? (Дерево). Запишем это во второй столбик.
- Давайте дадим характеристику дереву и запишем в третий столбик. Что мы ещё можем добавить? (с. 5 у Рудзитиса Г.Е., с. 11 у Габриеляна О.С.).
- А теперь попробуем озаглавить столбики. На какой вопрос отвечают все вещи в первом столбике (что это?), значит – это предметы (тела). Второй столбик мы озаглавим … (вещества), третий столбик - … (признаки, характеристика, свойства). Беседа об агрегатных состояниях веществ, записанных в первый столбик.
- Давайте выберем предметы и составим новую схему, посмотрим, что же у нас есть. (пластмассовые предметы).
- Сделаем вывод о том, что же изучает химия. Пишут определение химии, но не до конца (Химия – наука о веществах, их свойствах…)
- Оставьте, пожалуйста строчку, чтобы мы позже могли закончить определение.
Демонстрационный опыт «Горение спички»
- Что случилось со спичкой, во что она превратилась, что мы видели и чувствовали?
Лабораторный опыт
- Зажгите сами спичку и определите, что мы чувствуем и видим при горении спички (техника безопасности). Ребята говорят о тепле, запахе, свете, превращении спички в уголь и т.д.
- Как одним словом мы можем назвать всё что видели и чувствовали? (Знания из физики – явления).
-Ну а теперь сформулируем определение химии как науки.
Химия – наука о веществах, их свойствах, превращениях веществ и явлениях, сопровождающих эти превращения.
- Ребята, давайте сформулируем задачи химии:
изучение веществ, их свойств и прогнозирование использования веществ в народном хозяйстве;
получение различных веществ необходимых в н/х.
2) Актуализация знаний об атомах, строении веществ, простых и сложных веществах (рассказ с элементами беседы).
- Ребята, из чего состоят вещества? (Из атомов).
Лабораторная работа «Составление из атомов простых и сложных веществ» (рисунки Габриелян О.С. с. 6, Рудзитис Г.Е. с. 15.
Простые вещества Сложные вещества
H2, O2 H2O
Вывод: какие же вещества называются сложными и какие простыми? Записывают определение в тетрадь).
III. Закрепление знаний о телах и веществах (учитель демонстрирует предметы).
Стакан воды;
Вода;
Медная проволока;
Медь;
Деревянный стул;
Дерево
Пластмассовая вилка;
Пластмасса.
1,3,5,7 – тела; 2,4,6,8 – вещества.
IV Домашнее задание: Габриелян О.С. § 1, с. 10 № 3,6 (письменно), 7; Рудзитис Г.Е. § 1, тетрадь печатная № 3,4,6.
Творческое задание: приготовить сообщение о химических предприятиях Ставропольского края и выпускаемой ими продукции.
V. Рефлексия и подведение итогов.
В завершение поделитесь своими впечатлениями об уроке.