СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по литературе по теме: "Любовная лирика Ф.И. Тютчева."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  • 1. Обучающие:
  • Открыть поэта Тютчева как автора стихов о любви.
  • Определить, что вбирает в себя понятие "любовь" у Тютчева.
  • Обеспечить ознакомление с некоторыми страницами биографии Тютчева.
  • 2. Развивающие:
  • Обеспечить развитие связной монологической речи учащихся.
  • Развивать умение аргументировано отвечать на вопросы беседы.
  • Развивать умение слушать классическую музыку и соотносить её с лирикой.
  • 3. Воспитательные:
  • Воспитывать бережное отношение к чувствам.
  • Обеспечить приобщение старшеклассников к миру поэзии.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературе по теме: "Любовная лирика Ф.И. Тютчева."»

Обратите внимание на доску: там записаны своеобразные "формулы" любви, слова о любви всемирно известных художников слова, как зарубежных, так и русских поэтов и писателей.

Учитель читает  цитаты вслух:

  • "Тебе любовь - как высшая награда…" (Франческо Петрарка (1304 -1374) - ист. поэт, родоначальник гуманистической культуры Возрождения)

  •  "Любовь - над бурей поднятый маяк,

  • Не меркнущий во мраке и тумане.

  • Любовь - звезда, которою моряк

  • Определяет место в океане ".  (Уильям Шекспир (1564 - 1616) - великий англ.      драматург, поэт, актёр)

  •  "Любовь - неведомая страна, и мы все плывём туда: каждый на своём корабле, и каждый из нас на своём корабле капитан и ведёт корабль собственным путём" (М. Пришвин (1873 - 1954))

  • "Только влюблённый имеет право на звание человека" (А. Блок (1880 - 1921))

Любовь неотделима от жизни, она её основа. Итак, кто только не писал о любви, не пытался разгадать её загадку, найти её "формулу"!

Слайд 1

Конечно, пытался это сделать и Ф. И. Тютчев, в творчестве которого тема любви занимает особое место.

Слайд 2

Ц.У.: Продолжая знакомиться с творчеством Тютчева, сегодня мы поговорим о его любовной лирике, определим, какого его представление о любви (его "формулу" любви) и как оно отразилось в его творчестве.

Тема урока: Откройте тетради, запишите в них сегодняшнее число и тему урока: "Любовная лирика Ф. И. Тютчева"

Сообщение 1 ученика. Мы не зря начинаем урок с биографии поэта, потому что его любовные стихотворения посвящены чаще всего конкретным женщинам, которые оставили свой след в жизни Тютчева.

Слайд 3

Недалеко от города Брянска, в селе Овстуг, расположенном у реки Десны, 23 ноября 1803 года родился Фёдор Иванович Тютчев в родовитой дворянской семье. Ко дню рождения отца,13 ноября, будущий поэт написал стихотворение, и называлось оно «Любезному папеньке». Юному стихотворцу тогда ещё не исполнилось одиннадцати лет, и чтение стихотворения всегда вызывало слёзы восторга

В сей день счастливый нежность сына
Какой бы дар принесть смогла!
Букет цветов? – но флора отцвела,
И луг поблёкнул и долина…

Юность.

Слайд 4

Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым с десяти лет руководил Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. Мать, урождённая графиня Толстая, души не чаяла в “Феденьке”. Вообще, ему повезло с семьёй, детство у него было по-настоящему счастливое и безмятежное; роскошные южнорусские пейзажи запали ему в самое сердце. Затем семейство Тютчевых перебралось в Москву; Фёдор в качестве вольнослушателя посещал в университете лекции знаменитого профессора Алексея Фёдоровича Мерзлякова о русской словесности; жил частью в Москве, частью в подмосковном имении Троицкое.

Уже в двенадцать лет Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета. После окончания университета (1821) Тютчев едет в Петербург, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии и в девятнадцать лет отправляется в Мюнхен. За границей Тютчеву предстоит провести двадцать два года.

Учитель

Слайд 5

Слово учителя: Вся жизнь Тютчева в его стихах, где немало прекрасных страниц о любви. Любовная лирика открывает нам внутренний мир поэта, глубину его чувств, тот особый мир, который вдохновлял поэта на создание стихотворений.

Это же мы увидим и в стихотворении "Предопределение".

Запишите название стихотворения.

Стихотворение читает ученик

Учитель

Как вы понимаете, что такое "поединок роковой"? Как поэт передаёт трагедию любви, с помощью каких средств?

Д: В мире, где любовь должна бы по своей природе давать счастье, приносит страдание, оказывается  не гармонией, а борьбой, поединком, осознанием себя как слепого орудия судьбы.



Целевая установка: (Работа с портретами)

Посмотрите на их портреты, на тех, кто удостоился внимания поэта, кому посвящены лучшие его строки.

На доске портреты: Амалия Крюденер, Элеонора Петерсон, Эрнестина Дернберг, Елена Александровна Денисьева



Слайд 6

Амалия Крюденер. Не случайно выбран эпиграф:

Любовь как стихийная сила и «поединок роковой»

Запишите эпиграф в тетрадь.

Сообщение 2 учащегося

Они познакомились во второй половине 1823 года, когда двадцатилетний Фёдор Тютчев уже освоил свои немногочисленные служебные обязанности и стал чаще появляться в свете. Пятью годами моложе его была Амалия Лерхенфельд. Пятнадцатилетняя красавица взяла под своё покровительство превосходно воспитанного, чуть застенчивого русского дипломата.

Под влиянием любви к очаровательной графини Амалии Лерхенфельд, первой любви, возникло стихотворение "Я встретил Вас и всё былое..." Тютчев поставил впереди две определённые буквы: "К.Б.", которые обозначают сокращение переставленных слов: баронессе Крюденер. Запишите название стихотворения в тетрадь и перепишите с доски имя возлюбленной поэта.. Несмотря на сильную страстную любовь поэта, по настоянию своей матери, Амалия, питавшая нежные чувства к Тютчеву, всё же дала согласие на брак с бароном Крюденером, а Тютчев продолжал надеяться. Это стихотворение было написано после случайной встречи уже в июле 1870 года, через 37 лет после их знакомства.

Слайд 7

Теодор (как звали Фёдора Ивановича) и Амалия совершали частые прогулки по зелёным, дышащим стариной предместьям.

О тех временах осталось нам слишком мало сведений, но зато картину их воссоздают воспоминания Тютчева.

Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.

За год их знакомства, того самого «времени золотого», Тютчев был настолько очарован своей юной избранницей, что стал всерьёз подумывать о женитьбе. Фёдор Иванович решился просить руки Амалии. Но русский дворянин показался её родителям не такой уж выгодной партией для их дочери, и они предпочли ему барона Крюденера.

С годами Тютчев и Амалия встречались всё реже и реже. И всё-таки судьба им подарила ещё дважды дружеские свидания, ставшие достойным эпилогом их многолетней привязанности.

Прогулки с пожилой, но всё ещё сохранившей привлекательность Амалией вдохновили поэта на одно из самых прекрасных его стихотворений.

26 июля, возвратившись в гостиницу после прогулки, он написал своё стихотворное признание.

В июле 1870 года Фёдор Иванович лечился в Карлсбаде. Многие были здесь знакомы Тютчеву. Но самой радостной встречей для него стала встреча с Амалией, которая с мужем приехала тоже на лечение.

Слайд 10

Редко кто сейчас не знает этих строк о любви, которые теперь чаще поются, нежели декламируются:

Я встретил вас – и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое –
И сердцу стало так тепло…

Стихотворение «Я встретил вас» написано в один день – 26 июля 1870 года, имеет посвящение «К.Б.» (Крюденер. Баронессе)



"Живая" картина

Представьте себе: "Солнечный осенний день. Старый запущенный сад с длинными аллеями старых деревьев, корни которых, сплетаясь, вьются по дорожкам. Деревья стоят, усыпанные золотом листвы. На небе ни облачка. На одной из аллей стоят двое:  зрелая женщина с волосами цвета ржи и бездонными голубыми глазами и тёмноволосый мужчина. Это Тютчев и Амалия Крюденер. Они ничего не говорят, только смотрят друг другу в глаза, но этот безмолвный разговор значит для них многое.

Это стихотворение было замечено многими русскими композиторами; послушайте романс в исполнении И. Козловского и ответьте на вопросы:

  • 1. Какие чувства вызывает у поэта встреча с любимой?

  • 2. Как соотносится мир души лирического героя и мир природы?

Прослушивание стихотворения

Д: 1. Радость воспоминаний, восторг от встречи, возвращение нежных чувств.

У: 1. Действительно, перед лицом поэта пролетели приятные минуты общения с любимой. Воспоминания для поэта, как бальзам на сердце: "И сердцу стало так тепло..."

Д: 2. Чувство любви сравнивается с весною.

У: 2. Тема любви звучит как тема весны, тепла, подлинной жизни. Новая встреча с любимой воспринимается как во сне, поэт не верит, что вновь может быть рядом с любимой женщиной: "С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты..." Вообще, мотив памяти, воспоминания один из главных в любовной лирике Тютчева, о чём свидетельствуют такие стихи: "Я встретил Вас и всё былое...", "Я помню время золотое...", "Сей день, я помню для меня..."

Давайте запишем вывод:

Тема любви звучит как тема весны, тепла, подлинной жизни. Встреча с любимой воспринимается как во сне. Мотив памяти, воспоминания один из главных в любовной лирике Тютчева.



В любовной поэзии Тютчева, в отличие от лирики природы,  появляется относительно конкретный герой, обладающий чертами типичности. Им оказалась женщина. Поэт осмысливает женскую натуру, стремится понять её сущность, место в жизни и её судьбу. Любимая предстаёт не как не земное созданье, не как младая фея, а как человек, которому присуще всё человеческое: и благородные чувства, и противоречия, и страсть, и гнев.

Давайте запишем это в тетрадь:

В любовной поэзии Тютчева, появляется относительно конкретный герой, обладающий чертами типичности. Это  женщина. Поэт осмысливает женскую натуру, стремится понять её сущность, место в жизни и её судьбу. Любимая предстаёт не как  не земное созданье, не как младая фея, а как человек, которому присуще всё человеческое: и благородные чувства, и противоречия, и страсть, и гнев.

Тютчев не мог себе представить, что значит жизнь без самого сокровенного её таинства - любви. До конца своей жизни Тютчев сохранил мысль, что страстная любовь в своих возможностях может дать истинное счастье человеку.

Среди его стихов есть такие, которые он посвятил конкретным женщинам, восхищаясь ими и преклоняясь перед их красотой.

Слайд 10

Сообщение 3 ученика

Но вернёмся в 1820 годы. 5 марта 1826 года состоялась свадьба Тютчева и вдовы русского дипломата - Элеоноры Петерсон. В этом браке родилось трое детей. Прожив 12 лет в браке, Элеонора умерла. По этому поводу он пишет стихотворение "Ещё томлюсь тоской желаний". Запишите название стихотворения в тетрадь и перепишите с доски имя возлюбленной поэта..

Ещё томлюсь тоской желаний,

Еще стремлюсь к тебе душой,

И в сумраке воспоминаний

Ещё ловлю я образ твой...

Твой милый образ, незабвенный,

Он предо мной везде, всегда,

Недостижимый, неизменный,

Как ночью на небе звезда...


Слайд 11

Сообщение 4 ученика

В 1844 году возвращается на Родину. И всё же любовь к этой женщине не смогла целиком заполнить душу поэта ,и в июле 1839-го Тютчев обвенчался с Эрнестиной Дернберг.

В минуты душевной радости и впору глубокого отчаяния у изголовья больного духом и телом поэта склонялась верная Нести. Это она, в пору его великого горя после утраты Лели, сказала любопытствующим и злорадствующим: «…его скорбь для меня священна, какова бы ни была её причина».

Ей он посвятил стихотворение:

:

Люблю глаза твои, мой друг

С игрой их пламенно - чудесной,

Когда их преподымешь вдруг,

И, словно молнией небесной,

Окинешь бегло целый круг.

Но есть сильней очарованья:

Глаза, потупленные ниц

В минуты страстного лобзанья,

И сквозь опущенных ресниц

Угрюмый, тусклый огнь желанья.

Запишите название стихотворения в тетрадь и перепишите с доски имя возлюбленной поэта..

Ребята, не зря ведь говорят, что глаза - это зеркало души, в стихах Тютчева к устой чивой лексике, о которой мы вели речь на прошлом уроке, часто встречаются слова: очи, глаза, взгляд; а также архаичная лексика: ниц, лобзанья, огнь.

- "Она сидела на полу..." Запишите название стихотворения.

Чтение стихотворения.

Она сидела на полу

И груду писем разбирала,

И, как остывшую золу,

Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы

И чудно так на них глядела,

Как души смотрят с высоты

На ими брошенное тело.

О, сколько жизни было тут,

Невозвратимо пережито!

О, сколько горестных минут,

Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне

И пасть готов был на колени, -

И страшно грустно стало мне

Как от присущей* милой тени.

*присутствующей

Ребята, скажите, сколько лирических героев в этом стихотворении?

У: Да, верно,  в стихотворении два героя - мужчина и женщина.

Почему письма сравниваются с золой? Что символизирует "остывшая" зола?

У: Действительно, остывшая зола - результат действия огня. Когда была любовь - был огонь, страсть, когда любовь прошла - остался прах, зола.

Ребята, какое душевное состояние женщины показывает нам автор?

Д: сложное, смешанное, печаль о навсегда ушедшем чувстве.

 Какое чувство вызывает у лирического героя картина, которую он наблюдает ?

Какие слова помогают передать это чувство?

Д: Остывший, брошенный, грустно, невозвратимо.

ВЫВОД: Любовь - по Тютчеву - это и поединок, это и рок, и боль, это борьба, это трагедия, это блаженство и безнадёжность.

Слайд 12

Сообщение 5 ученика

Большое место в любовной лирике Тютчева занимает так называемый "Денисьевский цикл", который, как вы самый понимаете, посвящён Елене Александровне Денисьевой.

Чтение учителем стихотворения «Последняя любовь»

Запишите название цикла в тетрадь и перепишите с доски имя возлюбленной поэта..

Вообще, 50- е годы были для Тютчева годами высшего творческого подъёма, связанные с сильными душевными переживаниями. В 1850 году, когда Тютчеву было 47 лет, началось наиболее значительное увлечение его жизни, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. В этом году он знакомится с Е. А. Денисьевой, девушкой 24-х лет. Быстрое и страстное увлечение, возникшее с обеих сторон, привело к связи, которая длилась 14 лет, вплоть до смерти Денисьевой. За эти годы родилось двое детей. Однако, Тютчев не разрывал связи со своей женой Эрнестиной и никогда мы не смог решиться на это Что дал он Денисьевой? Счастье? Но разве это счастье, если незаконная связь человека с юной женщиной шокировала всех, кто знал их. От Денисьевой отвернулся отец, отвернулись знакомые, перед ней навсегда закрылись двери тех домов, где прежде она была желанной гостьей. Да, именно так начиналась их любовь - с краха и жертвы. В "Денисьевском цикле" много личного, выстраданного самим поэтом. Цикл (сл.работа) почти целиком обращен к переживанию женщины. С первых строк стихотворений любовь предстает как грозный рок ,характерно настойчивое повторение эпитета (сл. раб.) «роковой» ( «встреча роковая», «роковое слияние», «поединок роковой», «взор, как страданье, роковой»). (Одновременно на доске идет сл. работа)

Слайд 13

Чтение учителем наизусть стихотворения «Последняя любовь»

И вот одно из них: "О, как убийственно мы любим...". Запишите название стихотворения в тетрадь.  Послушайте и ответьте на вопрос: Сумела ли Рита передать настроение поэта?

Слайд 14

Аналитическая беседа.(Анализ стихотворения)

Посмотрите в распечатки стихотворений, которые лежат на партах.

1.Какой в этом стихотворении показана любовь?

Д: Любовь может быть гибелью, «судьбы ужасным приговором»,обрекать любящих на страдание.

2.Как бы вы определили звучание стихотворения?

Д: Оно звучит печально, с трагичной интонацией.

У: Соблазн запретной любви  Тютчев ставил выше любви "невинной".

Саму страсть он называет "буйной слепотой" и отождествляет её с ночью.

Как человек слепнет во мраке ночи, также, по Тютчеву, слепнет он во мраке страсти.

Любовь - это источник жизни, но обратите внимание на первую строку: "О, как убийственно мы любим...".

В чём же убийственный характер любви?

Д: Это значит любить сильно, порой до изнеможения, а там, где нет любви, смерть.

3.У: Ребята, обратите внимание на объединение двух противоположностей в одно целое: Ведь любовь - это прекрасно, а убийство - это большой грех.

Какой стилистический приём использует здесь Тютчев?

Д: оксюморон

У: Верно, оксюморон – это фигура речи, состоящая в соединении противоположностей. (двух антонимов) «убийственно любим»..

4.«О, как убийственно мы любим….»



Ребята, а с какого слова начинается эта строчка? Какая эта часть речи?

Д: междометье О

Какую функцию оно выполняет здесь?

Д: Эмоционально - усилительную функцию.

5.Ребята послушайте:

И что ж теперь? И где всё это?

И долговечен ли был сон?

Какой стилистический приём использует здесь автор?

Д: Тютчев использует риторические вопросы.

Что мы называем риторическими вопросами?

Д: Риторические вопросы – вопросы, не требующие ответа.

У: Кому задаёт эти вопросы автор?

Он задаёт эти вопросы своему условному «двойнику» - совести. Поэт пытается понять своё любовное чувство, своё состояние.

6. В стихотворении существует форма вопрос - ответ? Как называют такую форму?

Стихотворение представляет собой скрытый диалог, при этом один из собеседников присутствует молча.

7.Какова интонация стихотворения?

Интонация стихотворения помогает передать чувства автора, его взволнованность, его переживания, силу страданий, стихотворение написано эмоционально.

8. Какова композиция стихотворения?

Поэт начинает и заканчивает стихотворение одними и теми же строками «О, как убийственно мы любим…»

Этот повтор усиливает впечатление от прочитанного стихотворения, о силе чувств автора.

Кольцевая композиция подчёркивает трагическую безвыходность отношений героев. Субъект речи «мы» и кольцевое построение стихотворения выражает всеобщность и неоспоримость трагической любви бытия.

9.Какие эпитеты в данном стихотворении использует Тютчев?

Автор использует эпитеты: Буйная слепота,

Горючей влагой, встрече роковой, волшебный взор.

Вывод: Незаконная любовь приносила Е.Денисьевой много страданий.

Проверка индивидуального задания

10.      Индивидуальное задание. Исследуйте лексику, характеризующую три ключевых образа стихотворения: Он, Она, толпа. Сделайте вывод о губительном влиянии любви на людей, если в нее вмешивается мораль толпы.

 Ключевые                  образы

           

Лексика

Он

Она

Толпа

Субстантивно-адъективная (прилагательные, существительные)

буйная слепость, страсти, сердце, победа, встреча роковая, сон, северное лето, мимолетный гость

Розы ланит, улыбка уст, блеск очей, слезы, горючая влага, волшебны взоры, смех младенчески живой, судьбы ужасный приговор, незаслуженный позор, отреченье, страданье, мученье, пепл, боль злая, боль ожесточенья, боль без отрады и без слез

Толпа, грязь

Глагольно-наречная

Убийственно любим, губим, гордясь

Уцелело, девались, опалили, выжгли, изменили, дико стало, ушло

Нахлынув, втоптала

 

Вывод. Главное чувство лирического "я" этого стихотворения -- чувство вины перед женщиной, которой его любовь принесла лишь роковые испытания. Любящая женщина для поэта -- безупречно чиста, но их страсть оказывается трагической и несет ей лишь страдания. Многомерным оказывается в этом стихотворении слово "убийственно", в котором сочетаются и сила любви ("убийственно" в значении "очень сильно"), и мотив насильственной смерти ("убийственно" значит "способно убить"). Форма слова фонетически ассоциируется с одной из библейских заповедей -- "Не убий!", нарушение которой делает вину лирического субъекта еще более тяжкой. То, что поэт употребляет в стихотворении форму местоимения "я" во множественном числе -- "мы", подчеркивает обобщенный характер изображаемого чувства и возводит любовные отношения в ранг всеобщей трагедии, всеобщего закона. Интересно, что в стихотворении появляется как бы образ "двойника" лирического "я", его совесть, внушающая чувство вины. Можно заметить, что о себе герой говорит в формах второго лица: "ты", "вашей встрече", "твоя любовь", употребляет по отношению к самому себе императивные ("спроси", "сведай") и вопросительные конструкции ("что уцелело?", "куда девались?", "помнишь ли?", "что ж теперь?").

Вывод по всему уроку!!!

Д:Любовь, по мнению Тютчева, слепа, как все человеческие страсти, она порождение хаоса, темных грозных стихий. Поэтому влюбленному человеку "не дано предугадать" последствий своего чувства и самые нежные отношения в определенных обстоятельствах могут обернуться катастрофой и привести к гибели, прежде всего, гибели души.



У: Душа героя измучена от страданий, его сердце в вечной тоске. Слово "рок" не раз появляется в стихотворениях Тютчева: "Две силы - есть две роковые страсти", - скажет поэт. Любовь у поэта не только радость, но и борьба: настоящая любовь, как и настоящее творчество, не может существовать без препятствий, без страданий.

11.Какой глубинный парадокс открывает Тютчев в любви?

Д: Любовь, по мнению Тютчева, слепа, как все человеческие страсти, она порождение хаоса, темных грозных стихий. Поэтому влюблённому человеку «не дано предугадать» последствий своего чувства и самые нежные отношения в определенных обстоятельствах могут обернуться катастрофой и привести к гибели, прежде всего, гибели души!

Давайте запишем вывод:

Душа героя измучена от страданий, его сердце в вечной тоске. Любовь у поэта не только радость, но и борьба: настоящая любовь не может существовать без препятствий, без страданий..

Давайте это запишем в тетрадь в виде схемы, как у меня на доске:

                                                           Страдание                      борьба

                                 безнадежность                   ЛЮБОВЬ             поединок

                                 трагедия                              Рок                         боль

Заключительное слово учителя. Потому поэт боготворит даже мгновения любви, потому что они дают человеку чудодейственную возможность для величайшего проявления духовных сил, для безраздельного слияния с всеобщим.

Именно поэтому наш сегодняшний урок я хочу закончить словами, вынесенными в эпиграф: Любовь как стихийная сила и « поединок роковой». А теперь проверим наши знания.

Тест (Приложение №1)



Запишите Д/З: 1. Выучить наизусть одно понравившееся стихотворение из любовной лирики и сделать письменный анализ одного стихотворения Тютчева о любви, не звучавшего на уроке.

Запись в тетрадях у детей

"Любовная лирика Ф. И. Тютчева"

Любовь как стихийная сила и «поединок роковой»

Амалия Крюденер - "Я встретил Вас и всё былое..."

Тема любви звучит как тема весны, тепла, подлинной жизни. Встреча с любимой воспринимается как во сне. Мотив памяти, воспоминания один из главных в любовной лирике Тютчева.

Элеонора Петерсон - "Ещё томлюсь тоской желаний"

Эрнестина Дернберг - "Люблю глаза твои, мой друг":

Елена Александровна Денисьева - "Денисьевский цикл"

"О, как убийственно мы любим...".

Душа героя измучена от страданий, его сердце в вечной тоске. Любовь у поэта не только радость, но и борьба: настоящая любовь не может существовать без препятствий, без страданий.

"Предопределение"

"Она сидела на полу..."

Схема: