СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока предполагает работу по технологии творческой мастерской.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературе»

Класс: 5

Предмет: литература

Тема урока: Природа в творчестве поэтов Тамбовского края.

Цель и задачи урока: познакомить с понятиями: речь стихотворная, речь прозаическая, ритм, рифма; учить подбирать рифмы к словам; прививать любовь к поэзии.

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии

Ход урока

1.Создание эмоционального климата.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Давайте в начале урока прислушаемся к своему настроению и отразим это при помощи облака или тучи.( учащиеся понимают вверх изображение тучки или облака).

Замечательно, посмотрим друг на друга, улыбнёмся и передадим частичку хорошего настроения другому.

Очень рада видеть всех.

Ждет сегодня вас успех.

А еще скажу я вам:

Соберитесь, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

- Что необычного заметили в сегодняшнем приветствии?

- Я не случайно приветствовала вас стихотворной речью, т. к. урок сегодня тоже необычный. И называется он необычно. Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Что означает мастерская? назовите однокоренные слова.

Итак, нам придётся немного потрудиться. Желаю вам быть внимательными на уроке и сделать для себя интересные открытия.

2. Определение темы урока.

А теперь я вам предлагаю определить тему сегодняшней мастерской. А поможем нам в этом стихотворение В.Т. Дорожкиной, которое я вам прочитаю.

С малой родиной я говорю...

Снова с берега вдаль я смотрю

На просторы Тамбовщины милой.

Здесь встречаю зарю, провожаю зарю —

С малой родиной я говорю...

Разве можно тебя не любить?

Сердце здесь наполняется силой.

На просторах полей и в тени тополей

Ты чаруешь красою своей...

Снова с берега вдаль я смотрю:

Ты великой, земля моя, стала.

Здесь встречаю зарю, провожаю зарю —

С малой родиной я говорю.

Назовите ключевые слова данного стихотворения?

Тамбов, природа.

Итак, тема нашего урока: Природа в творчестве поэтов тамбовского края.

Запишите тему урока.

«В стихотворениях поэтов Тамбовского края природа неразрывно связана с человеком. Природа даёт силы,вдохновляет на новые свершения». Д.С.Лосев

«В стихотворениях поэтов Тамбовского края природа представлена как отдельная страна, живущая по своим законам». М.А.Перевозчикова

3.Определение задач урока.

Итак, для плодотворной работы в мастерской нам необходимо определить задачи.

Ваши предложения.

Учащиеся отвечают.

Учитель: Молодцы, а теперь, давайте посмотрим, как наши мысли совпали.

(задачи вынесены на слайд) И самое главное, постараемся определить, чья точка зрения публицистов наиболее верна.



4.Подготовительный этап.

Продолжи предложение

1.скрытое сравнение- это…

2.рифма в которой совпадают окончания 1 и 3 2 и 4 строк называется…

3. перенос свойств и качеств человека на неодушевленные предметы и явления окружающей действительности -это…

4.красочное определение -это…

Третий лишний

1.стихотворение, повесть, тема.

2.сравнение, эпитет, рассказ.

3.стихотворение, баллада, рассказ.

4.метонимия, метафора, басня.

Установите соответствие ( учащийся на интерактивной доске проводит при помощи стрелок соответствие)

пример

термин

1.прекрасное мгновенье

1.сравнение

2.зал замер в ожидании

2.олицетворение

3.солнышко улыбнулось

3.эпитет

4.озеро как зеркало

4.метонимия



Проверка

1-3

2-4

3-2

4-1

5.Работа в группах.

Давайте вспомним правила работы в группе. Назовите их.

2.Группа «Литературоведы»

Милосердов Семён семёнович

Все родники в России певчие,

Как птахи, как лесной рассвет…

Снега, дожди, сверчки запечные

Поют мне с детских ранних лет.

Малиновки и трясогузки,

Я с вашей музыкой в ладу.

Я ваши песенки на русский,

На свой язык переведу…

Ах, эта сладостная участь –

В степной равнинной синеве,

В ручьях, в рябиновой листве

Земли протяжную певучесть

Приметить, лёжа на траве!

Вопросы

Определите основную мысль.

Укажите изобразительные средства (эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения).

Какое настроение создаёт стихотворение?

Как характеризует поэта данное стихотворение?









3.Группа «Аналитики»

Курбатова Татьяна Львовна

СИНИЙ ЦВЕТ

Весну нарисуем, возьмем акварель,

И кисть окунем в голубую капель,

Струится, звенит голубая капель,

Капелью прозрачной умылся апрель.



Подснежник открыл голубые глаза,

В них неба бездонного синь - бирюза.

Умылся подснежник капелью лесной

И в воздухе синем запахло весной.

Подтвердите или опровергните следующие высказывания:

1.В стихотворении присутствует только голубой цвет.

2.Основная мысль стихотворения «Наступила весна, и всё кругом красиво».

3. Рифма смежная.

4.В стихотворении присутствует много олицетворений.

















4.Группа «Аналитики»

Татьяна Львовна Курбатова « И снова ранняя весна»

1 текст.

И снова ранняя весна.

Вновь тучи дождь роняют.

Вновь дышит старая земля,

Весь ароматный запах дня

Без устали вдыхая.

Вздыхают старые дома,

Смеясь, веселая луна

Заглядывает в окна.

И чьей-то восхищенный взгляд...

Мир снова радостью объят

И из капели соткан.

2 текст.

Весна приходит к нам незаметно, ранние изменения природы почти неуловимы и не ощутимы, но мы часто чувствуем сердцем, что зима подходит к концу. Совсем скоро с крыш зазвенит капель, а по земле побегут сотни веселых ручейков. Тем не менее, когда птицы окончательно принесу с юга весну, каждый из нас немного взгрустнет о новогодних праздниках и зимних каникулах.

1.Сравните поэтический и прозаический тексты. В каком тексте передано больше эмоций, чувств. Докажите это примерами(изобразительными средствами).

2.Какой текст создаёт таинственность и недосказанность?







Физкультминутка.

1.Обратите внимание на фигуры. Обведите взглядом контуры этих фигур.

2.Да-нет.

  1. Тема -это основная мысль.

  2. Сказка бывает народной и литературной.

  3. В басне присутствует мораль.

  4. Сказку «Тёплый хлеб» написал Паустовский.

  5. 5Е –дружный класс!

3.Я называю слово, а вы рисуете в воздухе ассоциации. Весна. Дождь. Небо. Каникулы.

6.Выступление групп.

7.Итог работы.

-Скажите, какое из высказываний известных публицистов , на ваш взгляд, является более точным?

Составление синквейна кластера. Цветопись.

8.Зачитывают свои работы.

11. Итог урока.

(Рефлексия).

Вопросы для рефлексии урока:

Сегодня я узнал…

Я научился…

У меня получилось …

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

12.Домашнее задание .

В конверте для каждой группы индивидуальное задание (Наша группа. Какая она?)

ЕГЭ (презентация)

13.Заключительное слово учителя. Как настроение? В конце урока туча не набежала на облако? (учащиеся показывают или облачко, или тучку)

Обращение учителя к детям:

- Мучительно рождаются стихи.

А могут озарить, как солнца свет.

Ты в памяти их бережно храни.

В душе от них неизгладимый след.

















































































11