СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по литературному чтению. Л.Н.Толстой "Акула"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе на тему: "Л.Н.Толстоц "Акула"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературному чтению. Л.Н.Толстой "Акула"»

Тема: «Л.Н. Толстой «Акула»



  Цели: 1) познакомить учащимся с произведением Л.Н. Толстого «Акула»,

Задачи: 1) формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и основную идею художественного произведения;

               2) совершенствование умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы, анализировать прочитанное (познавательные УУД);

               3) развитие воссоздающего и творческого воображения;

               4) воспитание эмоциональной отзывчивости к прочитанному, к героям и их поступкам, чувства переживания, сострадания, понимание моральных норм при оценке поступков героев ( личностные УУД);

               5) создание условий для развития устной монологической речи учащихся, для участия в учебном диалоге (коммуникативные УУД).

Тип урока: работа с художественным текстом (комбинированный).

Оборудование: авторская выставка книг Л.Н. Толстого; презентация к уроку, компьютер, проектор, экран;

Технология: развитие критического мышления через чтение и работу с текстом.

Приёмы: прогнозирование по названию; чтение с остановками; выборочное чтение; приём «Черты характера»; обращение к личному опыту учащихся.

Виды работы на уроке: коллективная; парная; групповая; индивидуальная.

                                                 Ход урока

Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый.

Мы урок начать готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

- Настроение прекрасное – покажите солнце ясное.

Если грусть вас мучит, покажите тучу.    

- Я думаю, что с таким прекрасным настроением мы и закончим урок.



II. Речевая разминка.

1)Работа над скороговоркой.

                                          Вез корабль карамель,

                                         Наскочил корабль на мель.

                                        И матросы две недели

                                       Карамель на мели ели.

Задание ( прочитать шепотом, тихо, громко, быстро, еще быстрее, вопросительно, побудительно.)

      III. Проверка домашнего задания.

      IV. Сообщение темы и цели урока. Подготовка к восприятию.

- Сегодня на уроке мы будем изучать творчество великого русского писателя и познакомимся с очень интересным и захватывающим рассказом, автором которого он является.

Вспомнив, из какого произведения отрывок и кто автор, вы узнаете Фамилию писателя. 



«— Что ты это делаешь, Миша? А Миша и говорит: — Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.» «Старый дед и внучек»

          _ Молодцы!

Прежде чем перейти к изучению этого произведения, давайте вспомним некоторые факты из биографии Л.Н.Толстого.

Выступление Даши Гостевой «О детских книгах , которые он написал»,

А.Бобровская рассказ «Из детских воспоминаний»

          А вот какой рассказ Л.Н. Толстого мы будем читать, вы узнаете, если разгадаете загадку.

     В бинокль злую рыбку разгляжу
Всех на корабле предупрежу.
Знайте дети все прекрасно —
С хищницей играть опасно:
Зубищи острые как нож,
Лучше ты ее не трожь!

– Что вы знаете об акулах? (Ответы детей.)

Сообщение Никиты об акулах.

Акула – страшная хищница моря…

Это очень древние рыбы. Благодаря обтекаемой форме тела при движении акулы испытывают самое ничтожное сопротивление воды, поэтому очень быстро плавают.

Акула – это слово часто с ненавистью произносят рыбаки и моряки: акулы  распугивают  и  уничтожают  рыбу,  рвут  сети,  иногда  нападают на людей. Пасть в нижней части головы акулы, похожая на узкую поперечную щель, усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуей с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы,  плывущей  порой  со  скоростью  40 км  в  час,  наносит  серьезные раны.

Акулы отличаются друг от друга величиной и внешним обликом. Но не все акулы хищники. Многие питаются планктоном, медузами, мелкой рыбешкой.

Акулы отличаются друг от друга величиной и внешним обликом. Особенно причудлива молот-рыба. Так ее назвали за форму головы, похожую на огромный молоток. Другая необычная акула – пилонос. Ее длина всего 1–2 м, но вид очень грозный: костяной вырост впереди головы, усеянный острыми шипами по краям, действительно напоминает пилу. Акулы откладывают крупные икринки, покрытые кожистой скорлупой, или рождают живых детенышей.

У всех акул скелет не костный, а из хрящей. Такой же скелет был у рыб, вымерших миллионы лет назад.

– Что нового вы узнали об акулах?

– Как называется такой текст? (Научно-познавательный.)

– Откройте учебник (с. 36).

  1. – А сейчас нам предстоит новая встреча с Л. Н. Толстым и его рассказом «Акула».

Ребята, как вы думаете, какую работу мы можем сделать с этим произведением? (составить рассказ, пересказать, проанализировать) А для чего? (развивать свою речь, быть образованным, грамотным человеком, развивать чувство сопереживания, уметь быть решительным в опасную минуту)

Б) Словарная работа.

- В рассказе «Акула» вам встретятся новые слова.

- Где можно найти объяснение незнакомых нам слов?

- Работа в группах. Найдите в толковом словаре значение слов: артиллерист (Артиллери́ст — это военнослужащий, организационно относящийся к артиллерии. Однако это слово сейчас не является обозначением военной специальности (ВУС), связанной с непосредственным обслуживанием артиллерийского орудия..)

, палуба (па́луба, также дек (англ. deck) — архитектурный элемент судна, горизонтальное перекрытие в корпусе или надстройках, опирающееся на борта, переборки и пиллерсы (при их наличии) и состоящее из набора (бимсов, карлингсов и др.) и настила (обычно деревянного или металлического); разделяет внутреннее пространство корпуса корабля на помещения по вертикали)

Фитиль, -я, м. 1. Лента, жгут или шнурок, служащие для горения в нек-рых осветительных и нагревательных приборах (лампах, свечах, керосинках). 2. Жгут из мягкого материала, пропитываемый ка-ким-н. составом (смазывающим, лекарственным)

Якорь (Я́корь — специальной формы литая, кованая или сварная конструкция, предназначенная для удержания корабля, подлодки, плота или другого плавающего объекта на одном месте за счёт взаимодействия с грунтом и связанная с объектом удержания посредством якорной цепи или троса.)

С л о в а р н о - л е к с и ч е с к а я   р а б о т а. Как понимаете

Не выдавай – не подведи меня.

Понатужься – постарайся.

Работа в парах .

Придумайте и запишите синонимы к слову смелый (мужественный, сильный духом, решительный, храбрый)

 опытный(находчивый, бывалый, многоопытный, искусный, знающий, сведущий)

Придумайте и запишите синонимы к слову веселый (радостный, шумный, жизнерадостный, беззаботный)

Проворный (шустрый, быстрый, юркий, как ящерица)

Придумайте и запишите синонимы к слову страх (ужас, испуг, паника, шок, боязнь),

радость (веселье, ликование, жизнерадостность).

Придумайте и запишите синонимы к слову мудрый (умный, разумный, глубокий, опытный, светлая голова, светлый ум, семи пяди во лбу, проницательный, прозорливый)

 добрый (заботливый, понимающий, добросердечный, сердечный, добродетельный, добродушный)

душевный (чуткий, отзывчивый, преисполненный доброты, сердечности)



V. Изучение нового материала.

1. П е р в и ч н о е   ч т е н и е   р а с с к а з а  учителем.

После чтение учителю следует сделать паузу, чтобы дети осознали, пережили услышанное.

– Было ли вам страшно? Когда? (Название вызывает беспокойство, потому что акула  страшная хищница моря. Начинаешь волноваться, когда мальчики вздумали купаться в открытом море. Становится страшно, когда раздается крик «Акула!».)

– Какие чувства, кроме страха, вы испытали при чтении рассказа? (Тревогу, беспокойство, волнение, отчаяние, радость.)

2. П о в т о р н о е   ч т е н и е   и   р а б о т а  по содержанию (чтение учащимися по цепочке).

– Кого можно назвать главным героем рассказа, почему? (Старого артиллериста.)

– Когда его охватил страх?

– Прочитайте, как автор описывает это состояние. («Бледный , как полотно, не шевелясь, смотрел на детей».)

– Расскажите о его переживаниях.

– Докажите, что старый артиллерист – мужественный человек. (Решительный, сильный духом старый солдат принял смелое решение  стрелять из пушки в акулу, которая была совсем рядом с мальчиками.)

– Почему после выстрела он закрыл лицо руками?

Л. Н. Толстого, как всегда интересует внутренний мир человека в опасные, страшные, трагические моменты жизни. Как много пережил старый артиллерист за короткое купание мальчиков!

 Ф и з к у л ь т м и н у т к а

П р о д о л ж е н и е   б е с е д ы   п о   с о д е р ж а н и ю.

– Какие слова подобрал Л. Толстой для того, чтобы показать, что все, кто видел акулу, испытали сильнейший страх? (Морское чудовище.)

– Как ведут себя матросы? (Сначала они обрадовались купанию, но когда появилась акула, они бросились к шлюпкам, чтобы спасти ребят. Те, кто остался на палубе, замерли от страха и ждали, что будет. Они были искренне рады спасению мальчиков.)

– Каково ваше отношение к мальчикам? К старому артиллеристу? К матросам?



3. В ы б о р о ч н о е   ч т е н и е.

– Как состояние страха переходило в радость? Прочитайте.

– Какие моменты в рассказе показались вам самыми волнующими? (Появление акулы, волнение артиллериста, встреча с акулой, выстрел, напряженное ожидание.)

– Найдите моменты напряженной тишины. Зачитайте. (С. 37  «артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей»; с. 37  перед выстрелом «замерли от страха и ждали, что будет».)



5. Итог урока.

– Что вы скажете о рассказе Л. Толстого «Акула»? (Это художественное произведение, написанное пером великого писателя. Здесь есть языковые, изобразительные средства, которые помогли нам образно представить случившееся (словесное рисование). Л. Н. Толстой заставил нас пережить тревогу и волнение, которые переходят в страх.)

Рассказ короткий, но сколько в нем чувств, картин; рассказ похож на кино, так как происходит быстрая смена событий, динамичное движение, много звуков: крики, визг, выстрел, ликование.

– Кому из героев вы больше всего сопереживали?

– Чему учит нас Л. Толстой этим рассказом? (Надо дорожить близкими, беззаботное поведение может довести до беды, показаны опасности, подстерегающие детей.)

В ы в о д: переживания отца, любовь к сыну, осуждение беззаботного поведения, легкомыслия.

  1. Оценивание

  2. Домашнее задание: приготовить пересказ рассказа Л. Толстого «Прыжок» от лица артиллериста или мальчика.