СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по литературному чтению "Русские народные песни. Обращение к силам природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературному чтению "Русские народные песни. Обращение к силам природы"»

Тема: «Русские народные песни. Обращение к силам природы.» (6 урок)

Цели: познакомить учащихся с р.н.п., лирическими и шуточными народными песнями; показать обращение народа к силам природы; развивать память, внимание; обогащать словарный запас.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать виды (жанры) устного народного творчества, находить созвучные окончания слов в песне, выразительно читать песни.

Ход урока

Организационный момент

Речевая разминка

- Прочитайте текст на доске.

Коляда, коляда!

Ты подай пирога,

Или хлеба ломти ну.

Или денег полтину.

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком!

Или сена клок. Или вилы вбок.



-Прочитайте медленно, жужжащим способом.

-А сейчас прочитаем все вместе плавно, певуче.

-Прочитаем с ускорением. Начнем медленно, затем с каждой строчкой будем увеличивать скорость.


Актуализация знаний. Постановка целей урока

  • Ребята, как вы думаете, что мы сейчас с вами прочитали? (Ответы детей. Кто-то, может быть, назовет, что это колядка.)

  • Правильно, это колядка. А что означает это слово? (Предположения детей.)

  • Колядка, или колядная песня, — новогодняя торжественная песня— величание в честь хозяев дома. Колядовщики - певпы (чаше всего подростки) желали получить за пение подарки. Если хозяева скупились на подаяние, то их корили за скупость.

  • Какой раздел мы будем изучать? (Раздел «Устное народное творчество».)

  • Что мы относим к устному народному творчеству? (Загадки, поговорки, пословицы, песни, сказки.)

  • Наш урок мы посвящаем русским народным песням.


Работа по теме урока

  • Чтение материала учебника и беседа

  • С чтения какой песни мы начали урок?

  • Сейчас узнаем о других песенках. Откройте с. 14 учебника. Прочитайте текст о русских народных песнях.

  • Приведите примеры русских народных песен Какие они бывают? (Есть колыбельные песни, песенки потешки, заклинки, шуточные и плясовые.)

  • Как понимаете значение слова «заклички»? (От слова «кликать», значит, звать.)

  • Прочитайте заклички в учебнике нас. 14—15.

  • В какое время года пелась каждая из песенок?

  • К кому обращаются дети в этих песенках?


2. Словарная работа


Лукошко — небольшая корзинка из лубка или прутьев, коробок.


Физкультминутка

Продолжение работы по теме урока

Чтение и обсуждение колядок

-Весной, играя во дворе, на улице, дети приветствовали радостно своими песенками первый дождь, теплое солнышко, радугу. (Заранее подготовленные ученики читают наизусть.)

  • Уж дождь — дождем. Поливай ковшом! Ситом, решетом. Целым ушатом! Мочи, мочи, дождь, На нашу рожь, На бабушкину пшеницу. На дедушкин ячмень Поливай весь день.


-Ребята, может быть, и вы знаете какие-то песенки?

  • Радуга-дуга, Не давай дождя. Давай солнышко, Колоколнышко! Дождик, дождик, пуще -Дай хлеба гушс! Хлеба — каравай. Весь день поливай!


Самостоятельное чтение учащихся

Молодцы! Сейчас сами прочитайте песню о лебедушке нас. 15-16.

Какая мелодия больше соответствует песне о лебедушке -веселая или грустная, напевная, протяжная или быстрая? (Ответы детей.)


Словарная работа

Невзгодою — невзгода — горе, несчастье. Клйкати — звать.


Работа над выразительным чтением песни

Чье чтение вам больше понравилось?

Рефлексия

Подведение итогов урока

-О песнях вы узнали на уроке?

- Для чего сочинялись песни?

- Какие из  них нам больше всего понравились?

Домашнее задание

Ознакомиться с новой песенкой про Ваню нас. 17. Выучить любую песню наизусть.