Тема: «Русские народные песни. Обращение к силам природы.» (6 урок)
Цели: познакомить учащихся с р.н.п., лирическими и шуточными народными песнями; показать обращение народа к силам природы; развивать память, внимание; обогащать словарный запас.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать виды (жанры) устного народного творчества, находить созвучные окончания слов в песне, выразительно читать песни.
Ход урока
Организационный момент
Речевая разминка
- Прочитайте текст на доске.
Коляда, коляда!
Ты подай пирога,
Или хлеба ломти ну.
Или денег полтину.
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Или сена клок. Или вилы вбок.
-Прочитайте медленно, жужжащим способом.
-А сейчас прочитаем все вместе плавно, певуче.
-Прочитаем с ускорением. Начнем медленно, затем с каждой строчкой будем увеличивать скорость.
Актуализация знаний. Постановка целей урока
Ребята, как вы думаете, что мы сейчас с вами прочитали? (Ответы детей. Кто-то, может быть, назовет, что это колядка.)
Правильно, это колядка. А что означает это слово? (Предположения детей.)
Колядка, или колядная песня, — новогодняя торжественная песня— величание в честь хозяев дома. Колядовщики - певпы (чаше всего подростки) желали получить за пение подарки. Если хозяева скупились на подаяние, то их корили за скупость.
Какой раздел мы будем изучать? (Раздел «Устное народное творчество».)
Что мы относим к устному народному творчеству? (Загадки, поговорки, пословицы, песни, сказки.)
Наш урок мы посвящаем русским народным песням.
Работа по теме урока
Чтение материала учебника и беседа
С чтения какой песни мы начали урок?
Сейчас узнаем о других песенках. Откройте с. 14 учебника. Прочитайте текст о русских народных песнях.
Приведите примеры русских народных песен Какие они бывают? (Есть колыбельные песни, песенки потешки, заклинки, шуточные и плясовые.)
Как понимаете значение слова «заклички»? (От слова «кликать», значит, звать.)
Прочитайте заклички в учебнике нас. 14—15.
В какое время года пелась каждая из песенок?
К кому обращаются дети в этих песенках?
2. Словарная работа
Лукошко — небольшая корзинка из лубка или прутьев, коробок.
Физкультминутка
Продолжение работы по теме урока
Чтение и обсуждение колядок
-Весной, играя во дворе, на улице, дети приветствовали радостно своими песенками первый дождь, теплое солнышко, радугу. (Заранее подготовленные ученики читают наизусть.)
Уж дождь — дождем. Поливай ковшом! Ситом, решетом. Целым ушатом! Мочи, мочи, дождь, На нашу рожь, На бабушкину пшеницу. На дедушкин ячмень Поливай весь день.
-Ребята, может быть, и вы знаете какие-то песенки?
Радуга-дуга, Не давай дождя. Давай солнышко, Колоколнышко! Дождик, дождик, пуще -Дай хлеба гушс! Хлеба — каравай. Весь день поливай!
Самостоятельное чтение учащихся
Молодцы! Сейчас сами прочитайте песню о лебедушке нас. 15-16.
Какая мелодия больше соответствует песне о лебедушке -веселая или грустная, напевная, протяжная или быстрая? (Ответы детей.)
Словарная работа
Невзгодою — невзгода — горе, несчастье. Клйкати — звать.
Работа над выразительным чтением песни
Чье чтение вам больше понравилось?
Рефлексия
Подведение итогов урока
-О песнях вы узнали на уроке?
- Для чего сочинялись песни?
- Какие из них нам больше всего понравились?
Домашнее задание
Ознакомиться с новой песенкой про Ваню нас. 17. Выучить любую песню наизусть.