Тема: И.А. Бунин "Густой зелёный ельник у дороги…" 3 класс
Тип: изучение нового материала
Задачи:
Развивать представление о средствах создания образа в литературе и в изобразительном искусстве.
Обучать выразительному чтению.
Формировать систему читательских умений.
Планируемые результаты
Предметные:
Читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно. Выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы
Пользоваться элементарными приемами анализа текста.
Наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает.
Метапредметные:
Понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение.
Анализировать стихотворение И.А. Бунина "Густой зелёный ельник у дороги…" с опорой на систему вопросов учителя, выявлять основную мысль произведения.
Оценивать свои результаты работы в парах с помощью шкалы «успеха».
Личностные:
Метапредметные связи: Русский язык, темы «Лексика», «Текст».
Ресурсы урока: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий «Литературное чтение. Учебник 3 класс», портрет И.А. Бунина; фотографии оленей;
ХОД УРОКА
Организационный момент
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Пожелаю вам сейчас
Новых знаний, в добрый час.
Проверка домашнего задания.
а) Чтение стихотворения «Полевые цветы»
- Вчера мы изучали стихотворение «Полевые цветы» Ивана Алексеевича Бунина и дома вы должны были подготовить его выразительное чтение. Сейчас порадуйте нас своим выразительным чтением.
б) Вопросы после чтения:
- Почему автора привлекают скромные полевые цветы? Объясните
Сообщение темы урока
- Да, природой восторгаются не только художники, но и поэты, писатели и мы с вами.
- Ребята! Произведение, которое мы будем сегодня читать, хранит в себе переживания, мысли и душу поэта написавшего их.
1 слайд (Портрет и годы жизни И.А. Бунина)
- Напомню вам некоторые факты из жизни Бунина.
- Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже, в старинной дворянской семье. Он очень много путешествовал и хорошо знал русский, английский, французский языки. Для стихов Бунина характерна задушевная интонация. В них отразилась любовь поэта к России, родной земле.
Сегодня мы познакомимся с его стихотворением « Густой зеленый ельник». Закройте учебники.
Первичное чтение
- Послушайте стихотворение И.А. Бунина и постарайтесь понять внимательное и бережное отношение поэта к миру природы.
(Выразительное чтение стихотворения учителем)
- Вам понравилось это стихотворение? Почему?
- Какое настроение вызвало в вас это стихотворение?
(радость, чувство восхищения)
- Что вызывает в вас эту радость?
- Откройте учебники на странице 176.
- Какие слова помогли поэту передать это настроение?
О, как легко он уходил долиной!
Как бешено, в избытке свежих сил,
В стремительности радостно-звериной
Он красоту от смерти уносил!
Физминутка
Чтение детьми и работа нал словарем
- Прочтите самостоятельно стихотворение, найдите трудные для вас слова и подчеркните их.
Словарно-лексическая работа (работа в парах)
- Сейчас вы будете выполнять здание на карточках. Вам предлагается соотнести новое трудное слово, которое встретилось в тексте с его лексическим значением. Работать можно в парах.
- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
2 слайд (1-я, 2-я,3-я,4-я строфы)
1 строфа
Ельник – лес, в котором растут ели.
Тонконогий олень – олень, у которого тонкие ноги.
Тяжкие рога – тяжёлые рога
2 строфа
Зубом скрёб – зубом грыз
Остинка – уменьшительно – ласкательная форма слова «ость»: тонкая длинная щетинка на колосе у злаков; в данном случае речь идёт о хвойных иголочках.
Макушка ёлки – верхушка ёлки
3 строфа
Размеренный след – определённая мера для следа
Собачий гон – (гнать – охотиться, загонять.)
4 строфа
Долина – открытая местность
Бешено – изо всех сил
В избытке свежих сил – много новых сил
Стремительность – быстрота
- Кто из вас выполнил задание без ошибок? Оцените работу своей пары.
- Придумайте название этому стихотворению.
(«Красавец олень», «Красота побеждает смерть», «Густой зелёный ельник у дороги…», «Красота»)
- Как вы думаете, почему сам автор не дал никакого названия своему стихотворению?
(Оно лишает читателя возможности самому проникнуться чувством восхищения перед красотой зверя.)
Анализ стихотворения
- Почему стихотворение начинается с описания густого зелёного ельника?
- Перед нами разворачивается спокойная жизнь леса, прекрасная в свой обыденности.
Густой зелёный ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
3 слайд (пейзаж ельника)
- Как вы думаете, действительно ли герой - рассказчик этого стихотворения наблюдал события, которые он описывал?
- Как он понял то, что произошло в лесу? (По следам.)
- Какие следы он увидел? Чьи это были следы? (Следы оленя.)
- Как изменяются оленьи следы? («И вдруг – прыжок!»)
- Чьи ещё появляются следы на снегу? (Охотничьих собак)
- Куда из леса ведёт теперь след? (В луга, в долину)
- Какой пейзаж теперь перед нами в конце стихотворения?
4 слайд (Фотографии оленей)
- Чем закончилась погоня? (Олень спасается.)
- В чём красота оленя?
(«Могучий, тонконогий, к спине откинув тяжкие рога»)
- Что можно сказать о рассказчике, который по следам смог восстановить происшедшие события? (Он наблюдательный человек.)
- Умение читать следы на снегу – большое искусство, которое доступно только очень наблюдательным людям. Таков автор этого стихотворения.
- Любит ли он природу?
- Где и почему происходит перелом настроения? («И вдруг – прыжок!» - смысл поединка жизни и смерти, красоты и смерти.)
Работа над выразительным чтением стихотворения
– Всё ли стихотворение мы будем читать в одном темпе?
– Какие строки читаются медленнее, а какие – быстрее?
– С какой интонацией читать последнюю строфу? Почему?
Выразительное чтение стихотворения
Рефлексия, оценивание
- Что вас взволновало? О чём задумались? (Такие люди умеют любить и ценить природу, поэтому они нарисовали удивительные картины красками и словами.)
– Это стихотворение написано 100 лет назад, но сегодня, почти век спустя мы изучаем это стихотворение и любуемся этими картинами. Почему?
– (Стремление спасти красоту от гибели по–прежнему актуально, и поэтому прекрасное стихотворение Бунина звучит очень современно.)
– Я благодарю вас за работу на уроке.
Домашнее задание
Приготовить выразительное чтение стихотворения, нарисовать иллюстрацию, подписать цитатой из стихотворения.
5 слайд (Благодарность)