Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) школа № 2»
(МБОУ «ВСШ № 2»)
Разработка урока по литературе
«Соль земли Русской: сила и красота людей Севера»
(малая проза Ф. А. Абрамова)
Автор: Кузнецова Наталья Вениаминовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «ВСШ № 2»
Адрес: Архангельская область,
Вельский район, дер. Горка Муравьевская
Спецгородок, д. 1 «А»
тел. (81836)4-31-59
Вельск, 2017
Аннотация
Разработка предназначена для учащихся 9-11 классов.
На уроке использованы следующие технологии:
Название технологии для организации урока с позиции системно-деятельностного подхода | Используемые |
Методы | Приемы |
ТРКМЧП Технология проблемно-диалогического обучения | | -нестандартный вход в урок - домысливание -ассоциативный ряд -театрализация - ключевые слова и словосочетания - работа в группах -мини-исследование - «пять пальцев» |
Цели деятельности учителя | Настроить учащихся на размышление об идейном содержании рассказов Ф. А. Абрамова. Направить учащихся на размышления о лучших качествах личности, на которых заостряет внимание читателя автор рассказов. В ходе коллективного диалога попытаться вызвать у учеников отклик на нравственные проблемы, поднимаемые в рассказах. Развивать навыки монологической речи и вдумчивого чтения. |
Тип урока | Урок внеклассного чтения |
Планируемые образовательные мероприятия | Предметные: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, уметь извлекать из текста необходимую информацию. Метапредметные: Создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад. Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения. Личностные Формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу и способам решения новой задачи; формировании позитивного отношения к процессу образования. Регулятивные: обучающиеся учитывают выделенные преподавателем ориентиры действия в учебном материале, работают в сотрудничестве. Коммуникативные: обучающиеся сознательно ориентируются на позиции других людей, в ходе чего формируется умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство |
Цель урока: выявление сильных, лучших черт характера героев рассказов Ф. А. Абрамова, как типичных черт человека Русского Севера
Задачи:
Обучающая: расширить представление обучающихся о жизни людей Русского Севера и творчестве Ф.А. Абрамова (рассказы «Валенки», «Золотые руки», «Когда делаешь по совести»); выявить идейный смысл рассказов, авторское отношение к героям.
Развивающая: развивать аналитические умения обучающихся, их мышление, устную речь через сопоставление и осмысление поступков героев, мотивов их поведения.
Воспитательная: воспитывать нравственные черты личности; формирование коммуникативных умений (работа в группе, умение выслушивать и дополнять участников занятия.
Оборудование:
персональный компьютер
мультимедийный проектор
Учебные средства:
учебная презентация
шаблон-фрейм
Метапредметные умения: развитие монологической речи, работа с информационными источниками (словари); формирование навыков аналитической работы с текстом; умение сопоставлять и сравнивать.
Ожидаемые результаты: расширение представления о себе как о части своего народа, о традициях русской классики в творчестве Ф. Абрамова.
Предварительная подготовка: прочитать рассказы Ф. Абрамова: «Валенки», «Золотые руки», «Когда делаешь по совести»
Тема урока (полностью не записана) «… »: … и красота … Русского Севера (дополняется и записывается в ходе занятия)
Эпиграф
«На Севере холодно, да доброты у людей много»
«Северная земля самая холодная, но и самая сердечная»
Ход занятия
1этап. Мотивация (самоопределение к деятельности)
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки
Учитель: На одном психологическом тренинге участникам предложили сравнить зарубежные страны с одним из предметов мебели, на котором можно сидеть.. И вот что получилось …. Америка - какая?
— Америка — она как... офисный стул! Удобно, функционально, везде ручечки, можно под себя настроить. Но скучно.
— А какая Англия?
— Англия — она как старое кожаное кресло. Неповоротливое, тяжелое, где-то протертое, где-то дырявое. Но уютное! И неповторимый запах...
— А Россия?
— Россия? Хм. Садовая скамейка. Жестко. Занозы. Дует... Но на ней вырезаны наши имена.
- Если представить, что русская литература – вот эта самая «садовая скамейка», чем она так дорога нам, чьи имена и судьбы «вырезаны» на её досках-страницах?
(Русская литература – для нас родная, на ней «высечены» наши имена, имена наших родителей, дедов и прадедов – имена русских людей, наша судьба, наш характер, наша история, наша душа)
Учитель: Россия – многонациональная, многоликая страна. И каждый её уголок имеет свои неповторимые черты. Об одном из этих уголков Ф. А. Абрамов писал:
«Родная, ни с чем не сравнимая земля отчич и дечич. Край невероятных просторов, раздолья и воли (никогда не знал ни татаро-монгольского ига, ни крепостного права), край редкого богатства и редкой красоты, которая и поныне еще не утратила очарования первобытной дикости» Из книги «В краю родникового слова» Ф. А. Абрамов
- Что это за край? (ученики отвечают)
Учитель: Русский Север. Поморье. Или еще — Двинское Заволочье, как его в старину называли новгородцы, первые русские насельники здешних мест
Край РОДНИКОВОГО СЛОВА.
- Как вы думаете, почему Фёдор Александрович употребляет эпитет «родниковое» слово? Какие возникают ассоциации? (прозрачное, чистое, живое, святое и т. д)
2 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала
Учитель: Что вы знаете о Ф. А. Абрамове? (писатель Русского Севера, другие варианты ответов учащихся)
Театрализация. Краткое «интервью», подготовленное учащимися заранее (можно на фоне видео – северный пейзаж, Веркола, Пинега) (Приложение № 2)
Примерные вопросы:
Кто является главным героем ваших произведений? (простой деревенский народ)
Чем близка вам жизнь деревни, откуда вы так хорошо знаете северный народ? (сведения о семье и жизни в деревне)
Учитель благодарит актёров и продолжает:
- Ваше домашнее задание заключалось в прочтении рассказов Ф. А. Абрамова.
- О ком эти рассказы? Откуда Фёдор Александрович берёт сюжеты своих рассказов? (о людях деревни, простых, открытых, тонко переживающих..)
3 этап. Постановка учебной задачи (проблемы)
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие на основе анализа прозаического произведения
Учитель: Есть такое выражение «Соль земли» Что оно означает?
Сообщение учащегося (Приложение № 2)
Учитель: Как вы думаете, почему «соль»? (соль в старину очень ценилась, соль придаёт ВКУС еде)
- Так и самые достойные люди придают вкус жизни, раскрывая его, они помогают понять его другим – нам с вами. Вкус жизни – смысл жизни.
- Применимо ли это выражение относительно героев рассказов?
- При прочтении герои вам показались знакомыми? Кого они вам напомнили? (возможно, учащиеся вспомнят своих близких, а может и себя?)
- Легко ли пришлось в жизни героям рассказов? Сильные ли это люди? Почему? – вот вопросы, на которые нам предстоит ответить. Что мы должны выяснить, какое ключевое слово звучит в вопросах? (сила)
- Что такое СИЛА? (индивидуальное задание – работа с толковым словарём)
- В чем выражается сила? (варианты ответов учеников)
- О какой силе героев повествует автор: физической или духовной? (варианты ответов учеников)
Учитель: В чем сила людей Севера??? – этот вопрос будет в центре нашего внимания. Попробуйте сформулировать тему нашего занятия, внесите в название темы ключевые слова («… » : … и красота … Русского Севера – учащиеся дополняют)
- О ком наш разговор? (О людях Русского Севера)
- Какой фразеологизм можно употребить, говоря о людях севера («соль земли»)
- Мы сказали, что герои рассказов, которые вы прочитали – это люди сильные. Таким образом, ключевые слова … (дополняют: сила, люди; записывают тему урока в тетрадь)
Учитель: какова цель относительно темы разговора? Какие задачи будем решать для достижения цели?
Цель: выявление сильных, лучших черт характера героев рассказов Ф. А. Абрамова
Задачи: прочитать, проанализировать, выделить, обобщить (слова записаны на доске, учащиеся дополняют)
Учитель: какую из поставленных задач уже выполнили?
4 этап. Практическая работа в группах с проверкой
Цель: раскрыть, какие лучшие (сильные) черты характера героев выделяет автор, а также какие нравственные проблемы поднимаются в рассказах, попытаться
вызвать у учеников отклик на эти проблемы в ходе коллективного диалога
Учащиеся работают в группах (три группы, разделены произвольно по рассказам; можно предложить выбрать относительно рассказа, который больше всего заинтересовал) Предлагается проанализировать эпизоды рассказов с использованием элементов технологии «Мысль и образ» («Стратегия визуального мышления»)
предлагается отрывок из рассказа (Приложение 1) и задание «со стратегией вопросов» (Приложение 3) (самостоятельно работают только с вопросами 1-7; вопросы 8-9 - вместе с учителем)
учащимся также предлагается подобрать иллюстрацию к эпизоду.
Рекомендации
Возможно индивидуальное задание: подготовить заранее иллюстрации к эпизодам рассказов (подбирают или рисуют самостоятельно). Стратегию вопросов можно перефразировать.
Варианты ответов 5-6 вопросы:
– Кто этот человек? (девочка - подросток, молодая девушка, человек деревни, трудяга, крестьянин и т. д.)
– Где это происходит? (Кто, что и где?) (Русский Север, Поморье, суровый край, деревня )
– Когда это происходит? (Где и когда?) (зима- «Новый год … завтра»; 1952 год, «послевоенное лихолетье»)
Учащимся дается время на подготовку (5-7 минут)
Далее предлагается высказаться относительно вопросов стратегии.
Учитель обобщает ответы учащихся
Одновременно всеми учащимися заполняется фрейм, позволяющий в дальнейшем сделать вывод. (Приложение 4)
Учитель (обобщение)
1 группа «Валенки» Валенки для героини – это символ всей ее жизни. Это первая награда, победа, память о которой дорога для героини. Это символ взаимопомощи, человеческой признательности, способности радоваться простым жизненным вещам.
2 группа «Золотые руки» Героиня рассказа неидеальна, но прекрасна своей внутренней красотой. Об отношении автора к героине мы можем судить по словам председателя (одного из героев рассказа). От какого лица ведется повествование? Почему? А втор пишет от первого лица, тем самым подчеркивая свою близость к северному простому люду, своё знание жизни севера изнутри.
3 группа «Когда делаешь по совести» Название рассказа с одной стороны звучит как утверждение, а с другой как – вопрос.
- Когда делаешь по совести? – когда думаешь не о себе, а о других (учащиеся предлагают варианты)
- Когда делаешь по совести – бывает … страшно, но чувство справедливости придает силы и уверенности (учащиеся предлагают варианты)
- Каков смысл происходящего?
- Что помогло преодолеть героям сложные ситуации в жизни? (фрейм)
- Перечитайте заключительные строчки рассказа «Когда делаешь по совести»
- В каком предложении звучит главная мысль рассказа и главная проблема, над которой заставляет задуматься автор?
«Мы действительно подзабыли, для чего живём»
5 этап. Закрепление изученного материала
Цель: проверить умение применять полученные знания
Вопросы стратегии «Мысль и образ» (8-9 вопросы; Приложение № 3) (учащиеся отвечают)
Учитель Писатель не уставал восхищаться северянами-трудниками, их выносливостью, терпением, скромностью, трудолюбием….Вот что писал Федор Абрамов о Севере и о его людях - (эпиграф) добавляет:
«Север держится на трёх китах: на белых ночах, на работе и на слове»
- Какое свойство отмечает в людях Севера Ф. Абрамов? (учащиеся отвечают)
- В чем сила героев рассказов? (учащиеся отвечают)
- Правы ли мы, выбрав для темы нашего занятия фразеологизм «соль земли», имея в виду людей Русского Севера? (учащиеся отвечают)
Из всех людских талантов Абрамов особо выделял «высший дар, который поднимается над всеми – дар доброты и человечности»
- О ком мы говорили? (это русский человек, человек деревни, представитель северного народа)
- А мы – являемся представителями своего народа? (учащиеся отвечают)
- Особенности характера героев, которые мы выявили, свойственны нам как представителям народа? (учащиеся отвечают)
- Таким образом, каков смысл происходящего? О ком мы беседовали? (о себе)
Познавая характер героев, мы узнавали – себя как часть своего народа
Литература помогает познать себя, а значит, помогает решать вопросы нашей жизни.
- Как бы вы назвали эти рассказы?
Домашнее задание: придумайте продолжение к понравившемуся вам рассказу.
Русский человек - романтик, мечтатель, мыслитель; несмотря на всю внешнюю суровость, человек тонкой организации, душевный, тонко чувствующий природу и душу другого человека.
6. Рефлексия деятельности
Цель: оценить результаты собственной деятельности
Учитель предлагает обучающимся оценить работу на уроке с использованием метода «Пять пальцев» (Приложение № 5)
Используемые источники:
1. Абрамов, Ф. А. Дом: Роман; Повести; Рассказы; Публицистика /Сост. Л. В. Крутикова. – М.: Высш. шк., 1988.- 671 с.
2. Литературный Север: Книга для учащихся 5-8 классов/ Сост. Л. С. Скепнер. – Архангельск: Изд – во Поморского педуниверситета, 1995. – 431 с.
3. Школьный фразеологический словарь / сост. М. И. Степанова. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 350 с. Управление персоналом : учебник / под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Ерёмина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ, 2016. – 560 с.
Приложение 1
1 группа (Рассказ «Валенки»)
Задание: прочитайте отрывок и ответьте на вопросы
«Новый год, говорят, Дарка, завтра у людей». Эх, думаю, и мне надо Новый год отметить. А как? Чем? У нас тогда, в войну, не то что хлеба, картошки-то досыта не было. А давай, думаю, у меня хоть валенки сухие в новом году будут. Положила в печь, легла на нары. Думаю, полежу немножко, выну. А проснулась утром — в бочку железную бригадир колотит. Я вскочила, к печи-то подбегаю, заслонку открываю, а у меня от валенок-то одни голяшки. Сгорели. Жарко, вишь, топили печь. Стены-то в бараках худыe — к утру все выдует, куржак в углах-то, зайцы белые. Я вся в слезах к начальнику лесопункта. Босиком. По снегу, как сейчас помню, — конторка напротив барака стояла. «Так и так, говорю, Василий Егорович, у меня валенки сгорели, что мне делать?» — «А что хошь делай, а чтобы к утру завтра была на работе. А то под суд отдам». Пошла домой — восемь верст до дому. Из шубы маминой два лоскута вырезала, ноги обернула да так и иду зимой по лесу. Пришла домой, а что возьмешь дома? Катя, сестренка младшая, в детдоме, изба не топлена, на улице теплее. Вот я села на крыльцо, плачу. Идет старичок, Евграф Иванович, конюхом робил. «Чего, девка, ревешь?» — «Валенки сожгла. Начальник сутки дал, а где я их возьму». — «Ничего, говорит, не плачь. Пойдем ко мне на конюшню, что-нибудь придумаем». Вот пришли на конюшню, тепло у дедушки, да я только села на пол к печке, прижалась, как к родной мамушке, и уснула. До самого вечера спала. А вечером меня дедушко Евграф будит: «Вставай, говорит. Ладно, нет, я чего скорестил». Я гляжу и глазам не верю: бурки теплые, эдаки шони из войлока от хомутов старых сшил. Я надела бурки да до самого барака без передышки бежала. В лесу темно, разве звездочка какая в небе мигнет, а я бежу да песни от радости пою. Успела. Не отдадут под суд.
2 группа (Рассказ «Золотые руки»)
Задание: прочитайте отрывок и ответьте на вопросы
Мария вернулась через три дня. Мрачная. С накрепко поджатыми губами.
— Да ты что, — попробовал пошутить председатель, — перепила на свадьбе?
— Не была я на свадьбе, — отрезала Мария и вдруг с яростью, со злостью выбросила на стол свои руки: — Куда я с такими крюками поеду? Чтобы люди посмеялись? Председатель ничего не понимал.
— Да чего не понимать-то? Зашла на аэродроме в городе в ресторан перекусить чего, думаю, два часа еще самолет на Мурманск ждать, ну и пристроилась к одному столику — полно народу: два франта да эдакая фраля накрашенная. Смотрю, а они и есть перестали. — И тут Мария опять сорвалась на крик: — Грабли мои не понравились! Все растрескались, все красные, как сучья — да с чего же им понравятся? — Мария, Мария…
— Всё! Наробилась больше. Ищите другую дуру. А я в город поеду красоту на руки наво-дить, маникюры… Заведу, как у этой кудрявой фрали. — И ты из-за этого… Ты из-за этих пижонов не поехала на свадьбу? — Да как поедешь-то? Фроська медсестрой работает, жених офицер сколько там будет крашеных да завитых? А разве я виновата, что с утра до ночи и в ледяную воду, и в пойло, и навоз отгребаю… Да с чего же у меня будут руки?
— Мария, Мария… у тебя золотые руки… Самые красивые на свете. Ей-богу! — Красивые… Только с этой красотой в город нельзя показаться. Успокоилась немного Мария лишь тогда, когда переступила порог телятника. В семьдесят пять глоток, в семьдесят пять зычных труб затрубили телята от радости.
3 группа (Рассказ «Когда делаешь по совести»)
Задание: прочитайте отрывок и ответьте на вопросы
Стрельников выдал бумагу, а через день его вызвали на бюро райкома. Заявление: старший ветврач Стрельников разрешил отдать коров колхозникам, а государству вместо высококачественной говядины всучил какую-то свинину и недозрелую баранину. Одним словом, обман, антигосударственная практика! (Кстати, заявление, как потом выяснилось, накатал один из колхозников, которому не досталось коровы.) Секретарь райкома темной тучей навис над молодым ветврачом: отвечай! И от членов бюро несло крещенским холодом. И Стрельников в первую минуту перепугался насмерть, а потом вдруг вспомнил председателя с обрубком вместо руки и просто озверел: — Это накормить-то крестьянских детишек молоком антигосударственная практика? Да зачем же нас с вами сюда прислали? Разве не для того, чтобы крестьянские дети молоко ели? Или вам плевать на крестьянских детей, поскольку сами получаете молоко с базы? Нет, то, что я сделал, это не антигосударственная практика, а единственно государственная и народная практика! Сказал, и не вышел, а вылетел вон. Члены бюро уставились на первого секретаря: что сделает тот? Сейчас, сию минуту, позвонит куда следует или покамест распорядится, чтобы заготовили приказ о снятии Стрельникова? А первый сидел-сидел, смотрел-смотрел в стол и вдруг сказал: — Будем считать, что никакого заседания бюро у нас сегодня не было. Прошло, наверно, с полмесяца. Многие сослуживцы перестали разговаривать со Стрельниковым — на всякий случай, чтобы не погореть заодно с ним. А сам Стрельников назло всем ходил по передней улице мимо райкома. Смотрите! Не боюсь! И вот однажды, когда он так среди бела дня напоказ рысил мимо райкома, оттуда вдруг вышел секретарь со своим синклитом. — Стрельников, чего не здороваешься? — А чтобы не подумали, что подлизываюсь к вам, — с вызовом ответил Стрельников. — Вот как! — усмехнулся секретарь. — Ну коли ты не хочешь подойти, я сам к тебе подойду, — и на виду у всех через грязную дорогу пошлепал к Стрельникову. Подошел, протянул руку: — Правильно выступил. Мы действительно подзабыли, для чего живем Я, брат, из беспризорников и знаю, что такое голод. Работай. Но серость свою не показывай. Со старшими надо здороваться.
Приложение 2
Родился Я 29 февраля 1920 года в далекой северной деревне Веркола Архангельской губернии Пинежского уезда, отгороженной от города бескрайними лесами, болотами, озерами. Только в 18 лет впервые увидел город, железную дорогу, поезд, трамвай, театр. Меня поразило и надолго насторожило городское многолюдье, где даже в одном доме люди не знают друг друга.
Детство и юность я провел в далекой таежной глуши, это время было нелегким. Большая многодетная, рано осиротевшая семья: отец умер, когда мне не было и двух лет. Тяжелый крестьянский труд, когда хлеб добывался в поте лица, и учеба сначала в начальной школе Верколы, а затем - в Карпогорах, за пятьдесят верст от дома, куда подросток в праздники добирался то пешком, то на попутных подводах.
Я окончил филологический факультет Ленинградского университета, потом была Великая Отечественная война, вместе со своими сокурсниками ушел ополченцем защищать Ленинград. Тяжелые ранения, блокадный госпиталь, переправа по Дороге жизни через Ладогу, отпуск по ранению на родное Пинжье.
Окончил университет, аспирантура, работа на кафедре советской литературы, лекции, экзамены, статьи... Своими учителями, я, конечно, считаю старшего брата, учителя Алексея Федоровича. В моей жизни был еще один близкий пример - пример чистой душевности. Это была моя родная тетка Иринья. "Она была старая дева, что называется в народе христова невеста, швея, она обходила и обшивала всю деревню. Каждый ее приход был великой радостью, потому что вместе с ней входил в дом свет, входила доброта, милосердие и бескорыстие. На глазах люди добрели, набирались добрых и хороших помыслов".
«Соль земли» – фразеологизм. Когда кого-то называют «солью земли», подразумевают, что этот человек или группа людей положительно отличается от других представителей общества, то есть «соль земли» – это самые достойные люди
Приложение 3
Стратегия вопросов
Что (кого) вы видите?
А что еще? Кто видит что-то другое?
Что происходит в этом отрывке?
Что вы тут видите такое, что позволяет вам так утверждать? Что заставляет вас так думать?
Кто этот человек?
Где это происходит? (Кто, что и где)
Когда это происходит? (Где и когда?)
Что, как вам кажется, заинтересовало писателя в этом сюжете? Что видно, а о чем мы можем только догадываться?
Какие ассоциации вызывает название рассказа? Как вы думаете, почему такое название дает автор?
Приложение 4
название | Рассказ «Валенки» | Рассказ «Золотые руки» | Рассказ «Когда делаешь по совести» |
Герой (-и) Ф. И. О. Основные сведения | | | |
| | |
Ключевые события отрывка | | | |
| | |
Чувство (эмоциональное состояние, переживаемое героем) | | | |
| | |
Что помогло преодолеть? | | | |
Вариант заполненного фрейма
Название рассказа | Рассказ «Валенки» | Рассказ «Золотые руки» | Рассказ «Когда делаешь по совести» |
Герой (-и) Ф. И. О. Основные сведения | | | |
| | |
Ключевые события отрывка | Сгорели валенки | Встреча на вокзале | Заявление бюро райкома Крещенский холод |
Сшили новые валенки | Возвращение домой | Приветствие, встреча |
Чувство (эмоциональное состояние, переживаемое героем) | СТРАХ | ОБИДА «со злостью» | «на зло» «с вызовом» |
«От радости пою» | «успокоилась» «от радости затрубили» | ? |
Что помогло преодолеть? | Ответственность Смекалка Помощь | Любовь к своему делу | Стойкость; чувство справедливости; мысли о других, а не о себе |
Приложение № 5
Метод « Пять пальцев»
Обучающиеся заполняют контуры «руки» (обводят свою руку и пишут на каждый палец краткие ответы на вопросы)
Какие знания я получил?
Что я делал, чтобы достичь цели?
Каким было настроение в процессе урока?
Чем я помогал другим участникам?
Как я себя чувствовал физически?
3