СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по литературному чтению 3 класс "Борис Житков "Про обезьянку"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка включает в себя конспект урока, красочную презентацию и аудиозапись рассказа.

Просмотр содержимого документа
«Борис Житков Про обезьянку»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красногвардейская школа №1»

Красногвардейского района Республики






Конспект урока



Предмет

Литературное чтение

Класс 3-В



Тема урока


Борис Степанович Житков

«Про обезьянку».





Учитель начальных классов

Белозерова Марина Николаевна





Тема: Борис Степанович Житков «Про обезьянку».

Задачи урока:

  • продолжить работу над рассказом Б.Житкова; обучать составлению сжатого пересказа; учить приёмам, способствующим осознанному выразительному чтению;

  • расширять кругозор учащихся; учить детей гуманному отношению к животным; работать над развитием мышления, речи учащихся

  • прививать интерес к чтению; воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты. УУД:

  • Познавательные общеучебные действия: формировать умения извлекать необходимую информацию, умение осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, формировать умение смыслового чтения, расширять словарный запас умение самостоятельно делать выводы.

  • Коммуникативные действия: формировать умения работать в коллективе, полно и точно выражать свои мысли, умение слушать и вступать в диалог.

  • Регулятивные учебные действия формировать умения контролировать (сличением способов действия и его результата с учебником).

  • Личностные: развивать познавательный интерес, формировать умение нравственно-этической ориентации, устанавливать причинно-следственные связи.

Ход урока:

1 этап Самоопределение к деятельности. Эмоциональный настрой на работу.

Учитель:

Здравствуйте, ребята!

Каждый урок чтения - это урок общения. На этом уроке мы с вами будем продолжать работу над изучаемым произведением, познакомимся с новыми фактами из жизни писателя и, конечно же, будем обмениваться своими мыслями.

А урок мы начнем с игры «Привет, сосед»

Дети:

Привет, сосед,

улыбнись мне в ответ,

я хочу, чтобы ты не грустил,

всем улыбки сегодня дарил!

Работать сегодня мы будем вместе и дружно. И девизом к нашему уроку я взяла такие слова

Упустишь минуту - потеряешь час.

Желаю вам сегодня на уроке не упустить ни одной минутки, чтобы каждая минутка на уроке была для вас полезной.

2 этап Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Звучит мелодия «Маленький принц»

Когда-то на свете жил-был замечательный человек, очень любивший свою планету Землю и болеющий всей душой за её будущее - известный французский писатель и летчик Антуан Сент- Экзюпери, герой которого, Маленький принц, тоже мечтал навести порядок на своей планете. Ему принадлежат очень правильные слова, которые вы видите здесь на баннере: «Мы в ответе за тех, кого приручили...» в конце урока мы вернемся к этим словам и попробуем объяснить, что значит БЫТЬ В ОТВЕТЕ.

А сейчас предлагаю составить слова из набора букв.

Бьназоеяк, алчмьки, овитарщ

Обезьянка, мальчик, товарищ.

- Эти слова вам о чем-то говорят?

- Исследуйте слова и вспомните название произведения, с которым мы будем работать сегодня на уроке. (Формулирование темы учащимися)

3 этап постановка проблемного места, затруднения, выявление места и причины затруднения

-Как называется рассказ, который мы читали на уроке и дома?

- Кто его написал?

Посмотрите, на доске вы видите несколько портретов. На каком из них изображён Житков Б. С.? А знакомы ли вам остальные авторы? (Крылов И.А., Л. Н. Толстой) А в каких произведениях этих авторов встречается образ обезьяны? (басня «Мартышка и очки», рассказ «Прыжок»)

ПЕЛЕРИНКА - накидка на плечи, обычно не доходит до пояса. А в каком эпизоде нам встретилось это слово? (выборочное чтение)

Свора - несколько собак, собравшихся вместе

Казённый - то, что принадлежит государству

Портсигар - карманная плоская коробочка для сигарет. А вы помните, что хранил в портсигаре отец главного героя? (конфеты, так как бросил курить)

Какими словарями вы пользовались при выполнении этого задания? Обратите внимание. Здесь представлены разные словари, с которыми вы должны подружиться. Они на всю жизнь должны стать вашими верными друзьями и добрыми помощниками в объяснении любого непонятного слова.

(Демонстрация словарей)

4 этап Построение проекта выхода из затруднения

Итак, вернемся к рассказу Б. Житкова «Про обезьянку».

- От чьего имени ведется рассказ?

- Как попала обезьянка к мальчику? Зачитайте отрывок из рассказа. (выборочное чтение)

- Как произошло первое знакомство мальчика с Яшкой?

Найдите отрывок из произведения и давайте прочитаем его по ролям.

- Почему мальчик так сказал: «Я глазам своим не верил?». Когда мы так говорим?

- Расскажите, как выглядела обезьянка. Найдите описание Яшки в учебнике.

Иллюстрация обезьянки.

Давайте мы с вами проведем небольшой конкурс на лучшего художника. Для этого у меня уже заготовлены ватманы и коробка восковых мелков. С каждого ряда выйдут по 2 ученика и они могут взять только по одному мелку. Вам задание - за 2 с половиной минуты нарисовать обезьянку.

А мы пока поработаем по содержанию рассказа.

- Как встретили обезьянку в семье мальчика? (пересказ текста)

- Как решили оставить Яшку на ночь? А почему?

Ну, время, отведенное художникам, вышло. Посмотрим, что же у них получилось. (учащиеся комментируют свои рисунки) Молодцы!

- А теперь найдите и прочитайте в учебнике момент, как ловили Яшку (чтение цепочкой)

- Где переночевал Яшка? Какое чувство вы испытали, когда читали этот эпизод? (рассуждение)

- Что мальчик сделал, когда пошёл в школу?

(привязал Яшку к ручке двери, обвязав его веревкой вокруг пояса)

- А почему он это сделал, как вы думаете? А как бы вы поступили?

- Что Яшка делал, когда хотел понравиться?

(начинал искать в волосах у людей, заботливо лапками перебирать, будто там нашел чего, выкусывать с пальчиков что-то)

5 этап Реализация проекта

Динамическая пауза под мелодию «Солнышко лучистое любит скакать..»

-Мы говорили о том, каким непоседливым был Яшка. А как к этому относились домашние? За что отец отругал Яшку?

(обезьяна обрывала цветы, что стояли на окнах, а потом дразнилась)

- Вспомните эпизоды, в которых автор рассказывает о проделках обезьяны.

(В первый же день он показал свой характер. На ночь его пришлось привязывать верёвкой к ножке стола, потому что он был неуправляемым.

Уж столько попадало за эту обезьянку герою рассказа! Яшка был такой озорной. Один раз в тетради напроказил: наставил чернильных клякс. Метко с лестницы бросал штукатуркой в папу. Испортил причёску даме, которая пришла в гости.)

- Как к Яшке относились дворовые животные?

(Яшка оказался грозой двора: его боялись и огромный рыжий пёс Каштан, и злющий кот, живший при конторе. Летом Яшка пропадал во дворе, дома стало спокойнее)

- То есть какой вывод мы можем сделать?

(надо хорошенько подумать, прежде чем держать в своих квартирах диких животных: обезьян, змей, и т.д. Они могут быть опасны для окружающих, т.к. диким животным тяжело привыкнуть жить под крышей, в доме. Они часто покидают хозяев, проникают к другим людям – пугают их.)

Групповая работа

Предлагаю вам составить синквейн, который покажет ваше отношение к прочитанному. Выберите одну из тем: Дружба, обезьянка, забота.

1 строка - одно слово, существительное, определяющее содержание синквейна.

2 строка - 2 прилагательных, характеризующих это слово.

3 строка - 3 глагола, обозначающих действие, в рамках этого понятия

4 строка - короткое высказывание, предложение, раскрывающее суть темы, или отношение к ней.

5 строка - одно слово, синоним ключевого существительного.

- Можно ли связать содержание рассказа Житкова со словами известного французского писателя и лётчика Сент-Экзюпери «мы в ответе за тех, кого приручили»?

(Книги Житкова ставят опрос об ответственности человека за свои поступки.

В жизни нет безразличных поступков. Всё, что ты делаешь, так или иначе коснётся другого человека.

Животные не умеют говорить, но они также, как и мы, чувствуют. И поэтому, если мы взяли на себя ответственность за чужую жизнь, то надо ее беречь.)

6 этап Рефлексия

- В чём заключается основная мысль рассказа?

- Чему тебя научил рассказ?

Взгляните на эти утверждения и продолжите одно из них:

  • Сегодня на уроке я узнал…

  • Было интересно…

  • Было трудно…

  • Теперь я знаю, что…

  • После урока мне захотелось…

  • На этом уроке я похвалил бы себя за…

  • Сегодня я сумел…

Вы хорошо потрудились на уроке и заслуживаете оценки. Оцените сами себя. Здесь вы видите лестницу успеха. Самая высокая ступенька - вершина. На ней находится цифра 3. Выберете ее те, кто считает, что справился со всеми заданиями урока, кому все было понятно на уроке. Цифру 2 выбирают те, кто считают, что им надо еще подумать над темой, кому не все было понятно на уроке. А если кто-то считает, что не справился с заданиями и ничего нового для себя из урока не взял, то выбирает цифру 1.

Учащиеся оценивают свою работу на уроке.

Посмотрите, сколько здесь троечек! Значит, на уроке мы работали плодотворно!

Домашнее задание

- Творческая работа. Сочинить свою историю о том, как у вас дома появилась обезьянка; нарисовать иллюстрации к понравившимся отрывкам к рассказу.





Просмотр содержимого презентации
«Житков.»

Б.С.ЖИТКОВ  «ПРО ОБЕЗЬЯНКУ» Белозерова Марина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Красногвардейская школа №1»

Б.С.ЖИТКОВ «ПРО ОБЕЗЬЯНКУ»

Белозерова Марина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Красногвардейская школа №1»

Борис Житков родился 30 августа (11 сентября) 1882 г. в Новгороде;  Его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте,  Мать — пианистка. Детство провел в Одессе. Получил начальное домашнее образование, затем окончил гимназию. Во время учебы подружился с К. И. Чуковским.

Борис Житков родился 30 августа (11 сентября) 1882 г. в Новгороде;

Его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте,

Мать — пианистка.

Детство провел в Одессе. Получил начальное домашнее образование, затем окончил гимназию. Во время учебы подружился с К. И. Чуковским.

А вот стать писателем Борис Житков не собирался. Просто он славился среди знакомых как чудесный рассказчик. Однажды по просьбе  К. И. Чуковского Житков записал один из своих рассказов.  Это решило его судьбу.

А вот стать писателем Борис Житков не собирался.

Просто он славился среди знакомых как чудесный рассказчик. Однажды по просьбе

К. И. Чуковского Житков записал один из своих рассказов.

Это решило его судьбу.

Вскоре в журналах появились веселые истории Житкова для детей: «Про слона», «Про обезьяну», «Мангуста», «Компас», «Гривенник» и др. Борис Степанович писал о настоящей храбрости, о товариществе, о массе интереснейших на свете вещей. И дети сразу полюбили его книги.

Вскоре в журналах появились веселые истории Житкова для детей: «Про слона», «Про обезьяну», «Мангуста», «Компас», «Гривенник» и др. Борис Степанович писал о настоящей храбрости, о товариществе, о массе интереснейших на свете вещей. И дети сразу полюбили его книги.

Все, о чем писал Житков, ему довелось увидеть в жизни своими глазами  или сделать своими руками.  Поэтому так увлекательны его рассказы.  С первых же строк читателей волнует, спасутся ли пассажиры перевернувшегося  во время шторма парусного судна (рассказ «Шквал»), удастся ли матросам снять компас с захваченного предателями парохода («Компас»), привыкнет ли одичавшая кошка к человеку и подружится ли она с собакой («Беспризорная кошка»). И таких правдивых историй о милосердии человека к «братьям нашим меньшим» — животным Борис Житков рассказал нам много. Житков скончался от рака лёгких в Москве 19 октября 1938 г. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Все, о чем писал Житков, ему довелось увидеть в жизни своими глазами

или сделать своими руками.

Поэтому так увлекательны его рассказы.

С первых же строк читателей волнует, спасутся ли пассажиры перевернувшегося

во время шторма парусного судна

(рассказ «Шквал»), удастся ли матросам снять компас с захваченного предателями парохода («Компас»), привыкнет ли одичавшая кошка к человеку и подружится ли она с собакой («Беспризорная кошка»). И таких правдивых историй о милосердии человека к «братьям нашим меньшим» — животным Борис Житков рассказал нам много.

Житков скончался от рака лёгких

в Москве 19 октября 1938 г.

Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Скороговорки. Глупый гном, глядел, глядел, Громкий горн гудел, гудел. Громче горна грохнул гром, Громче грома гаркнул гном. Гусь Гога и гусь Гага Друг без друга никуда.

Скороговорки.

Глупый гном, глядел, глядел,

Громкий горн гудел, гудел.

Громче горна грохнул гром,

Громче грома гаркнул гном.

Гусь Гога и гусь Гага

Друг без друга никуда.

ПЕРВИЧНОЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

ПЕРВИЧНОЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ

С ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

Словарная работа. Аршин - старая русская мера длины, равная 0,75 м Давеча -(устар. и прост.) недавно, незадолго до момента. Казённый – (от слова «казна») – имущество или деньги, принадлежащие государству, организации.

Словарная работа.

Аршин - старая русская мера длины, равная 0,75 м

Давеча -(устар. и прост.) недавно, незадолго до момента.

Казённый – (от слова «казна») – имущество или деньги, принадлежащие государству, организации.

СОСТАВЬТЕ СИНКВЕЙН О ГЕРОИНЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

СОСТАВЬТЕ СИНКВЕЙН О ГЕРОИНЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

РЕФЛЕКСИЯ Сегодня на уроке я узнал… Было интересно… Было трудно… Теперь я знаю, что После урока мне захотелось… На этом уроке я похвалил бы себя за… Сегодня я сумел…

РЕФЛЕКСИЯ

  • Сегодня на уроке я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Теперь я знаю, что
  • После урока мне захотелось…
  • На этом уроке я похвалил бы себя за…
  • Сегодня я сумел…

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:  Творческая работа. Сочинить свою историю о том, как у вас дома появилась обезьянка; нарисовать иллюстрации к понравившимся отрывкам рассказа.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Творческая работа. Сочинить свою историю о том, как у вас дома появилась обезьянка; нарисовать иллюстрации к понравившимся отрывкам рассказа.