СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по литературному чтению (Бородино) 4 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрыть специфику образа исторического события как модели реального мира закрепить навык выявления особенностей художественного описания, формировать навык умения работать с поэтическими произведениями; обогащать и расширять словарный запас учащихся; воспитывать любовь и уважение к великому прошлому России; вызвать патриотические чувства на основе произведения.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературному чтению (Бородино) 4 класс»

















Тема: Образ рассказчика в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».

МОАУ «Гимназия №8»



























Пояснительная записка

При подготовке и проведении урока ставилась цель: Раскрыть специфику образа исторического события – война 1812 г. в России, как модели реального мира; закрепить навык выявления особенностей художественного описания «Бородинского сражения», формировать навык умения работать с поэтическими произведением М.Ю. Лермонтова «Бородино», дать характеристику образа рассказчика в стихотворении; обогащать и расширять словарный запас учащихся, воспитывать любовь и уважение к великому прошлому России.

Эта цель решалась с помощью задач: 1. Воспитывать умение работать в группе, самостоятельность. Использовать полученные знания. Создать на уроке ситуацию общения. Организовать деятельность, в ходе которой ученики познакомятся с новыми знаниями.

2. Учить наблюдать, сравнивать, рассуждать, делать выводы. Развивать умения работать с текстом, внимание, работать в паре, мышление, любознательность, речь.

3. Воспитывать чувства дружелюбия, взаимопомощи, культуры учебного труда, интереса и любви к литературному чтению, воспитывать чувство патриотизма на примере классической поэзии.

Метапредметных: развитие навыка работы с учеником, словарем: развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения (работа с учебником); уточнение и расширение словарного запаса учащихся при использовании терминологии.

Предметных: Расширить представление об особенностях классической поэзии, о монологе и диалоге в тексте, научить давать характеристику рассказчику, находить сравнения, указывать на глаголы показывающие ведение боя, умение находить начало и финал боя. (групповая работа).

Планируемый результат: иметь представление об особенностях поэтического стихотворения, уметь выразительно и осознанно читать «Бородино», проводить словарную работу над устаревшими словами, описывать и характеризовать героев стихотворения, делать выводы по описанию боя и самого рассказчика.

Уметь формулировать цель урока и определенных этапов, уметь выражать и защищать свои мысли, уметь работать в группе – слышать и понимать речь других, договариваться об общих правилах, уметь добывать информацию и использовать ее для решения проблем, уметь строить алгоритм действий, уметь анализировать свою работу на уроке.

Знать основные понятия: молодой солдат, рассказчик, «дядя», война 1812 г., Бородинское сражение, полководцы М.И., Кутузов, Наполеон, драгун, басурман, этимологический словарь для объяснения словарных слов. На данном этапе дети имеют уже достаточные знания, практические навыки: знают, определяют тему и цель урока; умеют выражать свое мнение, умеют слушать учителя, переходить от одного вида деятельности у другому, работать в группах, в парах. Сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам.

Для достижения цели использовались методы: объяснительно-иллюстративный (портрет на картине Заболоцкого «Старый солдат», частично-поисковый (постановка проблемного вопроса), методы устного и письменного контроля и самоконтроля. Четко прослеживалась интеграция с жизненным опытом. (чтение дополнительной литературы о Бородинском сражении, просмотр фильма «Война и мир»)

В ходе урока были использованы различные формы работы обучающихся: фронтальная, парна, групповая, индивидуальная. На уроке, с цель. Активизации работы, были использованы различные виды контроля: контроль учителя, взаимоконтроль (при работе в группе), самоконтроль (сверка с эталоном по презентации).

Данный фрагмент урока включает несколько этапов.

1 этап – организационный момент. Цель: 1) мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; 2) определить содержательные рамки урока. На этом этапе идет формирование личностных УУД (обозначается смысловая ориентация).

2 этап – постановка цели и определение темы урока. Цель: сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке. На этом этапе идет формирование регулятивных УУД (целеполагание, прогнозирование).

3 этап – на этом этапе идет формирование личностных УУД (проявляют познавательную инициативу в решении проблемного вопроса); познавательных (выполняют задания с использованием материальных объектов, ищут самостоятельно ответ на поставленный вопрос, заполняют схему, делают выводы); коммуникативных (умение слушать собеседника, вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие); регулятивных (взаимоконтроль, самоконтроль).

4 этап – закрепление учебного материала. Цель: формировать навыки использования изученного материала. На этом этапе формируются личностные УУД (помощь соседу по парте – парная работа); познавательные (приведение полученных знаний в систему); регулятивные (контролируют и оценивают процесс и результат деятельности).

5 этап – подведение итогов урока. Рефлексия. Цель: 1) подвести итог проделанной работе на уроке; 2) формировать личную ответственность за результаты своего труда.

При подготовке к уроку были учтены программные требования и образовательные стандарты. Обучение на уроке строится на основе деятельностного подхода, «учение через деятельность».

Весь процесс на уроке представлял собой взаимодействие (учитель-ученик, ученик-ученик). Это способствует заинтересованности в предмете, дает возможность проявить способности детям, быть активным участником учебного процесса, не бояться высказывать свое мнение.

На уроке применяла здоровье сберегающую технологию, достижения результативности урока формы работы видоизменялись, проведена физминутка на мышечное расслабление, развивающую с опережением под редакцией Л, В, Занкова, информационные технологии. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения.

Одним из них является личностно-ориентированный подход к обучению в процессе дифференцированного обучения.

Методы и приемы ведения урока способствовали продуктивной деятельности на уроке. Обстановка на уроке способствовала активизации умственной деятельности.

Урок своих целей достиг. Все обучающиеся были охвачены работой.













































Конспект урока

Цели: раскрыть специфику образа исторического события как модели реального мира закрепить навык выявления особенностей художественного описания, формировать навык умения работать с поэтическими произведениями; обогащать и расширять словарный запас учащихся; воспитывать любовь и уважение к великому прошлому России; вызвать патриотические чувства на основе произведения.

Задачи: учить отвечать на вопросы, доказывая цитатами из текста; пользоваться словарями в работе с лексикой; воспитывать чувство патриотизма на примере классической поэзии.

Оборудование: фотоиллюстрации героев Бородино; монитор, учебник «Литературное чтение» 4 класс 1 часть В.Ю. Свиридова, картина П.Е. Заболоцкого «Старый солдат».

Ход урока

Деятельность учителя


1.Воспитательная беседа. Какую тему мы с вами проходили на прошлом уроке? При выполнении домашнего задания вы разделились на три группы и подготовили исторические справки. Мы совершили исторические экскурс и сейчас (продолжим) поработаем с самим стихотворением.(работа в учебнике).

2. Работа над его содержанием.

а) Чтение стихотворения учеником;

б) Словарная работа в парах.

в) Работа по картине Заболоцкого «Старый солдат». Именно таким увидел художник этого солдата. - Что вы можете сказать об этом солдате? Каков он?

3. Кто герой-рассказчик?

Чтение по ролям диалога. Назовете героев стихотворения ведущих диалог? – где диалог переходит в монолог? (зачитывание)

4. Характеристика рассказчика. Сам. Работа групп по вопросам: 1 группа – подготовка к сражению, 2 группа поведение русских и французов перед боем – сравни,

3 группа само описание сражения

Деятельность ученика


1 группа рассказывает о том, что послужило толчком М. Ю. Лермонтова для написания этого произведения.

2 группа Война 1812 года

3 группа рассказывает о самом Бородинском сражении. – оценивание учеников.


Вопросы ученикам:

- Каким чувством проникнуто стихотворения?

- Какова тема стихотворения (Бородинское сравнение)

Идея? Горячий патриотизм, любовь к родине. В каких строках мы это видим? (Да, были люди в наше время)


Кто выступает в роли рассказчика?

Он был молодым или старым? Кем он мог быть? (генералом, солдатом). Ученики зачитывают отрывки по группам

УУД


- определять тему и главную мысль произведения;

- определять основное настроение литературного произведения, передавать его в выразительном чтении;

- самостоятельно составлять сюжетный план, характеристику героя;

- использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений;

- контролировать свои действия и действия учеников в коллективной работе;

- осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной и справочной литературы;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями её реализации



Физминутка

Отвечаем на вопросы учителя

а) его речь – простой или образованный человек?

б) был ли он храбрым воином? Цитаты

в) можно ли его назвать эмоциональным человеком?

г) как он относится к своему поколению?

д) герой Лермонтова – хороший рассказчик? Характеристика

е) Какими словами передает рассказчик накал боя? (глаголы, зачитайте их)

Вывод: как вы думаете, как рассказчик говорил об этом спустя много лет, что он чувствовал? (гордость за поколение, утраты, любовь к Родине, преданность)

А сейчас отобразите своё отношение, свои чувства и выполните рисунки к этому стихотворению – оценивание работ учеников всего класса. Учитель оценивает учеников, которые подготовили исторические справки. Выставляет оценки ученикам активно работающим на уроке.

Итог. Какими строчками из гимна России можно подвести итог нашего разговора? (Нам силу дает наша верность отчизне. Так было, так есть и так будет всегда)

Домашнее задание. Выучить отрывок из «Бородино».











Приложение №1

М.Ю. Лермонтов







Картина П.Е. Заболоцкого «Старый солдат»