Этап урока и его цель | УУД, формируемые на данном этапе | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I Организационный этап Цель: актуализация требований к учебной деятельности. | Регулятивные: -нацеливать на успешную деятельность. Личностные: -выражать положительное отношение к процессу познания. Коммуникативные: - формировать умение слушать и слышать. | Приветствие. Оформление записи даты в тетради. - Начинается урок. Он в путешествие нас позовёт. Постарайтесь всё понять, Ответы давать, на уроке не зевать. – Кому из вас трудно дается математика? – А есть желание эти трудности преодолеть? –Существует такая замечательная пословица, которая может помочь поверить в свои силы. На доске: Тяжело в ученье, легко в бою. – Как вы сможете ее объяснить? –Давайте сделаем эту пословицу девизом сегодняшнего урока и будем стремиться усвоить то, что кажется сложным, чтобы впоследствии было | Проверяют готовность к уроку. - Да Объясняют. - Да |
II. Этап создания мотивации к учебной деятельности учащихся Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Регулятивные: - ставить и формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно. Познавательные: - уметь ставить и решать проблемы. Личностные: - способствовать развитию познавательных интересов учебных мотивов. Коммуникативные: - уметь ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. | - Начинаем урок математики. Я думаю, что он будет интересным и плодотворным. Посмотрите на экран. Прочитайте числа, которые записаны. Слайд 2 Что можно сказать о данных числах? -Что можно сказать о натуральных числах и дробях? Для чего они служат? Что это за задание и почему я начала урок именно с него? Оказывается знания о дробях используют не только люди, чья деятельность связана с расчетами. Великий русский писатель Л.Н. Толстой восхищался емкостью понятия дробь. Он писал: «Человек подобен дроби: в знаменателе то, что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле». Сегодня вы тоже оцените свою работу в виде дроби, знаменатель которой будет равен 10 (по количеству выполняемых всех письменных работ), а числитель покажет, насколько эффективно вы работали. Чем больше число в числителе, тем выше будет ваша оценочная дробь. Числитель вы возьмёте из оценочного листа, где вы будете выставлять «+» и «-» за все выполненные правильно задания. | Слушают учителя. Смотрят на экран. Читают. - Они натуральные и дробные. - Отвечают. - Мы будем работать сегодня с дробными числами. Слушают учителя Находят на парте карточку с оценочным листом, рассматривают. |
III. Этап актуализации опорных знаний Цель: создание условий для актуализации изученных способов действий.
Повторение изученного материала
Цель: Выявление пробелов в знаниях и способах деятельности обучающихся.
| Регулятивные: - уметь адекватно воспринимать оценки. Познавательные: - структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: - формировать адекватную, позитивную, осознанную самооценку и самопринятия. Коммуникативные - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | - Прежде, чем начать новую тему, мы всё повторим о дробях 1) - Какая часть квадрата закрашена на рисунках? Слайд 3. Блиц – опрос Записать в тетради. - Проверка. Слайд 4 . - Что показывает знаменатель и числитель дроби? Проверка Слайд 5. А если числитель и знаменатель дроби равны, что это за число? - Приведите примеры таких дробей. 2) - Расположите дроби в порядке возрастания в тетради: Слайд 6 Проверка: дети читают вслух по цепочке. - Почему? 3) Работа на карточке Сравни дроби: Проверка с доски потом. Правило рассказывает. 4) Записать дроби в тетради с комментированием по цепочке: Слайд 7 – 10 5) На карточке подчеркнуть, пользуясь опорным конспектом на доске: Взаимопроверка - Как найти часть числа, выраженную дробью? 6) На карточке Найдите: 1 часа = 2 метра = 3 суток = 1 кг 6 8 10 10 Самопроверка на экране Слайд 13 7) Работа в паре Решите задачу, пользуясь схемой и опорным конспектом на доске: На соревнованиях по настольному теннису Андрей выиграл 4 партии, что составило 2 всех сыгранных 3 партий. Сколько всего партий сыграл Андрей? - Как найти целое по части числа? | Записывают в тетради. Проверяют. Выставляют «+» и «-» в оценочном листе. (1 задание из 10) - Число, которое показывает, на сколько равных частей разделили целое, называется знаменатель. - Число, которое показывает, сколько равных частей взято, называется числитель. - Это 1 – целое. Приводят примеры. Записывают в тетради. Проверяют. Выставляют «+» и «-» в оценочном листе. (2 задание из 10) Все выполняют на карточке, 1 ученик за доской (закрытой). Проверяют. Выставляют «+» и «-» в оценочном листе. (3 задание из 10) Запись дроби с комментированием по цепочке. Выставляют «+» и «-» в оценочном листе. (4 задание из 10) Подчеркивают, Взаимопроверка, потом 1 ученик рассказывает правило. Выставляют «+» и «-» в оценочном листе. (5 задание из 10) Самопроверка на экране Слайд 13 Выставляют «+» и «-» в оценочном листе. (6 задание из 10) Пара, которая решила задачу быстрее других, объясняет и рассказывает правило. Выставляют «+» и «-» в оценочном листе. (7 задание из 10) |
IV. Этап постановки проблемы, формулирования темы и цели урока Цель: постановка проблемы по формулированию темы и цели урока. | Регулятивные: -планировать (в сотрудничестве) необходимые действия, операции. Познавательные: -осуществлять для решения учебных задач операцию анализа, делать выводы. | - Прочитайте математические записи. Слайд 15 3 + 2 3 км + 2 км + - Чем похожи данные записи? - Чем данные суммы отличаются? - Найдите значения сумм. - Всё ли вам удалось? Какие трудности у вас возникли? (Если нашли значение суммы дробных чисел, задаём вопрос: «Уверены ли вы, что правильно посчитали значение данной суммы?») - А хотите научиться? -Как вы думаете, какова тема урока? Слайд 16 Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Запись темы в тетради. | Читают. - Это суммы. - Они записаны разными числами, натуральными, именованными, дробными. - Мы не умеем складывать дроби. - Да. - Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Запись. |
V. Этап «открытия» нового знания Цель: выявление первоначальных знаний обучающихся по теме «Сложение дробей одинаковыми знаменателями»; подготовка к восприятию новой темы. | Коммуникативные: -формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Познавательные: -слушать и смотреть, извлекая нужную информацию. | - Научиться складывать дроби нам поможет сказка. Слайд 17. Сказка. У Пятачка был день рождения. Первым пришёл Винни - Пух. А так как он большой сластёна, то он предложил попробовать торт, не дожидаясь гостей. Винни попробовал 3 кусочка торта, а Пятачок 2 . Какую часть торта они съели, не дождавшись гостей, если торт был разрезан на 8 частей (долек)? Работа с моделями - На партах у вас лежат круги. -Доли Винни 3/8 заштрихуйте синим карандашом, а доли Пятачка 2/8 - красным. - Какая часть круга закрашена? - Как вы нашли результат? …………. - А теперь на числовом луче докажем ещё раз, что мы не ошиблись. _____________________________________ - Кто попробует вывести формулу, если количество равных частей - n, количество частей Вини-Пуха - а, количество частей Пятачка - в? Слайд 18. - Какое здесь важное условие? Слайд 19. - Составим алгоритм сложения ДРОБЕЙ С ОДИНАКОВЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ. Работа по учебнику - А теперь давайте убедимся, что алгоритм составили правильно. Прочитайте самостоятельно с. 7, № 1 | Слушают сказку. Закрашивают. - Всего 5/8. + = = Доказывают. -Знаменатель одинаковый. У учеников на столах памятки – алгоритмы. Читают в учебнике, сверяют. |
Физ. минутка Цель: реализация двигательной активности для снятия усталости и напряжения. | Коммуникативные: - уметь коллективно выполнять физические упражнения по команде. | Каждой паре раздаётся карточка с примером на нахождение суммы дробей с одинаковыми знаменателями. Дети берутся за руки и говорят : «Я присяду столько раз, сколько в числителе у нас». «Наклонюсь я столько раз, сколько в знаменателе у нас». Слайд 21 | Выполняют упражнения. |
VI. Закрепление пройденного материала Цель: организация усвоения учащимися нового материала (фронтально, в парах или группах). | Личностные: - формировать интерес к способу решения и общему способу действия. Регулятивные: -уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: -осуществлять для решения учебных задач операцию анализа, делать выводы. | Работа по учебнику: с. 7, № 2-3 На доске записано выражение. 3 * 4 20 Как можно найти его значение, не зная правил умножения дроби на целое число? с. 8, № 9 (а, г) Задача повышенной сложности. Слайд 22 Математический папирус Ринда, написанный египетским писцом Ахмесом | Двое учеников решают у доски. Работа в группах. |
| | - А вы знаете, что в древности в разных странах запись дробей и алгоритмов действий с ними была так сложна, что учение о дробях считалось самым трудным разделом арифметики. И сегодня мы с вами поднялись на верхние ступеньки арифметики - сложение дробей. И вам предлагается старинная задача из папируса Ахмеса 1850 г до нашей эры. Слайд 23 (схема, условие) Приходит пастух с 70 быками. Его спрашивают: сколько приводишь ты из своего многочисленного стада? Пастух отвечает: «Я привожу 2 от трети». Сколько быков было во всём стаде? Если времени мало остаётся, то задача – на дом. Учитель: - Что обозначено вопросом на схеме? Ученики: - Целое стадо. Слайд 24 решение Учитель: - Можно ли сразу найти целое? Ученики: - Нет, но можно узнать 1 от целого. 3 Для этого 70 :2 * 3 = 105 (б.)- это 1 3 Зная 1 мы найдём целое. Для этого надо 3 105*3 = 315 (б.) -всё стадо Ответ: 315 быков. | |
VI. Этап включения нового знания в систему знаний и повторение Цель – проверка усвоения материала по теме урока. | Личностные: - формировать интерес к способу решения и общему способу действия. Регулятивные: -уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. | Учитель: Вы узнали, как трудно было работать в древности с дробями, сохранились ли эти трудности давайте проверим. Работа в тетрадях для самостоятельных и контрольных работ. С. 32 №1-2 | Работают в тетрадях для самостоятельных и контрольных работ. Взаимопроверка. |
VII. Подведение итогов урока Цель –формулирование вывода, заполнение части текста; сравнение знаний по теме, которые были в начале и в конце урока, выделение актуальных знаний. | Регулятивные: -уметь соотносить цель и результат. | - С чем познакомились на уроке? Чему учились? С каким алгоритмом вы познакомились? Как вы оцените свою работу, работу класса? - А как вы думаете какая тема урока будет на следующем уроке? | Чтобы сложить смешанные числа, надо сложить отдельно их целые и дробные части. Чтобы вычесть смешанные числа, надо вычесть отдельно их целые и дробные части. Отвечают на вопросы учителя. |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности. | Листностные: - развивать cпособность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Оказывается знания о дробях используют не только люди, чья деятельность связана с расчетами. Великий русский писатель Л.Н. Толстой восхищался емкостью понятия дробь. Он писал: «Человек подобен дроби: в знаменателе то, что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле». Мы осуществили много учебных действий. Подумайте, сколько из них вам удалось осуществить полностью, а какие не получились, и оцените свою работу на уроке дробью, знаменатель которой равен 10 (по количеству выполненных письменных работ), а числитель покажет, насколько эффективно вы работали. Чем больше число в числителе, тем лучше вы работали на уроке. 10\10- 9\10 – 5, 8\10- 7\10 – 4, 6\10- 5\10 – 3,
| Самооценка. Рефлексия класса. |
IX. Этап информирования обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель – организация пути выполнения домашней работы на основе полученных знаний. | Регулятивные: Соотносить то , что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно. | Слайд 24 Учиться можно весело… Домашняя работа. Слайд 25 На доске рисунки с изображением тучки, солнышка с тучкой и улыбающегося солнышка. - Ребята поднимите руки кто уйдёт с урока с таким настроением. (учитель показывает на одну из картинок).
| Слушают учителя, определяют пути выполнения домашней работы. |