ТЕМА: УКРАШЕНИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ. ПАУТИНКА.
Цели: развивать наблюдательность, умение видеть красоту в природе, в местах ближайшего окружения, показывать красоту природы. Разнообразие ее форм цвета.
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с украшениями, которые создала природа; способствовать развитию наблюдательности, фантазии, художественного вкуса, умения анализировать свой рисунок и рисунок товарища, формированию навыков работы с гуашевыми красками; содействовать воспитанию бережного отношения к природе.
Предметные результаты: учащиеся узнают о красоте природы, разнообразии ее форм, цвета (иней, морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб и т д.).
Научатся изображать паутинки с росой и веточками деревьев при помощи линий (индивидуально по памяти), используя тонкую кисть и гуашь одного цвета.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: научатся определять последовательность промежуточных действий.
Познавательные: научатся осуществлять поиск и выделение необходимой информации, выявлять особенности изображения различных украшающих элементов в природе, наблюдать и учиться видеть украшения в природе; находить варианты для решения художественно творческих задач.
Коммуникативные: научатся формулировать свои затруднения.
Оборудование:
ПК, экран, проектор
учебник, изображения природных объектов паутинок;
рабочая тетрадь, гуашь, кисти, альбом, черный и синий картон.
Ход урока
I. Организация начала урока.
Проверка готовности к уроку. Эмоциональный и психологический настрой на урок.
- Назовите слова, которые украсят наш урок. (Творчество, фантазия, активность, наблюдение, успех, яркость, оригинальность, неповторимость, загадочность.)
- Я желаю, чтобы все эти «украшения» сопровождали вас весь урок, и тогда вас ждет успех.
II. Постановка учебной задачи.
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «узор»? (Красота, морозный узор, узоры на одежде, салфетка, ограда и т. д.)
- Зачем нужен узор? (Чтобы украсить изделие.)
- Тема нашего урока сегодня – «Украшение и реальность».
Сегодня к нам на урок пришел в гости Мастер Украшения. (Слайд)
К вам пришёл я неспроста:
Показать, что красота
Есть повсюду,
Всем нужна,
Украшений в мире тьма!
Что случится, если вдруг
Не будет красоты вокруг?
Станет мир наш некрасивым,
Серым, неуютным и унылым.
Потому я день и ночь
Каждому готов помочь
Украшать свои творения,
Ведь я Мастер Украшения.
III. Изучение нового материала.
- Как вы думаете, что такое украшение?
- Украшения всюду вокруг нас. Украшены орнаментами одежда, игрушки, посуда и многие предметы в помещениях и на улицах. Сегодня на уроке нас будет интересовать, как природа умеет себя украшать.
- Рассмотрите снежинки (Слайд). Они хрупкие и изящные. И ни один узор в них не повторяется. Посмотрите, какое богатство форм придумала природа. Человек подсматривает у природы образы, когда украшает различные предметы. Предложите, где можно использовать снежинки в качестве украшения.
- Рассмотрите сосульки , они, как хрустальные подвески, украшают наши дома зимой. А вы бы с чем сравнили сосульки?(Слайд).
- Морозные узоры на стекле тоже похожи на украшения. Они напоминают сказочные деревья, цветы. А что еще можно увидеть в морозных узорах на стекле?
- В глубинах океана живут удивительные рыбы. Природа и их украсила: ярко и пестро.
- Перед вами птицы, насекомые. Какие узоры придумала природа? Зачем природа так украшает животных? (Защита от врагов, привлечение партнера, отпугивание.) (Слайд)
- Как много украшений в лесу! Природа щедро украсила листья, цветы. Встречали ли вы похожие украшения на предметах, созданных человеком? Где? Какие еще украшения можно увидеть в лесу, поле, на реке или в море?
- А сейчас отгадайте загадку, и вы узнаете, кто ещё в природе создаёт необыкновенные узоры:
Одежды не шьёт, а ткань всегда ткёт. (Паук) (Слайд)
- Кто наблюдал действия паука? Это настоящий древний мастер природы. Его творение - очень тонкая и хрупкая паутина.
- Видели ли вы в лесу паутинку? В их нежных нитях можно увидеть листочки, капли дождя, росу, прилипших насекомых. Паутинки - это тоже украшение леса. Подумайте, где человек использует образ паутинки в жизни? (Орнамент на одежде, вязаные, плетеные салфетки, платки, кружева.)
Паутина среди листвы днём, паутина в последних лучах солнца
( смена картинок на слайде по щелчку: паутина днём - паутина на закате)(Слайд).
- Осенью тысячи этих паутинок покрывают всю землю в лесу, словно ковёр из тончайших нитей расстилается на подушках мха.
Самые известные из пауков, конечно же, крестовики. Они мастерят и самые известные сети, похожие на колёса. Их так прозвали, потому что на их тёмной спинке хорошо виден белый рисунок в виде креста. (Слайд).
Паучьи сети - недолговечные, нежные создания. За день клейкие нити высыхают, становятся ломкими, а толстые, наоборот, теряют упругость и провисают. В такую сеть добычу уже не поймаешь, поэтому пауку снова приходится работать ночью. Представим, что наступила ночь, а мы – пауки…
Физкультминутка.
IV. Творческая практическая деятельность учащихся.
(Художественно-технологический этап.)
Учитель читает стихотворение: (Слайд)
На тоненькой ветке висят паутинки.
Из них паучата рисуют картинки.
Сегодня по плану урок рисованья.
Им важный паук объясняет заданье:
"Возьмите росинку, добавьте рассвета,
Измерьте на глаз расстоянье до лета,
Поймайте на слух полёт стрекозы
И капельку влейте сосновой слезы,
И лапкой проворной весело, смело -
Вперед, паучата, скорее за дело!"
И замер у ветки шалун - ветерок,
Чтоб вздохом своим не сорвать им урок.
-Ну что ж, паучки, за работу. Пора плести паутину. (Слайд)
Одновременно учитель рисует на листе бумаги, прикрепленному к доске.
Этапы работы:
1) Вначале подберём фон. (темный цветной картон)
2) Тонкими линиями рисуем паутинку.
- Какую кисточку выберете для изображения паутинки? (Самую тонкую)
3) Ваша конструкция должна быть очень прочной.
4) Сюда можно поместить осенний листочек, бабочку, паучка.
Учитель во время работы оказывает индивидуальную помощь учащимся.
V. Итог урока.
1. Выставка и анализ работ.
(Дети показывают свои работы, происходит их обсуждение).
Учитель акцентирует внимание на работы, которые соответствуют критериям: сочетание тёмного фона и светлых нитей паутины.
Алгоритм самооценки:
- Что тебе нужно было сделать?
- Удалось тебе сделать работу?
- Ты справился с работой или есть недочеты?
- Ты выполнил все сам или с чьей-то помощью?
- Как бы ты оценил свою работу?
- Кто желает оценить свою работу по образцу?
2. Обобщение по теме.
- Ребята, вы отлично потрудились. Мастер Украшения благодарит вас за работу. (Слайд)
- Что интересного было на уроке?
- Какие умения вы сегодня использовали? (работа гуашью)
- Что у вас получилось лучше всего?
- В чем испытали затруднения?
- Как бы вы оценили свое настроение после урока?
- Урок закончен.
3. Уборка рабочего места.