(Из опыта работы)
Тема: Деление круглых чисел вида 80: 20
Цель:: создать педагогические условия для выведения правила умножения и деления на круглые числа.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с приёмом деления на круглые числа;
закреплять умения решать задачи изученных видов;
закреплять таблицу умножения.
Развивающие:
развивать вычислительные навыки;
развивать логические операции: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
развивать самооценку.
Воспитательные:
воспитывать умение вести учебный диалог;
совершенствовать коммуникативные навыки.
Ход урока
Организационный момент.
Эмоциональный настрой класса.
(проверка готовности учащихся к уроку)
- Какие качества нам понадобятся на уроке? (трудолюбие, активность, смекалка, уважение друг к другу, взаимопомощь, …)
- А под каким девизом будем работать? Для этого расшифруйте ребусы.
(Думать )
(Считать)
(Решать)
Девиз : Думать, считать, решать.
- Что помогло нам узнать девиз?
- Кому было трудно расшифровать ребусы?
- А почему трудно?
- Сообразительность и смекалка нам понадобятся на протяжении всего урока.
II. Актуализация знаний.
1. Каллиграфическая минутка
- Прочитайте числа: 35, 50, 45, 20, 25, 40, 30.
- Расположите числовой ряд в порядке убывания. (50, 45, 40, 35, 30, 25, 20)
- Что вы замечаете? (числа уменьшаются на 5)
- Найдите число, которое кратно одновременно числу 5 и 7. (35)
- Дай характеристику числу 35. (предыдущее , последующее , состоит из двух цифр ; число можно представить суммой разрядных слагаемых 30 и 5. В этом числе 3 десятка, 5 единиц или 35 единиц)
- На какие группы их можно разбить? (… и круглые)
- Что значит круглое число?
- Назовите самое маленькое и большое круглое двузначное число.
- Назовите их в порядке возрастания.
- Назовите десятки в каждом числе.(2 дес, 3 дес, 4 дес. … ).
- Какие знания нам пригодились, чтобы справиться с этим заданием?
(Знания таблицы умножения, десятичного состава числа)
2. Устный счёт.
- Поиграем. Догадайтесь, как составлены тройки чисел? Заполните прямоугольники.
- Какие знания вы применили, чтобы справиться с этим заданием?
(Знания таблицы умножения, десятичного состава числа, правила умножения числа на 10)
3. Самостоятельная работа.
- Решите числовые выражения, запишите в тетрадь только те, где в ответе получается круглое число:
3* 9 – 18 = 84 – 6 * 4= 93 – 7 * 6 = 50 + 45 : 5 =
- Кому было трудно работать?
- А почему трудно? (нужно хорошо знать таблицу умножения)
3. Решение уравнений.
Неизвестное X, неизвестное Y,
Их можно в равенствах повстречать.
И это, ребята, скажу вам, не игры,
Здесь нужно решенье всерьез отыскать.
С неизвестными равенства, без сомнения,
Называем, ребята, мы как? (Уравнения)
Х * 3 = 60 4 * У = 80
- Какие правила нахождения неизвестного нужно знать, чтобы решить уравнения?
(Если произведение разделить на один из множителей, то получим другой множитель.)
4. Игра «Да!», «Нет!» (у детей сигналы: зелёный и красный кружки)
- Отвечаем быстро!
- Если число умножить на 10, то оно оканчивается цифрой 0? (Да)
- Если число круглое, то оно оканчивается нулём? (Да)
- Если 2 * 20, то получится 44? (Нет)
- Если 50: 5, то в частном будет число, оканчивающееся на 0? (Да)
- Чтобы успешно поиграть, какие знания нам пригодились?
(Правила умножения и деления круглых чисел на однозначное число)
II. Самоопределение к деятельности. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.
(У каждого ребёнка карточка.)
- Решите примеры, которые сможете. Соедините их с ответами.
60 : 2 | 80 : 2 | 36 : 4 | 90 : 3 | 80 : 20 | 20 : 2 | 60 : 3 |
4 | 40 | 30 | 8 | 9 | 10 | 20 | 50 | 3 | 20 | 12 |
- При решении какого примера возникло затруднение? (80 : 20)
-Почему? (Такие ещё не решали).
- А чем этот пример отличается от других?
- Сформулируйте тему урока. (Деление вида 80: 20)
– Какую цель ставим? (Научиться делить круглые числа)
- Какие правила нужно знать, чтобы научиться решать такие выражения?
(Приём «Корзина идей»).
(На доске вывешивается картинка корзины и по ходу урока устно или письменно заполняется уже озвученными правилами)
III. Открытие «нового способа действия».
Построение проекта выхода из затруднения
Ученики составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.
1) Сами попробуем найти способы умножения.
2) Сверим с учебником.
3) Устраним затруднение.
4) Применим новое знание.
– Что и кто нам поможет? (наши знания, учебник на стр. 5, учитель)
Реализация построенного проекта. Работа в группах.
1.Работа в группах. Ученики делятся на группы, получают карточки.
20 * 3 =60 3 * 20 = 60 60 : 3 = 60 : 20 = | 20 * 4 =80 4 * 20 = 80 80 : 4 = 80 : 20 = |
Ученики действуют по плану: пробуют найти способы деления.
- Какое свойство умножения помогло найти ответ в примерах второй строки? (Переместительное).
- Какое свойство помогло решить выражения в 3 и 4 строках ? (Если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель).
- Рассмотрите выражения четвёртой строки. Выразите круглые числа в десятках.
60 : 20 = 3 80 : 20 = 4
6 дес. : 2 дес. = 3 8 дес. : 2 дес. = 4
- Попробуйте сделать вывод!
Вывод : При делении круглых чисел можно их записать в десятках и делить как однозначные.
2. Работа с учебником (стр. 5)
- Рассмотрите рисунок. Объясните решение примеров.
3. Самостоятельное формулирование правила деления круглых чисел.
Физкультминутка
Руки кверху поднимаем!
А потом их опускаем!
А потом их развернём!
И к себе скорей прижмём.
А теперь быстрей, быстрей.
Хлопай, хлопай веселей.
Приседай скорей со мной!
Держим руки за спиной.
Встали прямо, руки вбок.
Влево — вправо поворот.
Все, закончили.
Ура! На занятия пора!
IV. Включение нового знания в систему знаний. Первичное закрепление с комментированием.
Фронтальная форма работы.
- Пользуясь правилом, выполним № 1(устно), № 2 (1 столбик) на с. 5 учебника (учащиеся решают у доски с комментированием)
- Какие знания нам пригодились? (Смотрим на «Корзину идей»)
2) Самостоятельная работа. Решить № 2 (2,3 столбик)
(2 ученика за доской)
Проверка выполнения работы.
V. Контроль. Применение «нового знания».
1) Игра «Попади в цель»
-
Распределите примеры по корзинкам:
В ответе однозначное число | В ответе двузначное число |
60 : 30 = 80 : 40 = 60 : 2 = 60 : 3 = 80 : 4 =
90 : 3 = 90 : 30 40 : 20 = 60 : 20 = 50 : 5 =
Решение задачи 4 в учебнике на с. 5.
- Как узнать. Сколько чёрно-белых снимков сделал Саша?
- Знаем ли мы количество цветных снимков? А как можно узнать?
- Запишите решение выражением.
Для слабоуспевающих учитель даёт опорный чертёж
Исправление допущенных ошибок
Устное решение задачи на кратное сравнение.
Маша, Миша и Саша решили узнать свой вес. Маша весит 30 кг, Миша весит 60 кг, а Саша весит 90 кг. Во сколько раз Маша легче Саши? А Миши? Во сколько раз Саша тяжелее Маши? Во сколько раз Миша легче Саши?
Анализ задачи и решение.
- Какие знания нам понадобились, чтобы правильно посчитать и ответить на вопрос задачи?
(Правило деления круглых чисел, правило на кратное сравнение)
VI.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Подведите итог своей работы.
- Под каким девизом мы работали?
-Какие цели перед собой ставили?
- Как вы думаете , достигли ли поставленной цели?
- Что нового узнали на уроке?
- Что научились делать?
- Что не получилось и почему?
- Где вам пригодятся эти знания? (при решении примеров, уравнений и задач)
- Сможете самостоятельно дома применить новое правило?
- Оцените свою работу на уроке по «Лестнице успеха»
Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую ступеньку:
уверен в своих знаниях по теме
в основном уверен
нужно ещё повторить
нуждаюсь в помощи
VII. Домашнее задание.
- По выбору № 6 или № 7 на стр. 5
- Ну, а кто пожелает – составьте самостоятельно 3 группы выражений на новый вычислительный приём.