Урок математики в 6 классе
«Задачи на проценты»
Цели урока: обобщение, систематизация, закрепление полученных знаний по теме проценты; совершенствование практических навыков решения основных задач на проценты, умение применять полученные знания.
Предполагаемые результаты:
- предметные: умение использовать понятие процента в конкретных реальных ситуациях, умение распознавать тип задач, умение решать задачи на проценты.
- личностные: умение слушать собеседника и вести диалог, умение работать в парах и группах, излагать и аргументировать свою точку зрения.
- метапредметные: умение воспроизводить смысл понятия процента, умение обрабатывать информацию, выбирать способы решения задач; умение определять цель учебного задания, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, умение контролировать учебный процесс и результаты своей деятельности, оценивать свои достижения; умение видеть важность и необходимость применения математики в жизни, умение слушать, работать в паре; требовательное отношение к себе и своей работе.
Необходимое оборудование: доска, экран, проектор, компьютер, карточки для самостоятельной работы и работы в группах.
Тип урока: урок применения знаний и умений.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
-Ребята! я предлагаю начать наш урок с игры «Добрый день».
Я буду говорить слова «Добрый день», а те, кого это касается помашут мне рукой.
Добрый день всем, у кого сейчас хорошее настроение.
Добрый день всем, у кого день рождения зимой или весной.
Добрый день всем, кто родился летом или осенью.
Добрый день всем учителям, гостям нашего урока.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Задание
Перед вами карточка. Как по- другому можно назвать каждую дробь , записанную в первой строке таблицы? Запишите соответствующие буквы во вторую строку. Какое слово получилось? Проверьте себя.
Четверть – Д
Половина – А
Дюжина- П
Треть – З
Десятина-О
Процент – Ч
А сейчас я вам загадаю загадку:
На рубль — копейки,
На доллары— центы,
Бегут-набегают в банке…
(проценты)
- Как вы думаете, почему у нас два этих слова? (Они связаны с темой урока.)
Формулируется тема урока. «Задачи на проценты».
- А какова цель нашего урока? (Будем закреплять полученные знания, совершенствовать навыки решения задач).
Открывается слайд, на котором записана тема урока (учащиеся записывают число и тему в тетрадь).
Проценты одно из немногих математических понятий, которое очень широко встречается в повседневной жизни и сегодня ваша задача показать применение полученных знаний по этой теме.
Актуализация знаний.
Задание 1 Устно
Ответьте на вопросы:
Что называют процентом? (1% =
)
А зачем нужны проценты? (С помощью процентов можно выразить отношение между двумя величинами: частью и целым)
Как найти 1% от числа? (разделить его на 100)
Как найти само число, если известен его 1%? (умножить на 100)
Как найти р% от числа А?
( р% от А – это
)
(А по р% - это
)
Как найти , сколько % число А составляет от числа В?
(
)
Задание 2. Устно
Продолжите предложения, подобрав соответствующую фразу из ответов:
1. 100% учащихся школы − это…
2. 25% учащихся школы − это…
3. 10% учащихся школы − это…
4. 50% учащихся школы − это…
Ответы:
а) половина всех учащихся школы ;
б) все учащиеся школы;
в) четверть всех учащихся;
г) десятая часть всех учащихся.
Задание 3. «Найдите соответствие» письменно
Письменная работа по вариантам. Учащимся раздаются карточки, они на них указывают соответствие между процентами и числами в столбике.
I вариант II вариант
25% от 28 49 20% от 35
50% от 24 7 40% от 40
40% от 150 42 25% от 48
80% от 20 12 75% от 80
20% от 30 60 30% от 20
60% от 70 6 70% от 70
35% от 140 16 21% от 200
Ответы:
I вариант II вариант
25% от 28 (7) 49 20% от 35 (7)
50% от 24 (12) 7 40% от 40 (16)
40% от 150 (60) 42 25% от 48 (12)
80% от 20 (16) 12 75% от 80 (60)
20% от 30 (6) 60 30% от 20 (6)
60% от 70 (42) 6 70% от 70 (49)
35% от 140 (49) 16 21% от 200 (42)
Критерий оценок:
1ошибка –«4», 2-3ошибки – «3», более 3-х ошибок – «2».
Применение знаний, умений и навыков.
Решение задач по группам.
Данный этап урока проводится в виде производственного совещания в фирме музейных экспертов «6А и компания».
Класс разбивается на группы по 4 человека. Повторяются правила работы в группе. Учитель, как управляющий компании, объявляет о начале совещания и о присутствующих на этом совещании. Каждой группе выдается карточка с экспертной -задачей. Каждый учащийся решает задачу в бланке.
№1. Отдел «Крестьянский быт»
Полотенце – рушник – являлось древнейшим атрибутом жизни восточных славян и сейчас является объектом изучения и исследования этнографов и искусствоведов. Оно представляло собой полотнище белой льняной ткани длиной от 70 до 300 см, шириной от 39 до 45 см.
При умывании в семье пользовались полотенцами обыденными, мало украшенными, называли их по-разному: утиральником, рукотером, ручником. Концы праздничных рушников богато украшали ткаными или вышитыми узорами и кружевами.
Задача
Длина рушника составляет 180 см, ширина 40 см. Площадь современного полотенца, которое наиболее распространено в обиходе составляет 42% от площади рушника. Вычислите площадь современного полотенца.
№2. Отдел «Утварь»
Первые формы для выпечки были… съедобными. Чтобы получить подходящий материал, крутое тесто заваривали кипятком с жиром. Из получившейся массы отдельно делали донышко и стенки, соединяли их, заполняли пирог-форму начинкой (как правило, сытной мясной), накрывали тестяной крышкой и ставили в печь. Во время трапезы крышку снимали и ели именно начинку. Особенно ценили такую форму-«упаковку» путешественники: ведь ей можно было заесть основное блюдо — начинку. Позднее появились металлические формы для выпечки хлеба.
Задача.
Вычислите объем буханки, если длина формы для выпечки 21см, ширина составляет 50% от длины, высота составляет 40% ширины.
№3. Отдел «Ремесло»
Загадка.
…..Стригли, щипали, а после чесали, Чисто, пушисто – к доске привязали! (Прялка)
Среди многих работ, которые выполняли крестьянки, прядение и ткачество были самыми трудоёмкими. Напрясть и наткать надо было на всю семью. Вот и сидела женщина за прялкой долгие зимние ночи. Прядение начиналось обычно в конце ноября и продолжалось всю зиму. Ручное прядение было очень медленным. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день около 300 метров пряжи. А чтобы получить хотя бы 15 метров ткани, нужно было напрясть не менее 20 тысяч метров пряжи. Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть и ткать с 6 – 8 лет.
Задача
В магазин привезли 100 метров ткани. В первый день продали 62 % этой ткани, а во второй — оставшиеся 35 %. Сколько метров ткани осталось в магазине?
Задача
Сколько пряжи потребуется для изготовления 10 свитеров, если на один свитер уходит 1500 грамм пряжи, а цена за 1 моток пряжи составляет 30% от веса пряжи. рублей?
№4. Отдел «Бухгалтерия»
В каждой фирме за выполненную работу сотрудники получают зарплату.
Рассчитайте зарплату нашего сотрудника, если:
- его оклад –19000 рублей,
- доплата за качество экспертизы – 20% от оклада.
Вычесть 13% налогов от заработной платы. (19836 рублей)
Физминутка.
Глазами написать ту оценку, которую хотите получить по математике.
Задачи самостоятельной работы.
О выдающемся ученом и педагоге Сергее Александровиче Рачинском и основанной им Татевской школе, что в Оленинском районе Тверской области. На свои собственные средства он построил новое здание школы с общежитием, в котором размещалось около 30 мальчиков из крестьянских семей. Кроме того, в школе всегда жили подростки и юноши, либо готовившиеся к поступлению в училища, либо просто желавшие провести лишний год в необычайно теплой школьной атмосфере. Все это школьное население составляло около Рачинского дружную семью, с которой он делил мелочи повседневной жизни.
Задачи из сборника «1001 задача для умственного счета в школе С.А.Рачинского»
Задача 1
Торговец за 100рублей купил 2 пуда чаю и распродал его на 20% дороже. Сколько барыша взял он на фунт? (1пуд=40фунтов) Ответ 25 копеек
Задача№2
Портниха сшила 6 платьев, на которые пошло по 6
аршина материи и 26 детских платьев, на которые пошло по 3
аршина материи. Сколько всего пошло аршин материи?
VII. Немного занимательной математики.
- Я предлагаю послушать сказку «Хитрые проценты» (дети читают по ролям). Но будьте внимательны. Вам нужно будет сформулировать, какую задачу пришлось решать героям данной сказки.
Хитрые проценты.
Жили - были в Африке непоседливая Мартышка, рассудительный Удав, болтливый Попугай и очень умный Слонёнок. Да-да! Те самые, которых придумал писатель Григорий Остер.
Однажды Удав сказал: «Надоело мне ползать по земле. И не видно ничего, и медленно. Давайте купим вертолёт и посадим в него меня». «И меня, - закричала Мартышка. – Мы полетим быстрее Попугая!»
«Это мы ещё посмотрим», - возразил Попугай. А Слонёнок очень огорчился: «Меня в вертолёт не посадишь. Авария будет!»
Слонёнка утешил Удав: «Ты будешь судьёй нашего соревнования. Но где нам взять вертолёт?» «Я придумала! – заорала мартышка. – Пусть Попугай слетает в магазин и купит там заводной вертолёт. Он стоит сто бананов, и я их сейчас соберу».
Собрала Мартышка сто бананов, и Попугай полетел в город. Вернулся он очень быстро. «Где мой вертолёт?» - спросил Удав. «Где мои бананы?» - закричала Мартышка. «Вертолёты подорожали, - объявил Попугай, - на 10 процентов. Так что бананов не хватило, и я раздал их детям. Дети сказали мне, что завтра вертолёты снова подешевеют. И опять на 10 процентов».
Наутро Попугай, захватив новые сто бананов, полетел в магазин. Скоро Попугай вернулся с прекрасным вертолётом.
«Почему это ты облизываешься?» - подозрительно спросила Попугая Мартышка». «А потому, что я съел оставшийся банан». «Не понимаю, - сказал Удав. – Вертолёт сначала стоил сто бананов. Потом он подорожал на 10 процентов, потом подешевел тоже на 10 процентов». «А я тебе дала ровно сто бананов», - вмешалась Мартышка». «Я и сам не понимаю, - сказал Попугай, но банан был очень вкусный». И он расправил крылья, готовясь к соревнованию.
А Слонёнок сказал так: «Когда вертолёт подорожал, он стал стоить сто десять бананов. А подешевел он на десять процентов от ста десяти, то есть на одиннадцать бананов. Значит, теперь вертолёт стоит девяносто девять бананов, и всё правильно. Ну, летите, а я буду судить».
- Итак, сформулируйте задачу? (Дети формулируют задачу)
- Почему цена на бананы уменьшилась?
VIII. Рефлексия
Итак, вы сегодня решали разные типы задач на проценты. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами.
1.Можно ли сделать вывод, что сегодня на уроке Вы пополнили свои знания?
________________________________________________________________
2.Что Вас заинтересовало на уроке и о чем еще захотелось узнать?
________________________________________________________________
3.Чем задачи сегодня на уроке отличались от задач, которые решали ранее?
________________________________________________________________
4.Ваша настроение после урока (1- плохое; 5-замечательное)
________________________________________________________________
VIII. Информация о домашнем задании
Придумать свою задачу на % и оформить её на А4 (красочно). На обороте – решение.
Ф.И.___________________________________
Число_______
______________________________________________________________
Задание1
Перед вами карточка. Как по- другому можно назвать каждую дробь , записанную в первой строке таблицы? Запишите соответствующие буквы во вторую строку. Какое слово получилось? Проверьте себя.
Четверть – Д
Половина – А
Дюжина- П
Треть – З
Десятина-О
Процент – Ч
Задание 2. «Найдите соответствие» письменно
I вариант
25% от 28 49
50% от 24 7
40% от 150 42
80% от 20 12
20% от 30 60
60% от 70 6
35% от 140 16
№1. Отдел «Крестьянский быт»
Задача
Длина рушника составляет 180 см, ширина 40 см. Площадь современного полотенца, которое наиболее распространено в обиходе составляет 42% от площади рушника. Вычислите площадь современного полотенца.
№2. Отдел «Утварь»
Задача.
Вычислите объем буханки, если длина формы для выпечки 21 см, ширина составляет 50% от длины, высота составляет 40% ширины.
№3. Отдел «Ремесло»
Задача
В магазин привезли 100 метров ткани. В первый день продали 62 % этой ткани, а во второй — оставшиеся 35 %. Сколько метров ткани осталось в магазине?
№4. Отдел «Бухгалтерия»
В каждой фирме за выполненную работу сотрудники получают зарплату.
Рассчитайте зарплату нашего сотрудника, если:
- его оклад –19000 рублей,
- доплата за качество экспертизы – 20% от оклада.
Вычесть 13% налогов от заработной платы.
Задачи С.А. Рачинского
Задача 1
Торговец за 100рублей купил 2 пуда чаю и распродал его на 20% дороже. Сколько барыша взял он на фунт? (1пуд=40фунтов)
Задача№2
Портниха сшила 6 платьев, на которые пошло по 6
аршина материи и 26 детских платьев, на которые пошло по 3
аршина материи. Сколько всего пошло аршин материи?
Хитрые проценты.
Жили - были в Африке непоседливая Мартышка, рассудительный Удав, болтливый Попугай и очень умный Слонёнок. Да-да! Те самые, которых придумал писатель Григорий Остер.
Однажды Удав сказал: «Надоело мне ползать по земле. И не видно ничего, и медленно. Давайте купим вертолёт и посадим в него меня». «И меня, - закричала Мартышка. – Мы полетим быстрее Попугая!»
«Это мы ещё посмотрим», - возразил Попугай. А Слонёнок очень огорчился: «Меня в вертолёт не посадишь. Авария будет!»
Слонёнка утешил Удав: «Ты будешь судьёй нашего соревнования. Но где нам взять вертолёт?» «Я придумала! – заорала мартышка. – Пусть Попугай слетает в магазин и купит там заводной вертолёт. Он стоит сто бананов, и я их сейчас соберу».
Собрала Мартышка сто бананов, и Попугай полетел в город. Вернулся он очень быстро. «Где мой вертолёт?» - спросил Удав. «Где мои бананы?» - закричала Мартышка. «Вертолёты подорожали, - объявил Попугай, - на 10 процентов. Так что бананов не хватило, и я раздал их детям. Дети сказали мне, что завтра вертолёты снова подешевеют. И опять на 10 процентов».
Наутро Попугай, захватив новые сто бананов, полетел в магазин. Скоро Попугай вернулся с прекрасным вертолётом.
«Почему это ты облизываешься?» - подозрительно спросила Попугая Мартышка». «А потому, что я съел оставшийся банан». «Не понимаю, - сказал Удав. – Вертолёт сначала стоил сто бананов. Потом он подорожал на 10 процентов, потом подешевел тоже на 10 процентов». «А я тебе дала ровно сто бананов», - вмешалась Мартышка». «Я и сам не понимаю, - сказал Попугай, но банан был очень вкусный». И он расправил крылья, готовясь к соревнованию.
А Слонёнок сказал так: «Когда вертолёт подорожал, он стал стоить сто десять бананов. А подешевел он на десять процентов от ста десяти, то есть на одиннадцать бананов. Значит, теперь вертолёт стоит девяносто девять бананов, и всё правильно. Ну, летите, а я буду судить».
Рефлексия.
1.Можно ли сделать вывод, что сегодня на уроке Вы пополнили свои знания?
________________________________________________________________
2.Что Вас заинтересовало на уроке и о чем еще захотелось узнать?
________________________________________________________________
3.Чем задачи сегодня на уроке отличались от задач, которые решали ранее?
________________________________________________________________
4.Ваша настроение после урока (1- плохое; 5-замечательное)
______________________________________________________________
Рефлексия.
1.Можно ли сделать вывод, что сегодня на уроке Вы пополнили свои знания?
________________________________________________________________
2.Что Вас заинтересовало на уроке и о чем еще захотелось узнать?
________________________________________________________________
3.Чем задачи сегодня на уроке отличались от задач, которые решали ранее?
________________________________________________________________
4.Ваша настроение после урока (1- плохое; 5-замечательное)
______________________________________________________________
Рефлексия.
1.Можно ли сделать вывод, что сегодня на уроке Вы пополнили свои знания?
________________________________________________________________
2.Что Вас заинтересовало на уроке и о чем еще захотелось узнать?
________________________________________________________________
3.Чем задачи сегодня на уроке отличались от задач, которые решали ранее?
________________________________________________________________
4.Ваша настроение после урока (1- плохое; 5-замечательное)
______________________________________________________________
Рефлексия.
1.Можно ли сделать вывод, что сегодня на уроке Вы пополнили свои знания?
________________________________________________________________
2.Что Вас заинтересовало на уроке и о чем еще захотелось узнать?
________________________________________________________________
3.Чем задачи сегодня на уроке отличались от задач, которые решали ранее?
________________________________________________________________
4.Ваша настроение после урока (1- плохое; 5-замечательное)
______________________________________________________________