Урок по математике на тему «Решение задач»,
УМК «Школа России» ( 1 класс)
подготовлен учителем начальных классов
МАОУ Дятьковская СОШ № 2 Брянской области
Гариповой Мариной Владимировной.
Тема. Решение задач.
Тип урока: урок закрепления знаний. Урок с использованием технологии развития критического мышления (приём кластер).
Цели урока:
Обобщить полученные знания о задаче и закрепить навыки решения задач в 1 действие; продолжить формировать умение дополнять условие задачи, ставить вопрос к условию задачи, развивать умение анализировать задачи;
Совершенствовать вычислительные навыки в пределах 10, знания состава чисел, использовать взаимосвязь между сложением и вычитанием.
Развивать логическое мышление, критическое мышление, память, внимание.
Способствовать воспитанию интереса к изучению математики.
Здоровьесберегающие
Создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность, гимнастику для глаз.
Осуществлять контроль за позой учащихся во время работы за партой.
Оборудование:
Для учителя: ПК, мультимедиа проектор, экран, карточки с частями задачи, документкамера.
Для учащихся: учебник, веер цифр, сигнальные карточки «смайлики», листы с фигурами, карточки для групповой работы (условие, вопрос, решение, ответ)
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся решать, раскрывающие смысл действий сложения и вычитания; объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи; достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнеру; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Личностные:
1.Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
2.Способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи;
3.Способность к организации самостоятельной учебной деятельности;
4.Формирование личностных качеств: любознательность, трудолюбие, целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
5.Умение слушать и слышать собеседника. Обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Регулятивные:
1.Принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
2.Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
3.Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
4.Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.
Познавательные:
1.Использовать знаково-символические средства, в т.ч. модели и схемы для решения задач;
2.Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
3.Устанавливать причинно-следственные связи;
4.Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
5.Устанавливать аналогии;
Коммуникативные:
1.Выражать в речи свои мысли и действия;
2.Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;
3.Использовать речь для регуляции своего действия;
4.Работать в паре и группе.
Ход урока.
Организационный момент.
Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь! Тихо садитесь.
Руки? ( на месте!)
Ноги? ( на месте!)
Локти? ( у края!)
Спинка? ( прямая!)
Молодцы!
Актуализация знаний.
Цифры «спрятались» от вас. Найдите их. ( 5, 6, 4, 7, 1, 9)
Какие числа пропущены в этом числовом ряду?
Дополните каждое число до 10.
Назовите наименьшее число. Назовите наибольшее число.
Используя данные числа, сотавьте выражения на сложение. ( один ученик у доски, остальные работают в парах. Проверка : какие выражения составили?)
1 + 4 = 5 4 + 1 = 5 5 + 1 = 6 1 + 5 = 6 1 + 6 = 7 6 + 1 = 7
5 + 4 = 9 4 + 5 = 9
Что общего у этих выражений? ( прибавляли 1. Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.)
Есть ли пары выражений ?
Какой математический закон применялся? ( перестановка слагаемых)
Используя термины «слагаемое» и «сумма», какое правило можно применить к данным выражениям? ( если из суммы вычесть первое слагаемое, то получим второе слагаемое).
Самоопределение к деятельности.
Решите примеры
3 + 4 = 7 10 – 4= 6 7 – 3 = 4 3 + 6 = 9 5 – 2 = 3 4 + 4 = 8
Чтобы определить тему урока, расположите карточки с ответами в порядке увеличения ( карточка переворачивается и заменяется на букву)
3 – з, 4 –а, 6 – д, 7 – а, 8 – ч, 9 – а.
Какое слово получилось? ( задача)
Кто догадался, что мы будем делать на уроке?
Определите тему урока. Решение задач. Это тема для нас новая? Нет.
Урок повторения и закрепления . Поставьте перед собой цели. ( учащиеся пробуют сформулировать цели урока, учитель помогает)
IV. Работа по теме урока. (Создание проблемной ситуации) – осмысление содержания. ( приложение 3)
(Слайд № 1)
- Среди предложенных текстов найдите задачу.
1) У Тани 4 гриба.
2) У Тани 4 гриба, а у Саши – 2 гриба.
3) У Вани 5 машинок, а у Саши – на 2 машинки меньше. Сколько машинок у Саши?
4) На сколько яблок больше, чем груш?
В результате обсуждения учащиеся устанавливают, что задачей является 3-й из представленных текстов, потому что включает в себя УСЛОВИЕ (то, что известно) и ВОПРОС (то, что нужно найти)
(Слайд № 1)
- Итак, мы установили, что задачей является только третий текст, потому в задаче должно быть условие и вопрос.
- Какие ещё части есть у задачи?
-Назовите условие нашей задачи (Слайд 2)
-Назовите вопрос задачи? (Слайд 2)
- Запишем условие схематично.
-Что нам известно о Ваниных машинках? (на слайде № 2 появляются машинки)
- Сколько у Вани машинок?
-Что нам известно о Сашиных машинках? Что значит на 2 меньше?
-Что спрашивается в задаче? Как показать это на схеме? (на слайде № 2 появляется схема)
-Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Решить)
(На слайде № 2 появляется запись «решение»)
-Каким действием узнаем, сколько машинок у Саши? Запишите выражение (один ученик выполняет запись на доске)
-Что мы записали? (Решение)
-Найдите значение этого выражения.
-Мы ответили на вопрос задачи?
-Какая ещё часть будет у задачи (Ответ) (на слайде № 2 появляется запись «ответ»)
- Что же такое ответ? Что мы напишем в ответе нашей задачи? (значение выражения)
-Назовите составные части задачи.
V. Физминутка.
VI. Работа по теме урока.
Работа по учебнику, с. 28, задание 1
Прочитайте записи. Можно ли назвать эти тексты задачами? Почему? Какая задача относится к первому рисунку, а какая ко второму?
Первая задача ( разбор задачи)
О чем задача? Где были конфеты? Что мы знаем? Составьте схему задачи с помощью счетного материала. Почему положили 7 кружочков? ( столько конфет в коробке), что означает 3 квадратика? ( столько конфет в вазочке). Чего мы не знаем? Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Какое действие выберем? ( сложение) Почему? ( спрашивается : сколько всего?)
Запишите решение задачи 7 + 3 = 10 ( к.)
Назовите ответ – 10 конфет всего.
Вторая задача ( разбор задачи)
О чем задача? Где лежали кубики? О чем говорят слова « из них»? Каким действием будем решать задачу? ( вычитание) Почему?
Запишите решение: 8 – 5 = 3 (к.)
Решили задачу? Запишем ответ – 3 кубика.
Задачи 3 и 4 ( разбираются и решаются устно)
VII. Физминутка
VIII. Закрепление.
Практическая работа в парах.
Детям предлагается пустой кластер и текст задачи (Приложение 1)
Нужно:
1)восстановить название частей задачи;
2)разделить текст на составные части – условие и вопрос (соотнести)
3)решить задачу, заполнить части решение и ответ.
Проверочная работа с учётом индивидуально – дифференцированного подхода. (Приложение 2)
Карточка 1 – для детей с повышенной мотивацией в учении.
Карточка 2 - предлагается школьникам со средним уровнем.
Карточка 3 – для первоклассников, которым в учебной деятельности требуется направляющая помощь.
IХ. Рефлексия.
- Что мы повторили сегодня на уроке?
Х. Итоги урока.
- Какое задание показалось самым интересным?
- Какое задание вызвало затруднения?
- Оцените свою работу на уроке.