СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по математике по теме "Решение задач"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Решение задач" является уроком закрепления, в ходе которого учитель может выяснить насколько ученики усвоили данную тему, и наметить пути устранения выявленных пробелов в знаниях.

Просмотр содержимого документа
«1 Урок по математике 1 класс тема Решение задач»

Урок по математике на тему «Решение задач»,

УМК «Школа России» ( 1 класс)

подготовлен учителем начальных классов

МАОУ Дятьковская СОШ № 2 Брянской области

Гариповой Мариной Владимировной.



Тема. Решение задач.

Тип урока: урок закрепления знаний. Урок с использованием технологии развития критического мышления (приём кластер).

Цели урока:

  1. Обобщить полученные знания о задаче и закрепить навыки решения задач в 1 действие; продолжить формировать умение дополнять условие задачи, ставить вопрос к условию задачи, развивать умение анализировать задачи;

  2. Совершенствовать вычислительные навыки в пределах 10, знания состава чисел, использовать взаимосвязь между сложением и вычитанием.

  3. Развивать логическое мышление, критическое мышление, память, внимание.

  4. Способствовать воспитанию интереса к изучению математики.

  5. Здоровьесберегающие

Создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность, гимнастику для глаз.

Осуществлять контроль за позой учащихся во время работы за партой.



Оборудование:

Для учителя: ПК, мультимедиа проектор, экран, карточки с частями задачи, документкамера.

Для учащихся: учебник, веер цифр, сигнальные карточки «смайлики», листы с фигурами, карточки для групповой работы (условие, вопрос, решение, ответ)


Планируемые результаты:

Учащиеся научатся решать, раскрывающие смысл действий сложения и вычитания; объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи; достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнеру; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Личностные:

1.Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

2.Способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи;

3.Способность к организации самостоятельной учебной деятельности;

4.Формирование личностных качеств: любознательность, трудолюбие, целеустремленность и настойчивость в достижении цели;

5.Умение слушать и слышать собеседника. Обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Регулятивные:

1.Принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

2.Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

3.Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

4.Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

Познавательные:

1.Использовать знаково-символические средства, в т.ч. модели и схемы для решения задач;

2.Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

3.Устанавливать причинно-следственные связи;

4.Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

5.Устанавливать аналогии;

Коммуникативные:

1.Выражать в речи свои мысли и действия;

2.Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;

3.Использовать речь для регуляции своего действия;

4.Работать в паре и группе.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь! Тихо садитесь.

Руки? ( на месте!)

Ноги? ( на месте!)

Локти? ( у края!)

Спинка? ( прямая!)

Молодцы!

  1. Актуализация знаний.

Цифры «спрятались» от вас. Найдите их. ( 5, 6, 4, 7, 1, 9)

Какие числа пропущены в этом числовом ряду?

Дополните каждое число до 10.

Назовите наименьшее число. Назовите наибольшее число.

Используя данные числа, сотавьте выражения на сложение. ( один ученик у доски, остальные работают в парах. Проверка : какие выражения составили?)

1 + 4 = 5 4 + 1 = 5 5 + 1 = 6 1 + 5 = 6 1 + 6 = 7 6 + 1 = 7

5 + 4 = 9 4 + 5 = 9

Что общего у этих выражений? ( прибавляли 1. Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.)

Есть ли пары выражений ?

Какой математический закон применялся? ( перестановка слагаемых)

Используя термины «слагаемое» и «сумма», какое правило можно применить к данным выражениям? ( если из суммы вычесть первое слагаемое, то получим второе слагаемое).

  1. Самоопределение к деятельности.

Решите примеры

3 + 4 = 7 10 – 4= 6 7 – 3 = 4 3 + 6 = 9 5 – 2 = 3 4 + 4 = 8

Чтобы определить тему урока, расположите карточки с ответами в порядке увеличения ( карточка переворачивается и заменяется на букву)

3 – з, 4 –а, 6 – д, 7 – а, 8 – ч, 9 – а.

Какое слово получилось? ( задача)

Кто догадался, что мы будем делать на уроке?

Определите тему урока. Решение задач. Это тема для нас новая? Нет.

Урок повторения и закрепления . Поставьте перед собой цели. ( учащиеся пробуют сформулировать цели урока, учитель помогает)

IV. Работа по теме урока. (Создание проблемной ситуации) – осмысление содержания. ( приложение 3)

(Слайд № 1)

- Среди предложенных текстов найдите задачу.

1) У Тани 4 гриба.

2) У Тани 4 гриба, а у Саши – 2 гриба.

3) У Вани 5 машинок, а у Саши – на 2 машинки меньше. Сколько машинок у Саши?

4) На сколько яблок больше, чем груш?

В результате обсуждения учащиеся устанавливают, что задачей является 3-й из представленных текстов, потому что включает в себя УСЛОВИЕ (то, что известно) и ВОПРОС (то, что нужно найти)

(Слайд № 1)

- Итак, мы установили, что задачей является только третий текст, потому в задаче должно быть условие и вопрос.

- Какие ещё части есть у задачи?

-Назовите условие нашей задачи (Слайд 2)

-Назовите вопрос задачи? (Слайд 2)

- Запишем условие схематично.

-Что нам известно о Ваниных машинках? (на слайде № 2 появляются машинки)

- Сколько у Вани машинок?

-Что нам известно о Сашиных машинках? Что значит на 2 меньше?

-Что спрашивается в задаче? Как показать это на схеме? (на слайде № 2 появляется схема)

-Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Решить)

(На слайде № 2 появляется запись «решение»)

-Каким действием узнаем, сколько машинок у Саши? Запишите выражение (один ученик выполняет запись на доске)

-Что мы записали? (Решение)

-Найдите значение этого выражения.

-Мы ответили на вопрос задачи?

-Какая ещё часть будет у задачи (Ответ) (на слайде № 2 появляется запись «ответ»)

- Что же такое ответ? Что мы напишем в ответе нашей задачи? (значение выражения)

-Назовите составные части задачи.

V. Физминутка.

VI. Работа по теме урока.

  1. Работа по учебнику, с. 28, задание 1

Прочитайте записи. Можно ли назвать эти тексты задачами? Почему? Какая задача относится к первому рисунку, а какая ко второму?

Первая задача ( разбор задачи)

О чем задача? Где были конфеты? Что мы знаем? Составьте схему задачи с помощью счетного материала. Почему положили 7 кружочков? ( столько конфет в коробке), что означает 3 квадратика? ( столько конфет в вазочке). Чего мы не знаем? Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Какое действие выберем? ( сложение) Почему? ( спрашивается : сколько всего?)

Запишите решение задачи 7 + 3 = 10 ( к.)

Назовите ответ – 10 конфет всего.

Вторая задача ( разбор задачи)

О чем задача? Где лежали кубики? О чем говорят слова « из них»? Каким действием будем решать задачу? ( вычитание) Почему?

Запишите решение: 8 – 5 = 3 (к.)

Решили задачу? Запишем ответ – 3 кубика.

Задачи 3 и 4 ( разбираются и решаются устно)

VII. Физминутка

VIII. Закрепление.

  1. Практическая работа в парах.

Детям предлагается пустой кластер и текст задачи (Приложение 1)

Нужно:

1)восстановить название частей задачи;

2)разделить текст на составные части – условие и вопрос (соотнести)

3)решить задачу, заполнить части решение и ответ.

  1. Проверочная работа с учётом индивидуально – дифференцированного подхода. (Приложение 2)

Карточка 1 – для детей с повышенной мотивацией в учении.

Карточка 2 - предлагается школьникам со средним уровнем.

Карточка 3 – для первоклассников, которым в учебной деятельности требуется направляющая помощь.

IХ. Рефлексия.

- Что мы повторили сегодня на уроке?

Х. Итоги урока.

- Какое задание показалось самым интересным?

- Какое задание вызвало затруднения?

- Оцените свою работу на уроке.



Просмотр содержимого документа
«Приложение 1.»

Коля сделал 4 флажка, а Слава – 6 флажков.

На сколько меньше Коля сделал флажков, чем Слава?

6 – 4 = 2 (ф.)

На 2 флажка.








задача









Приложение 1.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 2.»

Приложение 2.



Карточка 1.

Прочитай внимательно задачи. Подчеркни то, чем они сходны.

1. У Андрея 6 конфет. У Вики на 2 конфеты меньше. Сколько конфет у Вики?

2. Маша начертила отрезок длиной 9см, а Таня на 2см короче. Какой длины отрезок начертила Таня?

3. Мише 8 лет. Его сестра моложе на 2 года. Сколько лет сестре?

Сделай схему и запиши решение любой задачи.



___________________________________________________________

___________________________________________________________











































Карточка 2.

1.Прочитай внимательно задачу. Подчеркни о чём говорится в задаче.

У Андрея 6 конфет. У Вики на 2 конфеты меньше. Сколько конфет у Вики?

2.Подумай, что значит на 2 конфеты меньше.

3.Выбери рисунок к задаче, нарисуй его у себя в тетради.

Рисунок 1.





Рисунок 2.



4. Выбери схему к задаче, нарисуй её у себя в тетради и заполни.





















5. Запиши решение задачи и ответ.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________





Карточка 3.

Прочитай внимательно задачу. Подчеркни о чём говорится в задаче.

У Андрея 6 конфет. У Вики на 2 конфеты меньше. Сколько конфет у Вики?

1.Подумай, что значит на 2 конфеты меньше.

Обозначь конфеты Андрея квадратами, а конфеты Вики треугольниками.

__ ___конфет



- ? на 2 меньше



Нарисуй рисунок к задаче у себя в тетради.

4. Выбери схему к задаче, нарисуй её у себя в тетради.















5. Запиши решение задачи и ответ.

Решение.

__ - __= ___

Ответ: ___конфет у Вики

Просмотр содержимого презентации
«Приложение 3.»

задача условие вопрос 1) У Тани 4 гриба . 2) У Тани 4 гриба, а у Саши - 2 гриба . 3) У Вани 5 машинок, а у Саши – на 2 машинки меньше. Сколько машинок у Саши? 4) На сколько яблок больше, чем груш?

задача

условие

вопрос

1) У Тани 4 гриба .

2) У Тани 4 гриба, а у Саши - 2 гриба .

3) У Вани 5 машинок, а у Саши – на 2 машинки меньше.

Сколько машинок у Саши?

4) На сколько яблок больше, чем груш?

У Вани 5 машинок, а у Саши – на 2 машинки меньше. Сколько машинок у Саши ? 1.условие 5.ответ задача  У Вани 5 машинок,  а у Саши – на 2 машинки меньше. 4.решение 3.схема 2.вопрос 5 В Сколько машинок у Саши ? ? С 2

У Вани 5 машинок, а у Саши – на 2 машинки меньше. Сколько машинок у Саши ?

1.условие

5.ответ

задача

У Вани 5 машинок,

а у Саши – на 2 машинки меньше.

4.решение

3.схема

2.вопрос

5

В

Сколько машинок у Саши ?

?

С

2

У Вани 5 машинок, а у Саши – на 2 машинки меньше. Сколько машинок у Саши ? 1.условие задача 5.ответ  У Вани 5 машинок,  а у Саши – на 2 машинки меньше. 3 машинки 4.решение 5 - 2 = 3 3.схема 2.вопрос 5 В Сколько машинок у Саши ? ? С 2

У Вани 5 машинок, а у Саши – на 2 машинки меньше. Сколько машинок у Саши ?

1.условие

задача

5.ответ

У Вани 5 машинок,

а у Саши – на 2 машинки меньше.

3 машинки

4.решение

5 - 2 = 3

3.схема

2.вопрос

5

В

Сколько машинок у Саши ?

?

С

2