Разработка урока по обществознанию 8 класс к учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой «Обществознание 8 класс».
Автор разработка:Нугаев Мариус Марисович , учитель истории и обществознания
МКОО «Старомостякская средняя школа
Тема : Рыночная экономика
Цель: создать условия для формирования представления о рыночном механизме регулирования экономики.
Задачи:
Образовательные:
Научить определять условия функционирования рынка.
Подвести к пониманию положения: конкуренция – двигатель рынка.
Подвести к пониманию, что рыночный механизм – механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка.
Развивающие:
Воспитательные:
Развивать познавательный интерес.
Формировать основы экономической и информационной культуры учащихся.
Показать пример недопустимого перехода способов экономического взаимодействия на общечеловеческий уровень.
Развитие компетенций: учебно-познавательных, коммуникативных.
Тип урока: изучение нового материала.
Основные понятия: рынок, конкуренция, спрос, закон спроса, предложение, закон предложения, рыночное равновесие, равновесная цена.
Оборудование: учебник, презентация, компьютер, проектор, экран, приложение к уроку.
Ход урока
Организационный момент.
Знакомство с темой, целями и планом урока
Мотивация: Как называется тип рынка, который определяет цены, а продавцы и покупатели вынуждены принимать их как данное, называется: 1) конкурентным 2) несовершенным 3) централизованным 4) плановым?
Выявление области незнания, постановка проблемы, темы урока обучающимися, организация понимания обучающимися необходимости освоения новых знаний и умений по принципу «нужно-хочу-могу».
Как можно одним словом назвать то, что вы видите на экране?
- Товар.
- Являются ли, например, компьютерные услуги, товаром?
- Да. Товар — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи, продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена. Предметы, произведённые для личного потребления, в экономическом смысле товарами не являются.
- Где можно приобрести товар?.
- На рынке.
- Всегда ли человек во все времена мог пойти купить то, что он хочет?
- Нет, в обществе с господством традиционной экономики это невозможно
- Как формируется цена на товары? Может быть, государство или президент устанавливает цену?
- Нет, государство устанавливает цены в командной экономике
Ответы на некоторые вопросы у вас вызвали трудности. Давайте зафиксируем проблемы, которые необходимо решить.
Сформулируйте тему и проблему урока.
Нужно ли вообще изучать эту тему? Для чего?
Актуализация знаний по теме «Типы экономических систем»
Выберите из приведенного набора терминов по 3 лишних. Запишите в тетради (1-2 человека на доске). Обоснуйте свой выбор. К какому типу экономической системы относятся оставшиеся понятия? Образовавшиеся понятия остаются на доске как ключевые термины урока.
Изучение нового материала.
Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о рыночной экономике, рыночном механизме регулирования экономики.
Вспомните, каковы основные черты рыночной экономики?
Задание: Найдите в учебнике определение рынка и выпишите его в тетрадь.
Рынок – это система экономических отношений, проявляющаяся в сфере обмена.
Учитель обобщает:
Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена; механизм взаимодействия производителей и потребителей, при котором производители товаров, ориентируясь на спрос покупателей, сами решают, когда, в каком количестве и какие товары производить.
Рыночная экономика - - это способ организации хозяйственной жизни, основанный на
многообразии форм собственности.
конкуренции
Свободном ценообразовании
Работая с учебником на стр.108, составьте кластеры:1) «Характерные черты рыночной экономики»; 2) Условия функционирования рынка
Рыночная экономика
Свободный обмен
Материальная ответственность за результаты
Частная собственность
Условия функционирования рынка

Свободное конкуренция свобода предпринимательской
ценообразование деятельности
Для нормального функционирования рынка требуется конкуренция..
Задание: прочитайте пункт «Конкуренция» на стр. 108-109 и ответьте на вопросы:
- Что такое конкуренция?
Конкуренция – это соперничество между производителями в борьбе за лучший экономический результат
Это двигатель торговли.
Участники конкурентной борьбы стоят перед выбором: либо ценой огромных усилий «вписаться» в прогресс и определить тех, кто добился успеха, либо смириться с потерей прибыли.
Конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства и даёт производитель возможность самому принимать экономические решения.
Достоинства конкуренции: снижение цен, улучшение качества товара, развитие новых технологий, прогресс.
Чтение фрагмента из биографии Г. Форда в рабочих картах.
Просмотр видеофрагмента о достоинствах применённого Фордом конвейера
Участники конкурентной борьбы стоят перед выбором: либо ценой огромных усилий «вписаться» в прогресс и определить тех, кто добился успеха, либо смириться с потерей прибыли.
Схема: виды конкуренции
Совершенная конкуренция – идеальное равенство условий.
Несовершенная конкуренция
Конкуренция как способ взаимодействия перешла из разряда экономических в разряд общекультурных явлений и стала способом и межличностного взаимодействия.
Как вы считаете, Какой эффект (положительный или отрицательный) это принесло?
Сотрудничество
В каких ситуациях конкуренция может принести пользу – а в перспективе?
При поступлении в институт. Только конкурентная основа
Недопустимо смешивать способы экономического взаимодействия и межличностного?
Почему конкуренцию считают главным мотором рынка?
Вывод:
Конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства, позволяя производителю свободу принятия экономических решений;
Конкуренция устраняет попытки отдельных участников рыночного процесса контролировать цены и влиять на них, обеспечивая свободное ценообразование;
Конкуренция стимулирует выпуск более дешёвых и качественных товаров;
Государство заинтересовано в поддержке и развитии конкуренции.
-Как вы считаете, почему, если конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства, то почему в экономике не воцаряется анархия и беспорядок?
Для того, чтобы понять, как рождается рыночная цена и как она помогает согласовать поведение участников рынка, необходимо познакомиться с понятиями «спрос» и «предложение».
Как вы думаете, что такое спрос ? А какие определения даются в учебники? Выберите подходящее определение спроса, проанализируйте таблицу. Выпишите их в тетрадь. Обобщение учителя : Спрос – это желание и возможность потребителя купить конкретный товар или получить услугу в конкретное время и в конкретном месте.
-Ответьте на вопрос о соотношении цены и спроса. Итог: Ценовые факторы спроса- это зависимость спроса от уровня цен.
Неценовые факторы спроса: задание на экране .
Указать сезон, в который каждый из представленных услуг и товаров будет пользоваться большим спросом и почему?
Вопрос на экране : «что произойдет со спросом на газировку, если подешевеет сок в пакетах?». Это пример изменения спроса в зависимости от наличия товара-заменителя.
Какие ещё товары – заменители вы знаете?
Итог: величина спроса зависит не только от цены, но и от сезона, предпочтений покупателей, моды и др.
Обобщение учителя: Главные экономические вопросы в рыночной и смешанной моделях экономики решаются производителями по рыночным законам. Основными параметрами регулирующими поведение субъектов рынка, являются СПРОС и ПРЕДЛОЖЕНИЕ, между которыми существует взаимная связь.
СПРОС
Величина спроса - это то количество товаров определённого вида, которое покупатель готов купить при определённом уровне цен.
Аукцион : ручка кто готов ее купит ь по цене 5 рублей повышение
Величина спроса зависит от цены товара (услуги). Эту зависимость можно представить в виде графика
Теперь можно сформулировать первый закон экономики, или закон спроса: повышение цены обычно ведёт к уменьшению величины спроса и, наоборот, снижение цены ведёт к увеличению величины спроса.
Задание: прочитайте текст на стр. 109-111 и поясните на различных примерах из жизни следующие положения: а) спрос находится в обратной зависимости от цены; б) предложение находится в прямой зависимости от цены.
Проблема: можно ли каким-либо способом влиять на формирование или изменение спроса?
Учитель: между спросом и предложением существует следующая зависимость: когда спрос растёт, то растёт и предложение, но когда растёт предложение, не всегда растёт спрос. Дело в том, что предложение, т.е. выброс на рынок всё большего числа товаров, определяется, главным образом, производственными факторами: много сырья, высокая производительность, низкая себестоимость.а у потребителя всегда ограниченный спрос, который определяется:
Размерами индивидуального дохода;
Потребностями, необходимыми сегодня;
Модой;
Как вы думаете, что такое предложение?
Используя задание 3 рабочей карты урока, сформулировать закон предложения. Записать в тетрадь закон предложения
Предложение – это желание и возможности продавца продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте.
Обобщение учителя:
Обобщение учителя
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Предложение - - это возможность и желание производителя продать конкурентный товар
Аукцион2 :Кто готов производить подобные товары если цена на него будет10?
Из этого графика можно сформулировать закон предложения: повышение цены товара (услуги) обычно ведёт к росту величины предложения и, наоборот, снижение цены ведёт к уменьшению величины предложения.

Пересечение кривых спроса и предложения даёт значение равновесной цены.
Равновесная цена - это цена, при которой весь поставляемый на рынок товар покупается.
Если цена ниже равновесной, то предложение падает, а спрос растет. Такая ситуация на рынке приводит к дефициту товара. –
Групповая работа
Как на равновесную цену повлияют следующие явления: реклама, экономический кризис, неурожай (дифицит), перепроизводство (затоваривание рынка)
Ценами на товары –заменители.
Следовательно, ещё одним условием функционирования рынка является свободное ценообразование. Цены выполняют две основные функции.
Функции цен


Ограничивают потребление
Ресурсов
Мотивация для производства
На рынке происходит невидимая глазу сложнейшая работа по выравниванию цен.
Как это происходит? Поясните на примерах.
Например, на рынке продают зелень – у одних пучок петрушки стоит 10 рублей, у других – 30 рублей (но он свежее). А какую цену можно установить, чтобы продать зелень всю?
Это и есть равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате конкуренции.
Таким образом, какой главный принцип рынка? Сделка должна быть выгодна как продавцу, так и покупателю.
Задание: вам всем приходилась бывать на рынках. Вспомните, торговались ли вы по поводу цен? Если да, то каков итог и как это происходило. Если нет, то почему – стеснялись, не умели, считали ниже своего достоинства или не было нужды?
Каково влияние рынка на различные стороны на различные стороны жизни общества?
Вывод: рынок является одним из эффективных способов регулирования экономической жизни общества.
Равновесная цена - это цена, при которой весь поставляемый на рынок товар покупается (слайд 13)
К чему приводит нарушение рыночного равновесия? Работа с учебником на С. 172-173
Если цена товара на рынке выше равновесной, то это побуждает продавца к увеличению предложения. В то же время эта завышенная цена снижает спрос на данный товар. В результате на рынке возникает избыточное предложение (избыток) товара, что в свою очередь приводит к снижению цены до уровня равновесия.
Если цена ниже равновесной, то предложение падает, а спрос растет. Такая ситуация на рынке приводит к дефициту товара.
«Невидимая рука рынка» Работа с учебником (с. 173)
Закрепление изученного материала.
Закрепление нового материала 5 минут
Каким образом сбалансировать интересы производителя и потребителя? Проблема
С помощью рынка – основанного на 3 основных принципах
Что такое рыночная экономика? – формулирование определения
Рыночная экономика - - это способ организации хозяйственной жизни, основанный на
многообразии форм собственности.
конкуренции
Свободном ценообразовании
Закон спроса ?
Закон предложения?
Соотнесите термин и его определение (раздаточный лист)
Установите соответствие между понятиями и определениями:
Понятия | Определения |
Спрос | А) сумма денежных средств, которую покупатель может выделить из своих доходов для приобретения конкретного товара |
Конкуренция | Б) желание и возможность продавца продать конкретный товар(услугу) в определённое время и в конкретном месте |
Платёжеспособность | В) борьба производителей за наиболее выгодные условия производства и продажи товаров |
предложение | Г) желание и возможность потребителя приобрести конкретный товар ( услугу) в определённое время и в конкретном месте |
Дополнительные задания.
Задача 1.
С каким из изученных сегодня терминов связаны следующие изображения?
Задача 2. В результате очередных реформ в государстве возросла цена на многие товары. Спрогнозируйте последствия, которые могут наступить в связи с повышением цен. Как это отразится на спросе и предложении товаров?
Подведение итогов урока. Рефлексия (рабочие карты)