МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

«Признаки государства как института политической системы общества»
Подгурская Людмила Анатольевна,
заместитель директора по УВР,
педагог дополнительного образования
МБОУ СОШ №7, г. Ноябрьск
e-mail: [email protected]
Разработка урока по обществознанию в 9 классе
Тема: «Признаки государства как института политической системы общества»
Образовательные задачи:
Сформировать у учащихся представление о государстве как институте политической системы общества через раскрытие его основных характерных признаков.
Актуализировать знания учащихся по географии и новой истории для создания целостного понятия государства.
Продолжать формировать у учеников умение комментировать суждения политического характера.
Развивающие задачи:
1. Развивать умение, конкретизировать основные признаки государства реальным фактическим материалом, способствуя тем самым развитию речи и воображения учащихся.
Вспомогательные задачи:
Начать формирование умений вырабатывать свою точку зрения на политические вопросы и отстаивать ее, воспитывать терпимость к чужой точке зрения.
Основные понятия:
Публичная связь, аппарат подавления, аппарат управления, суверенитет.
Оборудование урока:
Схема «Классификация государственных органов».
Схема «Аппараты государственной власти».
Раздаточный материал по теме «Аппараты государственной власти».
Коллекция монет.
Атласы по географии.
Книги по новой истории за 8-й класс.
Ход урока
Организационный момент.
Изучая состав политической системы общества, мы с вами в качестве одного из основных элементов называли государство. Всегда ли существовало государство? (Ответ.)
А когда оно появляется? (Ответ.)
Рассматривая вопрос возникновения государства у восточных славян, мы с вами пришли к выводу: образование государства — это закономерный процесс. Так же, как на Руси, оно возникло и в Англии, и во Франции, и в Германии, и в других странах. Но разницу в этот процесс вносили местные особенности, особенности жизни того или иного народа. Это говорит о том, что государства появились не везде одновременно.
Давайте вспомним: как шел процесс образования государства у славян? (Ответ.)
Вот мы и сказали: «Образовалось Древнерусское государство».
А для того, чтобы получить представление о государстве, надо определить его признаки.
Назовите синоним слову «признаки» — это характерные черты.
То есть нам надо определить такие черты, которые свойственны любому государству.
Задачей нашего сегодняшнего урока и будет выявление таких характерных признаков.
Изучение нового материала.
Открывайте тетради.
Записываем число и тему сегодняшнего урока: «Признаки государства как института политической системы общества» (на доске).
Для примера возьмем нашу страну — Россию.
Россия — одно из крупнейших государств современного мира.
А другие страны такие же большие? (Ответ.)
Как вы определили, что страны бывают разные? По какому признаку их разделили? (Ответ — по размеру ихтерритории.)
Правильно, каждая страна занимает свою территорию, а она у всех разная.
На уроках географии вы знакомились с различными государствами мира и использовали при этом карту — атлас. Откройте атлас «Географическое положение России» и скажите, чем отделяются страны друг от друга? (Ответ — государственными границами.)
Как обозначены на карте государственные границы?
Можем ли мы увидеть государственную границу, когда мы ее пересекаем?
Можно ли ее свободно пересекать?
Кто охраняет государственную границу?
А почему государственная граница так сильно охраняется?
Что же мы называем государственной территорией?
А теперь откройте карту современной России. Мы видим, что она тоже поделена на части границами.
Это государственные границы?
Кто знает, как называются эти границы? (Административные.)
Зачем государство делится на части? (Чтобы лучше управлять им.)
Много ли таких границ внутри России? (Да.)
Кто охраняет эти границы?
Можно ли их свободно пересекать?
В чем же, на ваш взгляд, разница между государственной и административной границами?
Давайте сделаем вывод: какой признак государства мы определим как первый?
Наличие территории:
А) Каждое государство имеет государственную территорию, ограниченную государственными границами.
Б) Существует административно-территориальное деление страны. Оно необходимо для лучшего управления территориями.
Записываем:
Наличия одной территории мало, для того, чтобы у данного народа образовалось государство, необходима еще власть, как средство управления обществом.
Итак, необходимо:
Наличие публичной власти — это специальные органы и должностные лица, которые управляют различными областями жизни общества.
Публичная власть состоит из двух аппаратов:
аппарата управления;
аппарата подавления (насилия).
Детям раздаются карточки с органами государственной власти: ФСБ, милиция, армия, исправительные и исполнительные органы.
Задание: Определить, какие органы относятся к аппарату управления, а какие, каппаратуподавления?
Государственные органы разделяются по:
(используется схема «Классификация государственных органов»). (Записываем.)
1. Уровням:
а) центральные;
б) местные;
Функциям:
а) законодательные;
б) исполнительные;
в) судебные.
Способам формирования:
а) выборные;
б) назначаемые.
На уроках истории вы изучаете развитие различных государств в период XVII-XIX веков.
Приведите примеры, как элементы государственных аппаратов проявляли себя в жизни этих стран. Найдите в учебнике отрывки, подтверждающие эти примеры и зачитайте.
У государства есть еще и другие признаки, а именно:
— наличие у государства монопольных прав, этими правами обладает только государство.
Какие же это права?
а)издавать законы;
б)вводить в обращение деньги (доклад о возникновении денег, коллекция монет);
в)собирать налоги;
г)выпускать госзаймы.
Нам осталось определить еще один признак государства.
Изучая такие выдающиеся личности XIX века, как Наполеон, вы знакомились с историями завоевательных войн, которые он вел. Вам известно, что в период с 1800 по 1810 годы Наполеон в результате успешных войн в состав своей империи включил Бельгию, Нидерланды, Германию, северо-восточную Италию, Пруссию, Австрию и Португалию. Но как складывались отношения между Францией и Испанией? Выслушав мой рассказ, вы должны ответить на вопросы.
Что случилось с Испанией, и каковы для этого государства последствия случившегося?
(Рассказ о завоевании армией Наполеона Испании.)
В 1807 году Наполеон двинул крупные военные силы в Испанию и назначил ее королем своего брата — Жозефа. Но испанский народ не захотел с этим смириться и поднялся на защиту своего государства.
Вместе с регулярной армией против французских захватчиков активно действовали стихийно создаваемые партизанские отряды сопротивления. Однако силы были неравны — в ноябре 1808 года Наполеон двинул на завоевание Испании 200-тысячную армию. Население Испании с ненавистью встретило оккупантов. Улицы городов были пусты, люди вместо флагов вывесили на балконах грязные тряпки. Во французов стреляли из окон, из-за оград, с крыш домов. Беспримерный героизм проявили защитники города Сарагосы — 62 дня они вели неравную борьбу против осадившей город 50-тысячной французской армии. Укрытые крепкими стенами домов и монастырей, защитники города осыпали противника градом пуль и камней, обливали штурмующих городские стены солдат смолой и кипящим маслом. Ружья убитых мужей и отцов переходили в руки их жен и детей, продолжавших вести огонь по ненавистному врагу.
Французским войскам никак не удавалось прорваться вглубь города, пока среди населения не началась эпидемия. От болезней в городе погибло 46 тысяч человек. Осада города продолжалась почти месяц. Французы овладели городом, потеряв при этом только убитыми около 15 тысяч человек. Вскоре почти все крупные города Испании были заняты французскими войсками.
Итак, ребята, о чем же этот эпизод?
(Страну завоевали, она стала зависимой от другого государства.)
Как вы думаете, будет ли бороться против своих поработителей народ завоеванного государства? (Ответы.)
Значит, для того, чтобы страна была независимой, люди чувствовали себя свободными, хозяевами на данной территории, необходимо обеспечить ее независимость от других государств.
Итак, четвертый признак государства — это государственный суверенитет (независимость государства во внутренних и внешних делах).
Повторение и закрепление новых знаний.
Раздать ребятам карточки (тест) с признаками государства. Задание: определить, что является признаком государства, а что нет. Проверить задание (взаимоконтроль).
Итог.
Итак, задачей нашего урока было — определить признаки государства.
Домашнее задание:
Запомнить признаки государства и письменно ответить на вопрос: Как наше государство сейчас проявляет суверенитет? (Привести примеры.)
Оценки за урок.
Урок окончен.