СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по обществознанию в 9 классе «Признаки государства как института политической системы общества»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные задачи:

  1. Сформировать у учащихся представление о государстве как институте политической систе­мы общества через раскрытие его основных ха­рактерных признаков.
  2. Актуализировать знания учащихся по гео­графии и новой истории для создания целостно­го понятия государства.
  3. Продолжать формировать у учеников уме­ние комментировать суждения политического ха­рактера.

Развивающие задачи:

1. Развивать умение, конкретизировать ос­новные признаки государства реальным факти­ческим материалом, способствуя тем самым развитию речи и воображения учащихся.

Вспомогательные задачи:

  1. Начать формирование умений вырабаты­вать свою точку зрения на политические вопросы и отстаивать ее, воспитывать терпимость к чу­жой точке зрения.

Основные понятия:

Публичная связь, аппарат подавления, аппа­рат управления, суверенитет.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по обществознанию в 9 классе «Признаки государства как института политической системы общества»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК











«Признаки государства как института политической системы общества»








Подгурская Людмила Анатольевна,

заместитель директора по УВР,

педагог дополнительного образования

МБОУ СОШ №7, г. Ноябрьск

e-mail: [email protected]

Разработка урока по обществознанию в 9 классе

Тема: «Признаки государства как института политической системы общества»

Образовательные задачи:

  1. Сформировать у учащихся представление о государстве как институте политической систе­мы общества через раскрытие его основных ха­рактерных признаков.

  2. Актуализировать знания учащихся по гео­графии и новой истории для создания целостно­го понятия государства.

  3. Продолжать формировать у учеников уме­ние комментировать суждения политического ха­рактера.

Развивающие задачи:

1. Развивать умение, конкретизировать ос­новные признаки государства реальным факти­ческим материалом, способствуя тем самым развитию речи и воображения учащихся.

Вспомогательные задачи:

  1. Начать формирование умений вырабаты­вать свою точку зрения на политические вопросы и отстаивать ее, воспитывать терпимость к чу­жой точке зрения.

Основные понятия:

Публичная связь, аппарат подавления, аппа­рат управления, суверенитет.

Оборудование урока:

  1. Схема «Классификация государственных органов».

  2. Схема «Аппараты государственной влас­ти».

  3. Раздаточный материал по теме «Аппараты государственной власти».

  4. Коллекция монет.

  5. Атласы по географии.

  6. Книги по новой истории за 8-й класс.


Ход урока

Организационный момент.

Изучая состав политической системы обще­ства, мы с вами в качестве одного из основных элементов называли государство. Всегда ли су­ществовало государство? (Ответ.)

А когда оно появляется? (Ответ.)

Рассматривая вопрос возникновения государ­ства у восточных славян, мы с вами пришли к выводу: образование государства — это законо­мерный процесс. Так же, как на Руси, оно воз­никло и в Англии, и во Франции, и в Германии, и в других странах. Но разницу в этот процесс вно­сили местные особенности, особенности жизни того или иного народа. Это говорит о том, что государства появились не везде одновременно.

Давайте вспомним: как шел процесс образо­вания государства у славян? (Ответ.)

Вот мы и сказали: «Образовалось Древнерус­ское государство».

А для того, чтобы получить представление о государстве, надо определить его признаки.

Назовите синоним слову «признаки» — это характерные черты.

То есть нам надо определить такие черты, ко­торые свойственны любому государству.

Задачей нашего сегодняшнего урока и будет выявление таких характерных признаков.


Изучение нового материала.

Открывайте тетради.

Записываем число и тему сегодняшнего уро­ка: «Признаки государства как института полити­ческой системы общества» (на доске).

Для примера возьмем нашу страну — Рос­сию.

Россия — одно из крупнейших государств со­временного мира.

А другие страны такие же большие? (Ответ.)

Как вы определили, что страны бывают раз­ные? По какому признаку их разделили? (Ответ — по размеру ихтерритории.)

Правильно, каждая страна занимает свою тер­риторию, а она у всех разная.

На уроках географии вы знакомились с раз­личными государствами мира и использовали при этом карту — атлас. Откройте атлас «Геогра­фическое положение России» и скажите, чем от­деляются страны друг от друга? (Ответ — госу­дарственными границами.)

Как обозначены на карте государственные границы?

Можем ли мы увидеть государственную гра­ницу, когда мы ее пересекаем?

Можно ли ее свободно пересекать?

Кто охраняет государственную границу?

А почему государственная граница так сильно охраняется?

Что же мы называем государственной терри­торией?

А теперь откройте карту современной России. Мы видим, что она тоже поделена на части гра­ницами.

Это государственные границы?

Кто знает, как называются эти границы? (Ад­министративные.)

Зачем государство делится на части? (Чтобы лучше управлять им.)

Много ли таких границ внутри России? (Да.)

Кто охраняет эти границы?

Можно ли их свободно пересекать?

В чем же, на ваш взгляд, разница между госу­дарственной и административной границами?

Давайте сделаем вывод: какой признак госу­дарства мы определим как первый?

  1. Наличие территории:

А) Каждое государство имеет государствен­ную территорию, ограниченную государственны­ми границами.

Б) Существует административно-территори­альное деление страны. Оно необходимо для лучшего управления территориями.

Записываем:

Наличия одной территории мало, для того, чтобы у данного народа образовалось государ­ство, необходима еще власть, как средство уп­равления обществом.

Итак, необходимо:

  1. Наличие публичной власти — это специ­альные органы и должностные лица, которые уп­равляют различными областями жизни обще­ства.

Публичная власть состоит из двух аппаратов:

  1. аппарата управления;

  2. аппарата подавления (насилия).

Детям раздаются карточки с органами госу­дарственной власти: ФСБ, милиция, армия, ис­правительные и исполнительные органы.

Задание: Определить, какие органы относят­ся к аппарату управления, а какие, каппаратупо­давления?

Государственные органы разделяются по:

(используется схема «Классификация госу­дарственных органов»). (Записываем.)

1. Уровням:

а) центральные;

б) местные;



  1. Функциям:

а) законодательные;

б) исполнительные;

в) судебные.

  1. Способам формирования:

а) выборные;

б) назначаемые.

На уроках истории вы изучаете развитие раз­личных государств в период XVII-XIX веков.

Приведите примеры, как элементы государ­ственных аппаратов проявляли себя в жизни этих стран. Найдите в учебнике отрывки, под­тверждающие эти примеры и зачитайте.

У государства есть еще и другие признаки, а именно:

— наличие у государства монопольных прав, этими правами обладает только государство.

Какие же это права?

а)издавать законы;

б)вводить в обращение деньги (доклад о воз­никновении денег, коллекция монет);

в)собирать налоги;

г)выпускать госзаймы.

Нам осталось определить еще один признак государства.

Изучая такие выдающиеся личности XIX века, как Наполеон, вы знакомились с историями заво­евательных войн, которые он вел. Вам известно, что в период с 1800 по 1810 годы Наполеон в результате успешных войн в состав своей импе­рии включил Бельгию, Нидерланды, Германию, северо-восточную Италию, Пруссию, Австрию и Португалию. Но как складывались отношения между Францией и Испанией? Выслушав мой рассказ, вы должны ответить на вопросы.

Что случилось с Испанией, и каковы для этого государства последствия случившегося?

(Рассказ о завоевании армией Наполеона Ис­пании.)

В 1807 году Наполеон двинул крупные воен­ные силы в Испанию и назначил ее королем сво­его брата — Жозефа. Но испанский народ не за­хотел с этим смириться и поднялся на защиту своего государства.

Вместе с регулярной армией против француз­ских захватчиков активно действовали стихийно создаваемые партизанские отряды сопротивле­ния. Однако силы были неравны — в ноябре 1808 года Наполеон двинул на завоевание Испа­нии 200-тысячную армию. Население Испании с ненавистью встретило оккупантов. Улицы горо­дов были пусты, люди вместо флагов вывесили на балконах грязные тряпки. Во французов стре­ляли из окон, из-за оград, с крыш домов. Бес­примерный героизм проявили защитники города Сарагосы — 62 дня они вели неравную борьбу против осадившей город 50-тысячной француз­ской армии. Укрытые крепкими стенами домов и монастырей, защитники города осыпали против­ника градом пуль и камней, обливали штурмую­щих городские стены солдат смолой и кипящим маслом. Ружья убитых мужей и отцов переходи­ли в руки их жен и детей, продолжавших вести огонь по ненавистному врагу.

Французским войскам никак не удавалось прорваться вглубь города, пока среди населения не началась эпидемия. От болезней в городе по­гибло 46 тысяч человек. Осада города продол­жалась почти месяц. Французы овладели горо­дом, потеряв при этом только убитыми около 15 тысяч человек. Вскоре почти все крупные города Испании были заняты французскими войсками.

Итак, ребята, о чем же этот эпизод?

(Страну завоевали, она стала зависимой от другого государства.)

Как вы думаете, будет ли бороться против своих поработителей народ завоеванного госу­дарства? (Ответы.)

Значит, для того, чтобы страна была незави­симой, люди чувствовали себя свободными, хо­зяевами на данной территории, необходимо обеспечить ее независимость от других госу­дарств.

Итак, четвертый признак государства — это государственный суверенитет (независимость государства во внутренних и внешних делах).


Повторение и закрепление новых зна­ний.

Раздать ребятам карточки (тест) с признаками государства. Задание: определить, что является признаком государства, а что нет. Проверить за­дание (взаимоконтроль).


Итог.

Итак, задачей нашего урока было — опреде­лить признаки государства.

Домашнее задание:

Запомнить признаки государства и письмен­но ответить на вопрос: Как наше государство сейчас проявляет суверенитет? (Привести при­меры.)

Оценки за урок.

Урок окончен.