Кашапова Альфия Мунировна, учитель истории и обществознания
Урок обществознания
8-й класс
Тема: Семья как малая социальная группа и социальный институт.
Цель: охарактеризовать семью, как малую социальную группу и как социальный институт.
Задачи:
Образовательная: раскрыть сущность семьи, как малой группы и социального института, охарактеризовать виды семьи, познакомить учащихся с социальными аспектами института брака и семьи;
Развивающая: построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей, умение делать выводы, анализировать, сравнивать и обобщать, формулировать и аргументировать собственное мнение;
Воспитательная: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению через доброжелательное отношение к другим участникам учебной деятельности, сотрудничество в процессе учебной деятельности, воспитание уважения к браку, семье и взаимоотношениям людей в ней.
Тип урока: Комбинированный
Форма урока: работа в группах, урок с применением обучающих структур и приемов мыслительной деятельности.
Основные понятия: семья, социальный институт, функции семьи.
Обучающие структуры: ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС, СИНГЛ РАУНД РОБИН, КОНТИНИУС РАУНД РОБИН.
Мыслительные приемы: СИ – ФИНК-УАНДЭ, ДЖОТ ТОТС, СОРТ КАРДС.
Двигатели культуры мышления: ВРЕМЯ, ОЖИДАНИЯ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ОТНОШЕНИЯ
Оборудование: презентация, учебник, мэнэджмент, тетрадь, листы А4 и А3 цветные маркеры.
План урока.
Организационный момент. Приветствие.
Целеполагание и мотивация. Постановка проблемы. (СИ ФИНК УАНДЭ)
Актуализация знаний. Работа с определением «Семья»
ДЖОТ ТОТС, СОРТ КАРДС.
Закрепление материала. ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС.
5.Рефлексия
Ход урока:
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Психологический настрой.
Приветствие. Добрый день. Я рада видеть вас на уроке. Сначала давайте встанем и образуем круг. Встанем в порядке дней рождения. Возьмемся за руки. Что вы почувствовали, держась за руки? (Ответы учащихся: тепло.). Сегодня на уроке мы поговорим о чём-то приятном и согревающем душу каждого человека. Первым встает тот, у кого день рождения в январе. После этого первые четверо участников садятся за первый стол, а вторые 4 - за второй стол и.т.д. У нас появились новые партнеры. Поприветствуем партнеров по плечу, покажем какие мы спортивные, сильные, поприветствуем партнеров по лицу, какие мы дружелюбные и готовы всегда помочь друг другу (ДАМБЛ ФАМС, ПАМП АП). Пожелаю всем плодотворной работы и больше позитивных идей.
2. Целеполагание и мотивация. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.
МП. СИ – ФИНК - УАНДЭ (See-Think-Wonder) – мыслительный прием, в котором ученики индивидуально или в команде отвечают на вопрос с целью развития навыков наблюдения и описания наблюдаемого. (ДКМ-Ожидание)
Посмотрите на экран. Сейчас вы посмотрите видео. Постарайтесь быть очень внимательными.
I.«Что вы увидели?»
1.Я даю вам 10 секунд для размышления
2.Сейчас у вас будет 40 секунд, чтобы записать свой ответ на листочках. (Установим таймер на 40 секунд).
3.Отлично! Поделитесь ответами со своей командой, выполнив структуру СИНГЛ РАУНД РОБИН, начиная с участника №3. 12 секунд для каждого участника.
Установим таймер на 12 секунд для каждого участника.
Каждый раз напоминаем участникам о переходе.(№3, №4, №1,2)
Опрашиваем участников и записываем их ответы на доске.
II. «Что вы думаете об этом?»
1.Запишите свой ответ на второй строчке. У вас 10 секунд подумать и 40 секунд, чтоб записать ответ. Установим таймер на 40 секунд.
2.А сейчас поделитесь ответами со своей командой, выполнив структуру СИНГЛ РАУНД РОБИН, начиная с участника №2. 12 секунд для каждого участника.
Установим таймер на 12 секунд для каждого участника.
Каждый раз напоминаем участникам о переходе. (№2, №3, №4, №1)
Опрашиваем участников и записываем их ответы на доске.
Задаем наводящие вопросы, чтоб узнать, о чем ещё думают участники
III. «О чем это заставляет вас задуматься?»
1. Запишите свой ответ на третьей строчке. У вас 10 секунд для размышления и 40 секунд, чтоб записать ответ. (Установим таймер 40 секунд)
2.Давайте снова поделимся ответами со своей командой, выполнив структуру СИНГЛ РАУНД РОБИН, начиная с участника №1 15 секунд для каждого участника. (Установим таймер на 12 секунд для каждого участника. Каждый раз напоминаем участникам о переходе. Опрашиваем участников и записываем их ответы на доске. Задаем наводящие вопросы, чтоб узнать, о чем ещё задумались участники). Отлично!!
А какой вывод мы можем сделать по увиденному и какую тему мы планируем сегодня изучить на уроке? Ваши размышления и предположения?
ВЫВОД: Таким образом, мы пришли к выводу, что тема нашего урока - это семья.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ: Есть ли аналогия семьи в природе и в обществе? Вопрос остается открытым. Мы на него должны найти ответ в течение урока.
3.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. Вопросы: Что такое семья? Докажите, что семья является социальным институтом. Приведите пример семьи, как малой группы. (Ответы учащихся)
Социальный институт – исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.
Семья как малая группа - основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Семья как социальный институт – это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.
Брак («брачити» - отбирать, выбирать хорошее) – это надлежащим образом оформленный добровольный союз мужчины и женщины с целью создания семьи. Заключение брака рождает права и обязанности супругов по отношению друг к другу и к детям.
Это интересно: В Бельгии, России, Франции, Швеции, Японии признаётся только светский брак. В Англии, Австралии, Италии, Испании, США – светский или церковный брак. В Израиле, Иране, Ираке - только церковный брак.
С помощью мыслительного приема ДЖОТ ТОТС актуализируем наши знания
Подготовка
1.Пожалуйста, освободите свои столы, так как нам понадобится пространство.
2.Все участники №2 и 4 возьмите, пожалуйста, один лист А4. Разделите его пополам и передайте соседу по плечу один из полученных листков. Теперь сложите полученный листок пополам два раза и разделите по сгибам. У каждого участника должно получиться по 4 листочка.
Выполнение ДЖОТ ТОТС
1.Подумайте максимальное количество слов на тему «СЕМЬЯ». Здесь могут быть глаголы, существительные, прилагательные.
2.Перед тем, как начать писать громко проговорите слово, затем быстро запишите его и положите в центр стола.
3.Не забудьте раскладывать листочки лицевой стороной вверх, чтоб всем участникам команды были видны слова. Нельзя повторять слова, записанные другими.
Ну, что готовы начать? У вас будет 2 минуты на выполнение задания. Начали. (Установим таймер на 2 минуты, после истечения времени проделаем сигнал тишины).
4.Время вышло. Участники №4, пожалуйста, соберите все карточки и сложите их в одну стопку.
Сейчас мы проделаем ещё одну работу СОРТ КАРДС (мыслительный прием)
Нам необходимо распределить карточки на категории – от 3до 5.
1.Внимательно просмотрите все слова, попробуйте найти между ними связь. Чем они похожи? Чем отличаются? Основываясь на схожих элементах и различиях, создайте свои 3-5 категории и рассортируйте полученные идеи по этим категориям.
2.Запишите названия каждой категории цветными маркерами на отдельных листочках и расположите эти листочки над списком слов.
3.У вас на это задание 2 минуты. Начали. (Установить таймер на 2 минуты и, когда закончится время, проделать сигнал тишины). У всех получилось по крайней мере 3 категории?
4.Сейчас мы с вами пройдемся по классу и посмотрим на то, что получилось у других команд. Обратите внимание: когда вы подходите к столу другой команды нельзя двигать карточки и менять их порядок.
5.Возможно вы захотите записать новые идеи и слова, которые не были озвучены вашей командой и рассмотреть, как другие команды озаглавили категории. Пожалуйста, возьмите с собой листы и ручку. У вас 1 минута посмотреть работы. Теперь давайте встанем, возьмем свои блокноты, и задвинем стулья. Начали. (Установить таймер на 1 минуту. Спросить нужно ли дополнительное время и добавить 1 минуту, при необходимости. Когда закончится время, проделать сигнал тишины).
6.Спасибо. Пожалуйста, вернитесь на свои места. Вы можете добавить новые слова и внести другие изменения в ваши категории и списки. У вас на это 1 минута.
7.Поменяла ли ваша команда в свою работу после того, как посмотрела работы других команд? (Любые 2 команды презентуют свои категории. На доске записываем основные понятия).
Таким образом, в начале урока мы с вами сравнили семьи животных и общество, нашли общие черты, и поставили вопрос: можно ли провести механическую аналогию? Постарайтесь ответить на этот вопрос. Механическая аналогия структуры общества и структуры природных семейств вряд ли возможна. (Начиная с периода разложения первобытности семья является одной из важнейших первичных ячеек человеческого общества. Это своеобразный микроколлектив, обладающий исключительной социальной устойчивостью и огромными средствами социального развития. Одной из важнейших функций семьи в обществе является воспроизводство человеческого рода, удовлетворение важной природной потребности людей.
Совершенно очевидно, что природное начало является одним из фундаментальнейших основ семьи как социальной ячейки общества. Можно и нужно оценивать семью и как хозяйственную единицу общества, и как механизм подготовки трудовых ресурсов и их первичной социализации, можно видеть и ценить в семье родство душ и мощность нравственных скреп, связывающих людей, — все это будет совершенно справедливо и соответствует действительности. Но если при этом выносить за скобки семьи природные узы, связывающие людей, или даже отводить этим узам как бы подчиненное, второстепенное место, то образ семьи как микросоциальной общности неизбежно окажется искаженным. Ибо с какой стороны ни подходить к семье, в какой системе отсчета ни оценивать ее, а природная связь пронизывает ее, дает о себе знать во всех проявлениях жизнедеятельности семейной общности.)
Развитие семейных отношений:
Семья очень древний социальный институт, приобретавший на различных ступенях развития различные формы.
Задание: Составить логическую цепочку «Этапы становления брачно-семейных отношений (по Л.Моргану)»:
Первобытное состояние (неупорядоченные половые связи – не существовало ограничений, но могли быть временные супружеские пары);
Кровно-родственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками и потомками, родителями и детьми – «браки между членами родов, не состоящих в кровном родстве, создавали породу более крепкую как физически, так и умственно»);
Парная (моногамная) семья (устанавливается единобрачие – возникает между дикостью и варварством)
патриархальная традиционная демократическая
Виды семей:
а) Патриархальная семья.
Задание: На основании анализа источников (документ 1) определите (не нужно) Основные черты патриархальной семьи
Однокарьерная семья;
Многопоколенная семья;
Главенство мужчины в доме;
Зависимость жены от мужа, младших от старших;
Роль женщины – рождение и воспитание детей, работа по дому без ведения денежных дел (Пример – семья Фёдора и Дарьи Васильевых, XVIII в. – 69 детей).
б) Причины возникновения патриархальной семьи:
Вопрос: Какое объяснение появления патриархальной семьи вам кажется более убедительным? Что ещё, на ваш взгляд, могло повлиять на этот процесс?
в) Современная семья – демократическая, партнёрская:
Двухкарьерная семья;
Нуклеарная семья (родители и дети);
Равноправие всех членов семьи;
Равное распределение домашних обязанностей;
Совместное принятие решений;
Взаимная поддержка и кооперация взрослых и детей.
г) Вопрос: Какие причины возникновения демократической семьи вы можете назвать?
Вопрос к учащимся: Определили виды семьи. Постарайтесь ответить на вопрос, чем партнерская семья отличается от патриархальной? Как вы думаете, в наше время, какой вид семьи преобладает и почему?
Государство и семья. Законодательная база. Конституция РФ.
Глава 2. Статья 38.
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Проблемы современной семьи:
В настоящее время в России насчитывается 40 млн., семей.
Примерно 69 % состоят из супругов с детьми.
Ежегодно без отца остается примерно 300 тысяч детей.
Бездетных семей – 48%.
общие глобальные социальные изменения
рост мобильности населения
урбанизация
сокращение числа заключаемых браков
снижение уровня рождаемости, рост малодетных и неполных семей, рост внебрачных рождений, возросло число детей, рождающихся больными
большое количество разводов.
Причины разводов:
злоупотребление спиртными напитками,
бытовая неустроенность супругов,
супружеская неверность,
проблема распределений домашних обязанностей,
психологическая несовместимость.
Закрепление материала.
ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС РАБОТА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ
Есть такая легенда. Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: Каких?
1.Все участники под №2 возьмите лист А3.
2.Сложите лист пополам 4 раза
3.Раскройте этот лист. Участник №3, зарисуйте центральный квадрат, и ещё 4 линии, чтобы разделить лист на 4 участника.
4.Запишите тему на верхней части внутреннего квадрата.
5.Пронумеруйте квадратики в зависимости от вашего номера.
6.Если у вас 5 участник, разделите квадрат 1 и 4 на три части (Показать на доске)
Вы готовы? Что вы знаете о семейных ценностях. У вас 10 секунд на размышление. (Дать 10 секунд на размышление)
Возьмите ручку и запишите в квадрат, который находится перед вами, слова, которые приходят на ум, когда мы говорим о функциях семьи в виде списка. Каждый участник пишет в своем квадрате. (Продемонстрировать на доске)
-Запишите максимальное количество идей. У вас есть одна минута. Начали. (Установить таймер на 1 минуту. Даже если участники просят больше времени, если у них есть уже записаны 3-4 идеи, не выделяем больше времени и переходим на следующий этап)
-КОПИ КЛЭП
А сейчас каждый из нас поделится своей точкой зрения, используя КОНТИНИУС РАУНД РОБИН. После каждой предложенной идеи, остальные участники команды должны показать свое согласие (большой палец вверх) или не согласие (большой палец в сторону)
-Ученик №3 запишет ту точку зрения, с которой согласится вся команда. Итак, несколько кругов, пока все участники не поделятся всеми ответами.
-Но я хочу усложнить задание – в центральный квадрат вы можете записать только 3 идеи, значит вам, необходимо критически обдумать каждый ответ, прежде чем проголосовать.
-Готовы? Начали! (Установить таймер на 2 минуты. Когда пройдет время спросите необходимо ли дополнительное время и установите таймер на одну минуту при необходимости напомнить о 5 идеях)
-Итак, справились. Давайте попросим всех участников №3 встать и поделиться одной идей команды с которой вы все согласились. Поделитесь идеями, которые ещё не разу не прозвучали и не были записаны. Записать ответы команд на доску.
Посмотрите внимательно на доску и скажите, вам эти слова знакомы? Да, действительно – это ценности гимназии. Можем сказать, что гимназия-это большая дружная семья.
5 этап. Рефлексия. Перед вами солнышко, оно улыбается, но у него еще нет лучиков. Предлагаю прикрепить к нему лучики, предварительно написав на них, свое мнение о сегодняшнем уроке, ваши пожелания и вопросы.
6 этап. Домашнее задание
Кажется, нет человека, который бы не знал выражения: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Так начинается роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Что же стоит за ставшей классической фразой прошедшего непростой жизненный путь писателя и мудрого человека? Можно ли найти универсальный секрет семейного счастья?
В народе говорят: счастлив тот, кто счастлив в доме. Есть такая притча. Поселил бог женщину и мужчину в поле. Научил их строить шалаш. Дал мужчине лопату, а женщине горсть зерна: «Живите и продолжайте род человеческий, Приду через год, посмотрю, как тут у вас. На следующий год приходит Бог рано утром на восходе солнца. Видит: сидят мужчина и женщина у шалаша, перед ними созревает хлеб на ниве, рядом с ними колыбель, а в ней ребенок. А мужчина и женщина смотрят то на небо алое, то в глаза друг другу. В те мгновения, когда их глаза встречались, Бог видел в них какую-то неведомую силу, непостижимую для него красоту. Это красота была прекраснее неба и солнца, земли и пшеничного поля, прекраснее всего, что слепил и смастерил Бог. Красота эта до того потрясла, удивила, ошеломила Бога, что он сказал: «Как же так? Я слепил человека из глины и вдохнул в него жизнь, но не смог создать такой красоты. Откуда же она взялась и что такое это красота? Как вы думаете, ребята?
Это любовь! Именно она соединила судьбы в одну. Это любовь! Это она дала жизнь детям. И именно благодаря любви создалась здоровая, крепкая, дружная семья. Вот это и есть счастье!» Будьте же благодарны и берегите себя и свое сердце от грехов и измен!
7. Подведение итогов урока
– Наш урок подошёл к концу. Мы многое успели. Вы показали себя хорошими, думающими собеседниками. Спасибо вам за урок!